Пример 3.1 КОНСТРУИРУЯ НОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ
Предположим, что вы один из руководителей автомобильной компании и должны запланировать выпуск новых моделей машин, намеченных к продаже на рынке в ближайшие несколько лет. Если вы поручили провести изучение рынка, важнейшими критериями будут два признака автомобиля — его дизайн и технические данные (например, скорость и простота в обращении). Чем лучше модель и технические данные, тем выше и спрос на машину. Однако конструктивные изменения во внешнем виде и технических характеристиках новой машины стоят денег. Как учитывать каждый признак?
Ответ на этот вопрос зависит не только от издержек производства, но и от потребительских предпочтений относительно тех или иных характеристик машины. При разработке новой модели решающую роль играет изучение этих предпочтений. Один из способов такого изучения — опрос потребителей, в ходе которого предлагается на выбор несколько моделей разных уровней дизайна (от простой и относительно некомфортабельной до усложненной и отделанной плюшем) и технических характеристик. Если исследование хорошо продумано и подготовлено, можно убедиться, какое из двух свойств предпочтительней и, что еще более важно, до каких пределов интервьюированные люди готовы пожертвовать одним качеством в пользу другого.
Предположим, большинство людей имеют предпочтения, показанные на рис. 3.7а. Они предпочитают технические характеристики дизайну до такой степени, что готовы значительно пожертвовать дизайном ради лучших технических свойств автомобиля. Сравните это с рис. 3.7Ь, который показывает предпочтения значительно меньшей части населения. Эти люди предпочитают внешний вид техническим усовершенствованиям и готовы смириться даже с низким пробегом ради красоты дизайна.
Зная уровень затрат на обеспечение каждого из параметров, хороший руководитель может выбрать модель, которую необходимо выпустить на рынок в следующем году. Именно так действовал Ли Якокка в компании
Технические характеристики
а
Технические характеристики д
Рис. 3.7. Графическое выражение предпочтений по атрибутам автомобиля
«Форд» в 1969 г. Якокка верил, что рынку нужна машина, которая заинтересовала бы состоятельных и независимых молодых американцев. Якокка позаимствовал дизайн такой машины у своего товарища по работе Дональда Фрея. Якокка и Фрей сконструировали машину своеобразного дизайна, которую можно было бы производить с меньшими затратами, чем другие модные машины — такие, как «Корвет» фирмы «Дженерал Моторс». В итоге появился «Форд-мустанг», имевший непревзойденный успех на рынке. В первый же год было продано свыше 418000 «мустангов», и это дало «Форду» сотни миллионов долларов прибыли.
Бюджетные ограничения
Карта безразличия дает описание шкалы личных предпочтений в отношении различных сочетаний товаров и Услуг. Но предпочтения не объясняют полностью поведения потребителя. На индивидуальный выбор влияют также бюджетные ограничения, которые с помощью цен на Различные товары и услуги ставят пределы потреблению людей.
БЮДЖЕТНАЯ ЛИНИЯ
^ Чтобы понять, как бюджет ограничивает выбор чело-а, рассмотрим ситуацию, когда женщина располагает
фиксированным доходом I, который может быть потрачен Два вида товаров — продукты питания и одежду. Пусть
F — количество продуктов питания (товара F), закупленных ею, а С — количество предметов одежды (товара С). Наконец, обозначим цену двух товаров через pf и Pc. Тогда PFF (t. е. цена продуктов питания, помноженная на их количество) представляет сумму денег, затраченных на питание, a PcC — на одежду.
Бюджетная линия указывает на все сочетания P и С, при которых общая сумма затрат равна доходу. Так как имеются только два вида товаров1, женщина потратит весь доход на продукты питания и одежду. В результате комбинации продуктов и одежды, которые она может приобрести, будут лежать на прямой
PFF+ PcC= I. (3.1)
Допустим, недельный доход женщины составляет 40 долл., цена продуктов питания — 1,00 долл. за единицу, а цена одежды — 2,00 долл. за единицу. В табл. 3.2 приведены различные сочетания продуктов и одежды, которые она может покупать при своем доходе в 40 долл. Если бы весь ее бюджет был выделен на покупку одежды, самое большее, что она смогла бы купить, — 20 единиц (при цене 2,00 долл. за единицу). Это представлено в таблице набором потребительских товаров А. Ассортиментные наборы В, С и D показывают три дополнительных способа, которыми 40 долл. могут быть потрачены на питание и одежду.
ТАБЛИЦА 3.2
Ассортиментные наборы потребительских товаров и услуг и бюджетная
линия
Ассортиментные наборы товаров | Питание (F) | Одежда (С) | Общие расходы, долл. |
А | О | ||
В | |||
С | |||
D | |||
E | О |
На рис. 3.8 приведена бюджетная линия наборов от А до E, представленных в табл. 3.2. Так как отказ от единицы одежды экономит 2,00 долл. и покупка единицы питания стоит 1,00 долл., количество одежды, пожертво-
1 Если число товаров больше двух, то бюджетное ограничение задает гиперплоскость в пространстве наборов потребления. (Прим. ред.)
§
I
75 h
Ю h
бюджетная линия
Наклон А С/Л F= - у= —Pf/Pc
Б
о ю го jo 4o=(i/pF)
Продукты питания, единиц Рис. 3.8. Построение бюджетной линии
ванное ради продуктов питания, вдоль бюджетной линии должно быть одинаково повсюду. В итоге бюджетная линия представляет собой прямую линию от точки А до точки E. В этом частном случае бюджетная линия дается уравнением F + 2С = 40 долл.
Набор А — вершина отрезка, отсекаемого бюджетной линией на вертикальной оси. По мере движения вдоль линии от набора А к набору E женщина тратит меньше средств на одежду и больше на продукты питания. Легко заметить, что дополнительное количество одежды, от которой надо отказаться, чтобы купить дополнительную единицу продуктов питания, определяется соотношением цены продуктов питания и цены одежды (1 долл./ 2 долл.= '/2>. Так как одежда стоит 2,00 долл. за единицу, а продукты питания — 1 долл., ради 1 единицы продуктов питания надо пожертвовать '/2 единицы одежды. На рис. 3.8 тангенс угла наклона линии AC/AF = '/2 равен отношению стоимости продутов питания к стоимости одежды.
Из уравнения (3.1) мы можем определить, каким количеством С надо пожертвовать, чтобы получить боль-
ше F. Разделим обе части уравнения на Рс и затем решим его относительно С:
C= (i/pc)_(PF/Pc)F. (3.2)
Уравнение (3.2) является уравнением прямой с начальной ординатой !/Рс и угловым коэффициентом— (PF/Pc). Угловой коэффициент бюджетной линии — (Pp /Pc) является отрицательным соотношением цен двух товаров. Его величина указывает норму замещения товаров при условии, что общая сумма затрачиваемых денег остается неизменной. Длина отрезка (1/Pc) на вертикальной оси представляет собой максимальную величину С, которую можно приобрести при доходе I. Наконец, длина отрезка i/pf на горизонтальной оси говорит нам, сколько единиц 1-может быть закуплено, если весь доход потрачен на F.