Налогообложение деятельности иностранных компаний в РФ, осуществляемой в РФ путем создания строительных площадок.

Под строительной площадкой иностранной организации на территории Российской Федерации понимается:

1) место строительства новых, а также реконструкции, технического перевооружения и (или) ремонта существующих объектов недвижимого имущества (за исключением воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов);

2) место строительства и (или) монтажа, ремонта, реконструкции и (или) технического перевооружения сооружений, в том числе плавучих и буровых установок, а также машин и оборудования, нормальное функционирование которых требует жесткого крепления на фундаменте или к конструктивным элементам зданий, сооружений или плавучих сооружений.

При определении срока существования строительной площадки в целях исчисления налога, а также постановки на учет иностранной организации в налоговых органах работы и иные операции, продолжительность которых включается в этот срок, включают все виды производимых иностранной организацией на этой строительной площадке подготовительных, строительных и (или) монтажных работ, в том числе работ по созданию подъездных путей, коммуникаций, электрических кабелей, дренажа и других объектов инфраструктуры, кроме объектов инфраструктуры, изначально создаваемых для иных целей, не связанных с данной строительной площадкой.

В случае если иностранная организация, являясь генеральным подрядчиком, поручает выполнение части подрядных работ другим лицам (субподрядчикам), то период времени, затраченный субподрядчиками на выполнение работ, считается временем, затраченным самим генеральным подрядчиком. Настоящее положение не применяется в отношении периода работ, выполняемых субподрядчиком по прямым договорам с застройщиком или техническим заказчиком и не входящих в объем работ, порученных генеральному подрядчику, за исключением случаев, когда эти лица и генеральный подрядчик являются взаимозависимыми лицами.

В случае, если субподрядчик является иностранной организацией, его деятельность на этой строительной площадке также рассматривается как создающая постоянное представительство этой организации-субподрядчика.

Данное положение применяется к организации-субподрядчику, продолжительность деятельности которой составляет в совокупности не менее 30 календарных дней, при условии, что генподрядчик имеет постоянное представительство.

Началом существования строительной площадки в налоговых целях считается более ранняя из следующих дат: дата подписания акта о передаче площадки подрядчику (акта о допуске персонала субподрядчика для выполнения его части совокупного объема работ) или дата фактического начала работ.

Окончанием существования стройплощадки является дата подписания застройщиком или техническим заказчиком акта сдачи-приемки объекта или предусмотренного договором комплекса работ. Окончанием работ субподрядчика считается дата подписания акта сдачи-приемки работ генеральному подрядчику. В случае, если акт сдачи-приемки не оформлялся или работы фактически окончились после подписания такого акта, строительная площадка считается прекратившей существование (работы субподрядчика считаются законченными) на дату фактического окончания подготовительных, строительных или монтажных работ, входящих в объем работ соответствующего лица на данной стройплощадке.

Строительная площадка не прекращает существования, если работы на ней временно приостановлены, кроме случаев консервации строительного объекта на срок более 90 календарных дней по решению федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятому в пределах их компетенции, или в результате действия обстоятельств непреодолимой силы.

Продолжение или возобновление после перерыва работ на строительном объекте после подписания акта, приводит к присоединению срока ведения продолжающихся или возобновленных работ и перерыва между работами к совокупному сроку существования строительной площадки только в случае, если:

1) территория (акватория) возобновленных работ является территорией (акваторией) прекращенных ранее работ или вплотную примыкает к ней;

2) продолжающиеся или возобновленные работы на объекте поручены лицу, ранее выполнявшему работы на этой строительной площадке, или новый и прежний подрядчики являются взаимозависимыми лицами.

Если продолжение или возобновление работ связано со строительством или монтажом нового объекта на той же строительной площадке либо с реконструкцией ранее законченного объекта, срок ведения таких продолжающихся или возобновленных работ и перерыва между работами также присоединяется к совокупному сроку существования строительной площадки.

В остальных случаях, включая выполнение ремонта, реконструкции или технического перевооружения ранее сданного застройщику или техническому заказчику объекта, срок ведения продолжающихся или возобновленных работ и перерыв между работами не подлежит присоединению к совокупному сроку существования строительной площадки, начатому работами по сданному ранее объекту.

Сооружение или монтаж таких объектов, как строительство дорог, путепроводов, каналов, прокладка коммуникаций, в ходе проведения работ на которых меняется географическое место их проведения, рассматривается как деятельность, осуществляемая на одной строительной площадке.

20. Особенности налогообложения дивидендов процентов и лицензионных платежей.Налогообложение процентов.База налогообложения:процент на текущий или депозитный банковский счет;процентный или дисконтный доход по именному сберегательному (депозитному) сертификату;процент на вклад (депозит) члена кредитного союза.Ставка: 5% от базы налогообложения.

Налогообложение процентов (в том числе дисконтных доходов), начисленных (выплаченных) в пользу физических лиц на других основаниях, осуществляется в общем порядке, установленном НКУ для доходов, которые окончательно облагаются налогом при их выплате по ставке 15% (17%).

Налоговым агентом налогоплательщика является лицо, осуществляющее такое начисление (выплату). Общая сумма налогов, удержанных в течение отчетного налогового месяца из таких начисленных (выплаченных) процентов налогоплательщику, уплачивается (перечисляется) таким налоговым агентом в бюджет в сроки, определенные для месячного налогового периода.

Налоговый агент, который начисляет доходы в виде процентов, отражает в налоговом расчете общую сумму таких начисленных (уплаченных) доходов и общую сумму удержанного с них налога. При этом информация относительно отдельного банковского депозитного или текущего счета физического лица, суммы начисленных на него процентов, а также сведения относительно такого физического лица — вкладчика не предоставляется.

Налогообложение дивидендов

База налогообложения: дивиденды, выплаченные в пользу физического лица.

Не включаются в состав налогооблагаемого дохода дивиденды, начисляемые в пользу плательщика налога в виде акций (долей, паев), эмитированных юридическим лицом — резидентом, которое начисляет такие дивиденды, при условии, что такое начисление никоим образом не изменяет пропорций (долей) участия всех акционеров (владельцев) в уставном фонде эмитента, и в результате которого увеличивается уставный фонд эмитента на совокупную номинальную стоимость начисленных дивидендов.

Ставка: 5% от базы налогообложения. Окончательно облагаются налогом при их выплате за их счет.

Дивиденды в пользу физических лиц (в том числе нерезидентов) по акциям или другим корпоративными правами, которые имеют статус привилегированных или другой статус, предусматривающий выплату фиксированного размера дивидендов и суммы, большей, чем сумма выплат, рассчитанная на любую другую акцию (корпоративное право) приравниваются с целью налогообложения к выплате заработной платы с соответствующим налогообложением.

Налоговым агентом налогоплательщика при начислении (выплате) в его пользу дивидендов, является эмитент корпоративных прав или по его поручению другое лицо, осуществляющее такое начисление (выплату).

Любой резидент, который начисляет дивиденды, включая того, который платит налог на прибыль предприятий в способ, отличный от общего (является субъектом упрощенной системы налогообложения), или освобожден от уплаты такого налога по любым основаниям, является налоговым агентом при начислении дивидендов.

Лицензионные платежи - это:

а) плата получателя лицензии (лицензиата) продавцу (лицензиару) за право заниматься определенным видом деятельности;

б) выплата физическим или юридическим лицом владельцу интеллектуальной собственности или создателю чего-либо (товарного образца, произведения искусства и т.д.) за право использования этой собственности в коммерческих целях.

Существует несколько видов лицензионных платежей.

1. Роялти это периодические процентные или фиксированные суммарные отчисления лицензиата в пользу лицензиара за права, предоставленные ему лицензиаром. В лицензионных соглашениях устанавливается размер, база исчисления и периодичность выплаты роялти. В международной практике размер роялти определя­ется исходя из среднего уровня стандартных ставок текущих отчислений, характерных для отраслей. Роялти могут исчисляться исходя из объемов прибыли, суммы продаж, отпускной цены и обычно составляют 3—5%.

2. Паушальный платеж представляет собой зафиксированную в тексте лицензионного соглашения сумму, которая выплачивается в виде единовременного платежа или по частям. Эта величина не связана во времени с фактическим использованием лицензии, а устанавливается заранее путем экспертных оценок. По паушальным платежам лицензиар стремится получить такую сумму, которая, будучи положенной на банковский счет, обеспечила бы ему прибыль, равную по величине и времени выплате в виде роялти.

3. Участие в прибыли это отчисление в пользу лицензиара части прибыли от коммерческого использования предмета лицензии. Как правило, участие лицензиара в прибыли лицензиата фиксируется на уровне до 30% при предоставлении исключительной лицензии и 10% — при неисключительной лицензии.

4. Участие в собственности — передача лицензиатом лицензиару части акций своих предприятий в качестве платежа за предоставленную лицензию. Этот вид применяется в целях установления контроля над собственностью иностранных предприятий, исполь­зующих технологию лицензиара.

21. Особые экономические зоны: причины создания, требования и преимущества использования.Особая экономическая зона или Свободная экономическая зона (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория в регионах, с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач. Особая экономическая зона создается на сорок девять лет. Срок существования ОЭЗ продлению не подлежит.

Цели создания с точки зрения государства

· Привлечение прямых иностранных капиталов, передовых технологий производства товаров и услуг.

· Создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала.

· Развитие экспортной базы.

· Импортозамещение.

· Апробация новых методов менеджмента и организации труда.

Цели создания с точки зрения инвесторов:

- Приближение производства к потребителю.

- Минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин

- Доступ к инфраструктуре.

- Использование более дешёвой рабочей силы.

- Снижение административных барьеров.

- Развитие территории.

Преимущества особых экономических зон.

В первую очередь - это налоговые преимущества (таблица 1). Кроме льгот на уплату федеральных налогов резидентам зоны также предоставляются региональные налоговые льготы на 5 лет- на 10 лет. Теоретически по договоренности с субъектом РФ можно получить освобождение и на более длительный срок. Кроме того, действует ускоренное списание расходов на научные исследования и опытно-конструкторские работы.
Резидентам зон предоставляется в числе прочего освобождение от земельного налога. Для этого необходимо стать собственником земельного участка внутри зоны. Однако тут надо учитывать, что в самом начале функционирования зоны собственником выступает субъект РФ или муниципальное образование, а резиденты являются арендаторами. Приобретение земли в собственность возможно лишь в результате возведения каких-либо строений на ее территории, а до этого момента компания-резидент будет обязана платить арендную плату. Режим особой таможенной зоны, который действует в особых экономических зонах, в большей степени актуален для портовых зон. Иностранные товары размещаются и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и НДС, а также без применения запретов и ограничений внешнеторгового характера. Российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, с уплатой акцизов, но без уплаты вывозных таможенных пошлин.

Основные требования к особым экономическим зонам. Срок существования – 20 лет, и он не подлежит продлению.На территории ОЭЗ не допускается добыча и переработка полезных ископаемых, размещение объектов жилищного фонда, производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).

Особые экономические зоны создаются только на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности. При этом они не могут быть расположены на территории нескольких муниципальных образований.

Территория ОЭЗ не должна включать в себя полностью территорию административно-территориального образования.

Предприятия – резиденты ОЭЗ не могут иметь филиалы и представительства вне территории особой экономической зоны.

Резиденты промышленно-производственных зон обязаны осуществить капитальные вложения в размере не менее 10 млн евро, при этом сумма обязательных инвестиций в течение первого года должна составлять не менее 1 млн евро.

Для резидентов технико-внедренческих зон обязательная сумма инвестирования не установлена.

Создание инженерной и транспортной инфраструктуры на территории особой экономической зоны осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета муниципального образования.

22. Классификация особых экономических зон.Особые экономические зоны можно классифицировать по степени интеграции в экономику, по системам предоставляемых льгот, по выполняемым функциям.По степени интеграции в экономику:

- Зоны, интегрированные в национальную экономику.

- Анклавные (замкнутые) зоны.

По системам льгот:

- Налоговые: налоговые «каникулы» - частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года: резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4 % (до 16 %) снижается налог на прибыль. Таможенные (импорт) - частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;

- Таможенные (экспорт) - частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.

- Финансовые - инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.

- Административные - упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

По функциям:

- Зона свободной торговли (ЗСТ) - территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.).

- Промышленно-производственная зона (ППЗ) - часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.

- Технико-внедренческая зона (ТВЗ) - территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории , внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.

- Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) - территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность - создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха , развитие и оказание услуг в сфере туризма.

- Сервисная зона - территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками)

- Комплексная зона

На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

- промышленно-производственные особые экономические зоны;

- технико-внедренческие особые экономические зоны;

- туристско-рекреационные особые экономические зоны.

Наши рекомендации