Четвертое. Фокусирование экономической политики на развитии инфраструктуры.
С ноября 2014г. в Казахстане принята Новая Экономическая Политика, стержнем которой является План инфраструктурного развития. В рамках Новой экономической политики основные усилия государства будут направлены на развитие транспортно-логистической, энергетической инфраструктуры. Также будет создана индустриальная инфраструктура, в первую очередь в существующих специальных экономических зонах. В регионах будут выстроены новые индустриальные зоны, нацеленные на развитие производств МСБ и привлечению дополнительных инвестиций. Планируется модернизация инфраструктуры ЖКХ и сетей водо- и теплоснабжения, а также укрепление жилищной инфраструктуры. Так, например, государство будет строить социальное арендное жилье и представлять его населению в долгосрочную аренду с правом выкупа.
Шестое. Поддержка малого и среднего бизнеса и деловой активности. На сегодня полностью освоены 100 миллиардов тенге из Нацфонда, направленные на поддержку и кредитование МСБ. Это позволило создать 4,5 тысячи рабочих мест. Спрос на эти средства превысил предложение на 23 миллиарда тенге. Созданы беспрецедентные условия кредитования бизнеса всего под 6 процентов на 10 лет. Доля МСБ вырастет до 50 процентов ВВП к 2050 году. Правительство страны выделит 100 миллиардов тенге на льготное кредитование малого и среднего бизнеса, а также крупного предпринимательства. Это обеспечит реализацию проектов в пищевой и химической промышленности, машиностроении, а также в сфере услуг.
Казахстанский рынок соков – один из стремительно развивающихся секторов экономики. Казахстанцы стали пить больше соков, что не может не радовать, так как говорит о росте покупательной способности и о том, что отечественный потребитель поворачивается в сторону продуктов натуральных и полезных. На рынке соков существует определенная сезонность: весной и осенью спрос на соки повышается, а летом наступает некоторый спад. Спектр соков достаточно широк – кним относят соки, нектары, сокосодержащие напитки. В Казахстане принят ГОСТ, в котором четко расписано, какой напиток может называться 100-процентным соком, какой нектаром, а какой относится к сокосодержащим напиткам.
Основная тенденция в отрасли соков вевропейских странах – бурный рост так называемых "функциональных" напитков (функциональный – любой сок, который позиционируется как полезный для здоровья). Спектр функциональных соковых напитков в Европе очень широк: от витаминизированных соков до соков, содержащих сою или лечебные травы, от детских соков до напитков для пожилых людей, от соков, повышающих работоспособность, до соков с кальцием для беременных женщин.
Казахстанскому потребителю пока не предлагаются функциональные соки, поскольку рынок "обычных" соков пока не достиг своего насыщения и не готов к существенной диверсификации. Сегодняшний соковый рынок сегментирован в основном по ценовому признаку. Общий объем рынка сокосодержащих напитков в 2013 г. достиг 173501,8 тыс. литров.
Согласно расчетных данных потребление фруктовых и овощных соков на одного жителя Казахстана составляет в среднем 8,4 литра в год. С учетом тропических соков – 11-12 литров. Однако среднедушевое потребление сока в Казахстане значительно отстает от средних показателей развитых стран:
· США – до 70 литров,
· Германия – 43-45 литров,
· Финляндия – 18 литров (только апельсинового сока),
· Россия – 16-18 литров.
Среди основных факторов активного развития рынка можно выделить:
· Рост доходов населения,
· Процесс европеизации питания,
· Осознание ценности здоровья,
· Другие.
При этом следует признать, что существуют значительные диспропорции/разрывы в потреблении соков между различными категориями жителей страны, в зависимости от: места проживания (село-город), уровня доходов, культуры питания, образа жизни и прочих факторов, которые по мере развития страны будут нивелироваться. Именно таким был путь европейских и американских рынков.
На казахстанском рынке прогнозируется развитие новых направлений: появились, например, соки, обогащенные витаминами и минеральными веществами, соки для детей. Технология не стоит на месте, и поэтому на нашем соковом рынке возможно появление еще большего количества новых сегментов. Кроме того, поскольку, казахстанский рынок соков еще в стадии насыщения, наверняка будут появляться новые брэнды.
Предполагается тенденция усиления "профилактической" функции соков. В Европе, например, потребитель предпочитает употреблять не просто 100%-ные соки или нектары, а напитки, полезные для здоровья. В результате появляются напитки с определенным набором витаминов (АСЕ-напитки), минералов, напитки с добавлением растительных веществ (злаки, соя). Популярными становятся соки на молочной основе.
В Казахстане увеличение потребительского спроса на рынке сока связано, прежде всего, с повышением покупательской способности населения. Однако есть еще одно важное обстоятельство – возрастающий интерес потребителя к экологически чистым продуктам. Спрос на соковую продукцию, предположительно будет расти за счет потребности нейтрализовать воздействие вредных факторов жизни в крупных городах, а также пополнить недостаток витаминов в организме.
Тенденции развития рынка соков предполагают, что в ближайшее время предпочтения потребителей переместятся в более дорогие сегменты, то есть, очевидно, будет увеличиваться доля соков класса premium.
По оценкам экспертов, потребление соков в Казахстане будет увеличиваться более быстрыми темпами, чем потребление других категорий напитков (например, пива и газированной воды). Аналитики объясняют это увеличением количества граждан страны, которые все больше уделяют внимание здоровому образу жизни и здоровому питанию.
На рынке соков Казахстана начинают развиваться новые направления: соки, обогащенные витаминами и минеральными веществами, соки с различными растительными добавками, соки для детей. Технологии не стоят на месте, и поэтому на соковом рынке страны возможно появление еще большого количества новых сегментов.
Отмечается тенденция усиления "профилактической "функции соков, т.е. полезных для здоровья. Производители предлагают "миксированные" напитки, в которых присутствуют провитамины А, С и Е. Чаще всего это напитки на основе микса апельсина, моркови и лимона. В ближайшее время сегменты оздоровительных напитков, сезонных (летних освежающих), а также, возможно, энергетических напитков будут активно развиваться.
Поддержка отрасли
Высокий уровень конкурентоспособности отечественных предприятий является одним из факторов успешной реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию (ГПФИИР) 2015-2020гг. Основной целью Программы является стимулирование диверсификации и повышение конкурентоспособности промышленности. Программой определены шесть приоритетных секторов, куда будут направлены 80% финансовых потоков в рамках господдержки. В частности, одним из приоритетных секторов является пищевая промышленность. Для обеспечения реализации проектов в пищевой и химической промышленностях правительство выделит до 100 млрд. тенге на льготное кредитование бизнеса. Предприниматели, осуществляющие свою деятельность в рассматриваемой сфере, которая входит в пищевую отрасль, стоит воспользоваться поддержкой правительства через активное участие в новой программе ГПФИИР.
Внутреннее производство
Потребность Казахстана в соках на 74% обеспечивается собственным производством. Казахстан имеет мощный производственный потенциал в виде крупных и средних предприятий.
За период с 2008 по 2013 год производство овощных и фруктовых соков имеет тенденции роста: с 122509,5 тыс. л. в 2008 году до 173501,8 тыс. л. в 2013 году.
Производство соков сконцентрировано на крупных (от 2000 т. и выше) и средних (до 2000 т.) по объемам производства предприятиях. Компания Raimbek Bottlers является крупнейшей по объемам производства и экспорта в Казахстане, и именно она оказывает наибольшее влияние на внутренний рынок. Производство овощных, а также фруктовых соков на 76% осуществляется в г. Алматы; часть предприятий – производителей соков находится в Алматинской области.
Самые любимые казахстанцами вкусы соков, это абрикос, апельсин, яблоко, персик, мультивитамин, томат. Очевидно, что фруктовые соки предпочитает подавляющее число потребителей. Модные сегодня в Европе овощные соки из моркови, свеклы, паприки и других овощей не нашли пока отклика в сердцах отечественных потребителей. В защиту этих соков надо сказать, что и предложения по ним не велико. Лишь некоторые компании-производители предлагают соки со смешанными вкусами, в состав которых входят овощи.
Таким образом, в Казахстане потребители основное предпочтение отдают фруктовым сокам. В 2013 г. на долю производства фруктовых соков приходилось 96,1%, производство овощных соков составило 3,9%.
Таблица 1. Производство промышленной продукции в Республике Казахстан в натуральном выражении за 2008-2013 гг.
Источник: Агентство РК по статистике
№ | Наименование | Кол. предпр. | ||||||
Соки фруктовые и овощные, тыс.литров | 122509,5 | 136816,8 | 180087,4 | 223826,5 | 188224,8 | 173501,8 | ||
Соки овощные, тыс.литров | 5443,8 | 10240,3 | 7808,8 | 11299,4 | 7353,1 | 6751,1 | ||
Соки фруктовые, тыс.литров | 117065,7 | 126576,5 | 172278,6 | 212527,1 | 180871,7 | 166750,7 | ||
Сок томатный, тыс.литров | 5414,1 | 10216,2 | 7790,6 | 11299,4 | 7240,1 | 6718,1 | ||
Сок апельсиновый, тыс.литров | 11118,7 | 11002,9 | 15653,5 | 19822,6 | 18168,3 | 15250,2 | ||
Сок апельсиновый неконцентрированный, не замороженный тыс.литров | 11118,7 | 11002,9 | 15653,5 | 19822,6 | 18168,3 | 15250,2 | ||
Сок виноградный (включая сусло), тыс.литров | 257,1 | 665,0 | 229,2 | 173,0 | 118,1 | |||
Сок яблочный, тыс.литров | 43110,7 | 47194,0 | 64133,2 | 77664,8 | 69591,0 | 60085,6 | ||
Смеси соков фруктовых и овощных, тыс.литров | 17057,0 | 16904,7 | 39903,8 | 44787,1 | 42316,3 | 47176,9 | ||
Соки фруктовые и овощные, тыс.литров | 39627,5 | 42772,2 | 47436,5 | 63585,3 | 45222,4 | 40112,7 | ||
Сок фруктовые и овощные прочие, неконцентрированные, не содержащие добавок спирта тыс.литров | 39061,5 | 40329,3 | 42893,2 | 61023,5 | 42904,8 | 36644,3 | ||
Сок из фруктов с добавками сахара, без смесей, тыс. литров | 21256,9 | 34033,5 | 42893,2 | 61022,9 | 42842,5 | 36611,3 | ||
Соки фруктовые и овощные, не включенные в другие группировки, тыс. литров | 566,0 | 686,9 | 4543,3 | 2561,8 | 2297,6 | 3468,4 |
В целом можно отметить, что среднегодовая мощность в 2013 г. на казахстанском рынке фруктовых и овощных соков составляла 482,9тыс. литров, что в 1,5 раза превышает уровень мощностей, действовавших в 2008 г. Как видно из Рисунка 1 наблюдается поступательный восходящий тренд, который по оценкам экспертов в отрасли соков продолжится.
Рисунок 1. Среднегодовая мощность, действовавшая в отчетном году
Источник: Комитет по статистике МНЭ РК
На рынке Казахстана представлен широкий ассортимент соков различных стран-производителей, наибольшая доля (49%) принадлежит казахстанским производителям.
Очень весомые импортеры соков – Россия (30%) и Украина (6,8%). Таджикистан импортирует около 4 % соков на рынок РК.
В 2012 г. потребление фруктовых и овощных соков в Казахстане на 87,3% обеспечивается внутренним производством, а 12,8% импортируются извне и 4,7 % экспортируются из страны. Таким образом, овощные и фруктовые соки имеют большие возможности для импортозамещения, ввиду того, что наблюдается положительная тенденция в производстве.
Таблица 2. Производство и импорт соков фруктовых и овощных в Казахстане в 2008-2013 гг., млн. л.
Источник: Комитет по статистике МНЭ РК
Производство | 122,5 | 136,8 | 180,1 | 183,6 | 188,2 | 173,5 |
Импорт | 42,7 | 22,7 | 21,6 | 18,0 | - | |
Экспорт | 8,1 | 2,2 | 0,9 | - | - |
За период с 2008 по 2013 год производство овощных и фруктовых соков имеет тенденцию роста: с 122,5 тыс. тонн в 2008 году до 173,5 тыс. тонн в 2013 году. Импорт в результате роста производства сокращается и достиг в 2012 г. уровня в 18 млн.л.
Определение размера рынка
Согласно данным Комитета по статистике МНЭ РК общий объем отечественного рынка фруктовых и овощных соков в 2013 году оценивается на уровне 173,5млн. литров.
Оценка емкости рынка (Е) будет осуществлена в количественном и стоимостном выражениях на основе информации об объемах производства (П), экспорта (Э) и импорта(И) по формуле:
Е = П – Э + И,
где
Е - емкость казахстанского рынка фруктовых и овощных соков;
П – годовые объемы производства фруктовых и овощных соков в Республике Казахстан, млн.л/год;
Э – годовые объемы экспорта фруктовых и овощных соков из Республике Казахстан млн.л/год;
И – годовые объемы импортафруктовых и овощных соков из Республике Казахстан млн.л/год;
На основе данных экспорта, импорта и производства соков в Казахстане в 2011 годурассчитаем емкость рынка:
Е = Пн+ И - Э
Е = 183,6 + 27 -0,9 = 209,7 млн.л.
Таким образом, емкость казахстанского рынка фруктовых и овощных соков составляет 209,7 млн.л. При общем восходящем тренде производства соков в Казахстане, емкость рынка соковой продукции будет увеличиваться.
Обзор цен
Цена является показателем, который зависит от многих факторов, основными из которых являются:
· Качество товара
· Бренды, торговые марки,
· Упаковка,
· Расфасовка,
· Ассортимент,
· Категория торгового предприятия, в котором продается сок.
В Республике Казахстан цены на все виды соков, представленные в таблице 3, имеют тенденцию роста. Так, например, среднереспубликанские цены в период с 2008 по 2013 гг. на томатный сок выросли в 1,5 раза, наибольший рост цен на данный вид сока произошел в Алматинской области в 2,4 раза.
В период с 2008-2013 гг. по республике цены на апельсиновый сок увеличились в 1,2 раза. В региональном аспекте наибольший рост цен на апельсиновый сок произошел в Алматинской области в 1,7 раз. При этом, самые дешевые цены в 2013 году на апельсиновый сок 98 тенге за литр были зафиксированы в Костанайской области.
Цены на яблочный сок также имели тенденцию роста в рассматриваемый период, при этом если в Алматинской области они выросли в 1,3 раза, то в Костанайской, Южно-Казахстанской и г. Алматы увеличились незначительно (табл. 3).
Таблица 3. Цены предприятий-производителей промышленной продукции (без НДС) в Республике Казахстан за период 2008-2013 гг., тенге
Источник: Комитет по статистике МНЭ РК
Наименование продукции | ||||||
Сок томатный, литр | ||||||
Республика Казахстан | ||||||
Алматинская | ||||||
Жамбылская | … | … | … | … | ||
Южно-Казахстанская | ||||||
г.Алматы | ||||||
Сок апельсиновый неконцентрированный, не замороженный литр | ||||||
Республика Казахстан | ||||||
Алматинская | ||||||
Жамбылская | … | … | … | … | ||
Костанайская | … | … | … | … | ||
Южно-Казахстанская | … | … | ||||
г.Алматы | ||||||
Сок яблочный, литр | ||||||
Республика Казахстан | … | … | … | |||
Алматинская | … | … | … | |||
Костанайская | … | … | … | |||
Южно-Казахстанская | … | … | … | |||
г.Алматы | … | … | … | |||
Сок ананасовый, литр | ||||||
Республика Казахстан | … | … | … | … | ||
г.Алматы | … | … | … | … |
В таблице 4 приведены цены по девяти регионам Казахстана на сокипо видам – фруктовые, овощные, фруктово-овощные. По регионам существуют значительные диспропорции/разрывы в ценах на соки в зависимости от неравномерности уровня жизни населения республики. Так, например, самые высокие цены в пределах от 300 до 500 тенге за литр сока зафиксированы в г. Алматы и г.Талдыкорган, более 200 тенге за литр в г.Астана, г.Кокшетау и г. Караганда, самые дешевые цены на соки в г. Уральск и Павлодар – более 100 тенге за литр сока.
Таблица 4. Цены на соки по регионам Республики Казахстан в 2013 году, литр/тг
Источник: Комитет по статистике МНЭ РК
Регион | Наименование | Цена в магазине | Цена на рынке | Цена розничная со склада |
Акмолинская область, г. Кокшетау | Соки фруктовые, соки овощные, соки фруктово-овощные Да-да Juicy Фруктовый сад Николаевские Пальма Садочок Piko | |||
г. Талдыкорган | Соки фруктовые | от 350 до 500 | от 350 до 500 | от 300 |
Соки овощные | от 300 до 400 | от 300 до 400 | от 300 | |
Соки фруктово-овощные | от 300 до 500 | от 300 до 500 | от 300 | |
г.Астана | Соки фруктовые, Соки овощные Соки фруктово-овощные Да-да Juicy Фруктовый сад Palma | |||
Жамбылская область, г. Тараз | Соки фруктовые Да-да Juicy | от 200 до 250 от 240 до 300 | от 195 до 200 от 230 до 235 | - - |
Соки фруктово-овощные | от 230 до 250 | от 240 до 300 | ||
Западно-Казахстанская область г.Уральск | Соки фруктовые Соки овощные Соки фруктово-овощные | |||
Карагандинская область, г. Караганда | Соки фруктовые «Да-да» «Juicy» «Фруктовый сад» | |||
Соки овощные «Добрый» томатный | ||||
Соки фруктово-овощные «Николаевский соковый завод» яблоко-морковь | ||||
Павлодарская область, г.Павлодар | Соки фруктовые | |||
Соки овощные 1л (в стеклянных банках) | ||||
Соки фруктово-овощные | ||||
Костанайская область, г.Костанай | Соки фруктовые Да-да Juicy | |||
Соки овощные, соки фруктово-овощные | ||||
г. Алматы | Соки фруктовые Gracio Juicy Pico Palma ДаДа Granni Edeka | - | - - | |
Соки овощные Sonda Зайка Gracio Juicy | - | - | ||
Соки фруктово-овощные Sonda Зайка | - | - |
В региональном аспекте в таблице 4приведены:цена в магазине, цена на рынке, цена розничная со склада. Как уже говорилось выше, в республике существуют территориальные ценовые различия.
Региональные различия цен на соки в мини-маркетах можно привести на примере двух ведущих брендов соков:«Да-Да» и «Juicy». Цена на сок «Да Да» в магазине в 2013 г. в городах Кокшетау и Костанай составляла 205 тенге за литр, в г. Алматы стоимость литра сока была 240 тенге, в г. Тараз в пределах 200-250 тенге за литр, в г. Астана – 255 тенге\л, и самая дорогая цена за литр сока наблюдалась в г.Караганда.
Самая низкая цена в магазине за литр сока Juicy была отмечена в г.Костанай – 210 тенге/л, в Караганде цена за литр сока составляла 239 тенге, в Алматы 240 тенге за литр сока, в Таразе – 240-300 тенге/л, в Кокшетау 260 тенге за литр, и самая дорогая цена за литр сока зафиксирована в Астане – 285 тенге за литр сока.
Цены на наиболее потребляемые виды соков зависят от бренда: более дорогой – сок «Juicy»,«Gracio» для потребителей со средним достатком более доступным является сок «Да-Да», Pico, Фруктовый сад, также болееприемлемым по цене соком является «Palma».
Различие цен на соки по регионам имеется: в среднем отклонения составляют 50 тенге за 1 литр. Наибольший разрыв цен в среднем наблюдается между мини-маркетами двух групп регионов: 1) г.Астана, г.Алматы, г.Талдыкорган и 2) г.Уральск и г.Павлодар – более 100 тенге за литр сока.
Следует отметить, что разница цены на сок в магазине, цены на сок на рынке и цены розничной со склада незначительна и составляет в среднем 10-15 тенге.Таким образом, можно сказать, что рынок соков в Казахстане развит и сам стабилизирует цену.
По мнению продавцов розничных магазинов, которые работают в непосредственном контакте с покупателями и понимают их запросы, требования покупателей к качеству соков постоянно возрастают, часто опережая рост их покупательской способности.
В основе лидирующих позиций популярных соков лежит, прежде всего, качество продукта – основа конкурентоспособности любого товара. Плюс к этому в понятие качества включается еще несколько компонентов (внешне доступных признаков):
· дизайн, конструкция упаковки,
· имидж марки,
· места продажи и выкладки,
· прочее
Рынок Казахстана требует обеспечения качества на постоянном уровне, без скачков в ту или иную стороны. В случаях перепадов в качестве (они случаются по разным причинам даже у самых известных производителей), потребитель, испытав смятение, раздражение, переходит на другие марки. Таким образом, все предшествующие затраты на привлечение покупателя девальвируются в одночасье
Портфолио игроков
Главные игроки на рынке – это крупные компании, часто имеющие несколько заводов на территории страны-производителя. Так же на рынок поставляют свою продукцию средние и мелкие производители, которые работают в основном на небольших рынках отдельных регионов и не способны обеспечить крупные поставки на всю территорию РК.
Производство соков сконцентрировано на крупных (от 2000 т. и выше) и средних (до2000 т.) по объемам производства предприятиях. Компания «Raimbek Bottlers» является крупнейшей по объемам производства и экспорта в Казахстане, и именно она оказывает наибольшее влияние на внутренний рынок