Венчурный (рясковый) бизнес: взаимодействие финансового капитала и малого стартового предпринимательства

Венчурный капитал предназначен для осуществления долгосрочных и потенциально высокоприбыльных рисковых инвестиций. Он используется для создания новых инновационных компаний, развития и обновления существующих фирм, а также для финансирования приватизации государственной собственности. Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах: путем приобретения акций новых фирм, либо посредством предоставления кредитов различного вида (обычно - с правом конверсии в акции).

Венчурный механизм был изначально рассчитан на предпринимательские проекты, которые в силу высокой степени риска и вполне вероятной неудачи не могут получить необходимой финансовой поддержки из традиционных источников. Он используется и в тех случаях, когда имущество и прочие активы фирмы не служат гарантией для обеспечения банковского кредита. Очевидно, что в нем заинтересованы в первую очередь малые и отчасти средние фирмы. Особенно велика роль венчурного механизма в процессе осуществления научно-технических нововведений.

Процесс создания и становления новой компании обычно разбивается на ряд последовательных этапов, различающихся по своей продолжительности, требуемому объему инвестиций, их назначению и степени риска, которой подвергаются капиталовложения. Основная часть затрат приходится на первые этапы финансирования. Хотя эти капиталовложения связаны с наибольшим риском, они обещают инвесторам самую высокую норму прибыли в случае успешной реализации проектов.

Участниками венчурного бизнеса в США являются, прежде всего, венчурные фонды, имеющие юридический статус партнерств с ограниченной финансовой ответственностью. Кроме того, в нем участвуют инвестиционные компании малого бизнеса, которые создаются и управляются на частной основе, но по лицензии федерального правительства. Деятельность этих компаний, которых в США насчитывается около 400, регулируется федеральной Администрацией по делам малого бизнеса. Их отличительная особенность - возможность привлекать дополнительно к собственным средствам гарантируемые государством ссуды ряда федеральных министерств и ведомств. Наконец, имеются венчурные фонды, специально создаваемые и финансируемые крупными промышленными корпорациями.

К числу основных доноров рискового капитала, аккумулируемого венчурными фондами, относятся частные лица, пенсионные фонды, страховые компании, крупные корпорации, зарубежные инвесторы, пожертвования и прочие источники.

Прямая помощь заключается в предоставлении займов через государственные организации и государственных гарантий займов, предоставляемых частным капиталом. К средствам косвенного регулирования относятся налоговые льготы, совершенствование организационного и правового механизма венчурного финансирования (расширение прав финансовых организаций в данной области, либерализация процедур предоставления займов и др.), оказание информационно-консультативных услуг и создание других звеньев инфраструктуры.

Общей тенденцией является все большее смещение акцента в сторону косвенного воздействия - формирования благоприятного климата для венчурных операций.

В США наряду с федеральными программами существуют разнообразные программы венчурного финансирования, реализуемые властями штатов. Эти программы направлены на поддержку новых фирм на начальных стадиях их развития и имеют две основные цели: создание в регионе новых рабочих мест и обеспечение в дальнейшей перспективе роста налоговых поступлений в бюджет штата. Прямая помощь МП в рамках этих программ может осуществляться в виде займов или гарантий по займам, предоставляемым специализированными инвестиционными фондами, либо частными корпорациями развития бизнеса, получившими разрешение властей штата на предоставление кредитов или специального капитала малым предприятиям на его территории. Капитал таких корпораций формируется путем размещения акций и / или привлечения займов финансовых организаций. Часть средств может быть получена от Администрации по делам малого бизнеса.

В России основными препятствиями развития венчурного бизнеса выступают отсутствие законодательной базы по венчурному бизнесу и ее недостаточность в области регулирования коммерческого использования авторских прав и интеллектуальной собственности.


1.2 Региональные структуры кооперации крупного и малого бизнеса


6 Сети

Сетевая территориально-производственная структура - одна из наиболее типичных для современной экономики и быстро развивающихся форм межфирменного взаимодействия.

Ключевым элементом, объединяющим группу компаний в единую сеть, является совместное использование информации, становящейся их общим достоянием. Естественным путем, на основе консенсуса происходит выдвижение какой-либо фирмы в лидеры сети. Централизованное правление производственной деятельностью сети отсутствует, но фирма-лидер осуществляет определенную координацию планов и текущей деятельности, а также организует обмен ключевым ресурсом - информацией.

Стратегическими преимуществами сетевых соглашений являются: сокращение издержек, связанных с заключением сделок (обусловленное в основном наличием фактора доверия); снижение производственных издержек (за счет специализации и разделения труда, возможности для каждого члена сети концентрироваться на ключевых для него видах операций); расширение возможности доступа к новой технологии, информации, совместного генерирования членами сетей, новых информационных комплексов; значительное ускорение внедрения нововведений, доступа к новым рынкам; разделение риска между членами сети пропорционально их вкладу в общие усилия по поддержанию высокой эффективности сетевого соглашения.

В ряде старых промышленных районов Западной Европы предпосылкой формирования сетевых структур послужило наличие большого числа взаимосвязанных фирм, квалифицированной рабочей силы и развитой инфраструктуры. Примером является текстильная промышленность земли Баден-Вюртемберг, Германия. Эта традиционная отрасль процветает во многом благодаря сложной системе связей и соглашений МП с такими инфраструктурными организациями, как исследовательские технологические институты, центры подготовки кадров, консультационные фирмы, маркетинговые агентства. Большинство текстильных фирм отличается высокой степенью специализации; и чем более специализирована та или иная фирма, тем больше она зависит от успеха остальных производственных единиц, входящих в систему. Новые технологические процессы разрабатываются совместными усилиями. Члены «текстильной сети» связаны, в свою очередь, с межотраслевыми сетями поставщиков сырья и материалов, красителей и т.п.

Попытки создания промышленных округов на юге Италии не дали результатов из-за иного, чем на севере, характера деловой среды. Влияние мафии и особенности местного МП, очень часто «теневого», подчиненного коррумпированным региональным властям, не позволяют выстроить сеть кооперированных между собой МП и создать современный цивилизованный рынок.

Сетевую структуру представляет собой и крупный производственный комплекс Мондрагон, расположенный в северной Испании. Он включает 173 кооператива, объединенных в рамках двухуровневой самоуправляющейся системы, мозговым центром которой является кооперативный банк («народная трудовая касса») с функционирующим при нем отделом планирования производства. Инвестиционная политика комплекса строится на основе высоких отчислений от вступительных взносов пайщиков и от прибыли кооперативов - членов в неделимый фонд, с помощью которого ведутся НИОКР и систематически создаются венчурные предприятия. Значительная часть продукции Мондрагона идет на внешние рынки. Комплекс располагает развитой сетью услуг - от начальных школ до технологического института - и собственной системой социального страхования. Как и в итальянских промышленных округах, большую роль играет фактор социальной общности, самоуправления.

Существует много форм вовлечения в такую группу небольших компаний. Один из вариантов - акционерное соглашение, когда более крупная фирма осуществляет инвестиции в малую, не приобретая ее. Это позволяет ей получать доступ к нужному ей «ноу-хау», сохраняя высокую творческую активность персонала малой фирмы (известно, что включение в крупную бюрократическую структуру обычно плохо сказывается на творческом потенциале малых инновационных фирм). Малая фирма может иметь нескольких партнеров, вкладывающих в нее акционерный капитал. Такое соглашение дополняется, как правило, другими, например, контрактами на осуществление научных исследований, договорами о праве первоочередного приобретения лицензий крупной фирмой, и т.п.


7 Инкубаторы

Инкубатор новых предприятий - это небольшая организация (5-30 чел.), в которой создаются «тепличные условия» для тех, кто начинает новое дело, не располагая для этого всеми достаточными ресурсами (в особенности - информационными). В инкубаторе, выступающем в роли посредника между фирмами, научными центрами и местными властями, происходит соединение накопленного опыта хозяйствования, современной технологии производства и управления, капитала и знаний для выращивания деловых людей нового образца, хорошо знающих и понимающих рынок, умеющих наладить дела с финансовыми организациями и потребителями.

В ряде случаев инкубаторы - это юридически и хозяйственно самостоятельные и прибыльные организации. Они могут создаваться под эгидой различных региональных органов управления с непосредственным участием и под контролем местных спонсоров, среди которых могут быть муниципалитеты, корпорации промышленного или регионального развития, университеты, бесприбыльные организации, ассоциации и т.п.

Одной из главных функций инкубаторов является осуществление деловой экспертизы и консультативной деятельности для вновь создающихся фирм.

Вторая немаловажная задача - с помощью личных связей привлекать внимание венчурного капитала к отдельным новичкам по мере их становления в самостоятельные фирмы.

Основываясь на данных обследований большого числа инкубаторов, специалисты выделяют десять ключевых факторов их успеха:

-разработка экономического механизма;

-обеспечение деловых услуг;

-обеспечение доступа к источникам финансирования;

-связи с университетами;

-финансовая поддержка;

-механизм подбора клиентов;

-поддержка местных властей;

-оценка целей деятельности и ожидаемого успеха;

-обучение предпринимателей;

-встраивание в предпринимательскую сеть.

Внедрение в российскую практику инкубаторов могло бы быть в форме участия региональных агентств поддержки малого предпринимательства и бизнес-школ - как структур, располагающих кадровым потенциалом, консалтинговыми и управленческими ноу-хау, информационными технологиями и базами данных, а также способных обучить потенциальных предпринимателей - в «освоении» высвобождаемых крупными предприятиями производственных площадей и оборудования для организации на этой базе «полигонов» по созданию МП. Полезным шагом было бы создание местных баз данных, о неиспользуемых площадях координируемое какой-либо специализированной структурой.


8 Научные парки

Основной задачей научного парка является передача технологии из университета в частный сектор для коммерческой реализации. В отличие от других подобных образований, парк позволяет фирмам, находящимся на его территории, осуществлять не только научные разработки, но и производственную деятельность в небольших масштабах. Кроме того, здесь создаются условия для привлечения других высокотехнологичных фирм и инновационного предпринимательства.

Для парков характерно «рециклирование» предпринимателей, вовлечение в научно-производственные процессы местных компаний, отпочкование новых фирм от первоначально созданных. В регионе возникает мультипликационный эффект: создание новой фирмы в парке, как правило, сопровождается рождением дополнительно 3-4 компаний вблизи него.

Формирование научного парка растягивается обычно на 10-15 лет, и только затем они начинают функционировать с полной отдачей и высокой эффективностью. Поэтому местные власти в случае принятия решения о создании такого парка стремятся ускоренными темпами создавать разветвленную сеть предприятий инфраструктуры. Эти вложения с лихвой окупают себя. Так, в США фирмы, входящие в состав научных парков, на каждый доллар вложений в сфере НИОКР получают в 4,2 раза больше патентов по сравнению с компаниями, не участвующими в работе парков. Технологическое превосходство таких фирм отмечено и в Великобритании.

Столь высокая окупаемость затрат в научных парках во многом объясняется ускоренными темпами разработки перспективных идей, технических новшеств, изобретений. Период с момента возникновения идеи до ее внедрения в массовое производство, составляющий на практике обычно 10 лет, в научных парках сокращается в 2-3 раза. Поэтому понятно стремление отдельных компаний, особенно небольших, а также «новичков рынка» попасть и укрепиться в структуре уже действующих или создаваемых научных парков, где практикуется широкий взаимный обмен научно-технической информацией. Это представляет фирмам дополнительные гарантии успеха в конкурентной борьбе.

Одной из форм взаимодействия в технопарках российской экономики могло бы быть освоение крупными предприятиями патентов, принадлежащих МП и отдельным изобретателям. Полезность информационно-технической помощи безусловно признают малые предприятия, что позволяет считать эту сферу сотрудничества крупных и малых предприятий потенциально значимой и в условиях России.


9Государственное стимулирование хозяйственных связей между крупным и малым бизнесом на региональном уровне

Малый бизнес в промышленно развитых странах пользуется поддержкой государства. В большинстве из них широко применяются такие меры содействия, как программы финансовой помощи, льготные кредиты, снижение или полное освобождение от налогов, субсидии и снижение налогов на инвестиции, создаются региональные фонды поддержки малого предпринимательства. Особое место отводится мероприятиям по поддержке малого бизнеса при проведении программ, направленных на развитие экономики отдельных регионов. Каждая такая программа по-своему использует возможности взаимодействия местных крупных и малых предприятий для решения поставленных в ней конкретных задач.

В американской практике сложилось следующее понимание требований, предъявляемых к программе развития экономики района:

-промышленное развитие района должно включать социальные цели, и прежде всего - цель создания рабочих мест, сокращения местной безработицы;

-малые и средние предприятия не могут сами по себе обеспечить развитие в данной зоне. Только их гармоничное взаимодействие с крупными предприятиями может увеличить объем местного производства и общую численность занятых;

-зоны индустриального развития должны быть сгруппированы и обязательно иметь центр, обеспечивающий повышение темпов промышленного развития и предназначенный играть роль катализатора в экономике района;

-ассортимент выпускаемой продукции должен расширяться в ходе накопления предпринимателями и менеджерами технических знаний, их умения сделать определенные товары, объектами массового производства, соединяя вместе усилия многих мелких фирм и ремесленных мастерских;

-программа не должна жестко привязываться к мобилизации уже имеющихся в районе капиталов.

Стимулирование связей малого бизнеса с крупной промышленностью - одна из доминирующих тенденций при разработке современных региональных программ, проводимых в промышленно развитых странах. Например, во Франции большое значение придается мобилизации местных малых и средних предприятий через организацию региональных субподрядов, а также передаче технологии малым и средним фирмам. Ставится задача включения этих предприятий в процессы международного обмена, в экспортные операции с опорой на банковский и крупный промышленный капитал.

В поддержке устойчивых кооперационных связей «своих» МП с крупным бизнесом весьма заинтересованы местные власти, поскольку в небольших городах и населенных пунктах США именно МП являются нередко единственными работодателями для населения и главными источниками бюджетных поступлений. От их судьбы зависят перспективы развития хозяйства региона, обновления его инфраструктуры. Конверсия таких предприятий почти всегда проходит при активном участии властных структур и содействии местных общин.


10. Взаимодействие малого и крупного предпринимательства на крупных предприятиях

Для анализа проблем взаимодействия крупных и малых предприятий последние были условно разделены на несколько групп:

-«дочерние» и «ассоциированные» малые предприятия - в уставном капитале которых головное крупное предприятие имеет, соответственно, более 50% («дочернее») или меньшую долю собственности («ассоциированное»);

-арендные малые предприятия, связанные с головным крупным предприятием лишь договором аренды его производственных и или иных площадей;

-«внешние» малые предприятия, связанные с крупным предприятием производственно-кооперационными или иными хозяйственными связями.

Основная масса крупных предприятий имеет взаимодействие со всеми названными группами малых предприятий, хотя относительная значимость этих связей и характер возникающих при этом проблем существенно различаются. Природа этих различий позволяет внести элементы типизации в подходы к крупным предприятиям:

· предприятия «высоких технологий» инновационной направленности;

· перерабатывающие предприятия-гиганты, преимущественно монопрофильные;

· многопрофильные предприятия легкой промышленности;

· вновь возникшие многопрофильные частные предприятия.

Наши рекомендации