Состояние здоровья населения и проблемы здравоохранения 1 страница
Глава 3.2
СТРА ТЕГИЯ И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
План:
1. Состояние здоровья населения и проблемы здравоохранения
2. Основные положения реформы здравоохранения (причины, цел
задачи, пути реализации)
5. Медицинское страхование — сущность, законодательная база, номико-социальные аспекты
I. Некоторые итоги реализации принципов медицинского страхова ния и дальнейшее развитие реформ
i. Контрольные задания и задачи для самопроверки ». Литература
Состояние общественного здоровья в научной литературе рассматривается через характеристику целого ряда показателей. В их перечне наиболее значимыми являются:
• демографическая ситуация;
ш состояние заболеваемости населения;
• состояние санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
• состояние сети лечебных учреждений, оказывающих медицинскую помощь, их
деятельность.
Для характеристики состояния общественного здоровья используются также критерии экономического характера:
• в доле расходов от валового внутреннего продукта (ВВП), направляемая на
здравоохранение;
• структура данных расходов (доля на амбулаторную и стационарную иомошь,
на профилактические мероприятия и другие мероприятия здравоохранения).
Демографическая ситуация, сложившаяся в России на рубеже столетий, характеризуется следующими показателями:
С 1991 года началось снижение численности населения. К началу 2000 г. численность населения снизилась на 1,9% и составляла 145,7 млн. чел. Сокращение числа жителей отмечается в 68 регионах (из 89 территориально административных единиц), в которых проживает 105 млн. чел. (72% населения страны)- Депопуляция (сокращение численности населения в национальных масштабах), обусловленная снижением рождаемости и ростом смертности, становится одной из главных проблем России в 90-е годы XX в. С 1986 по 1998 гг. рождаемость снизилась практически вдвое, а смертность возросла в 1,4 раза. Показатель естественного прироста населения, державшийся в 1986 году на уровне 16,8, в 1994 г. был уже резко отрицательным и составлял — 6,1. В 1999 г. смертность населения составила 14,7, рождаемость — 8,4, естественная убыль составила 6,3 на 1000 населения.
К началу 2000 г. структура населения России претерпела изменения. Доля детей уменьшилась до 19%, а лиц старше трудоспособного возраста увеличилась до 20,9%. Число лиц 70 лет и старше увеличилось на 2,3 млн. и составило в 1998 г. 11,8 млн. (8,1% всего населения). Отмечающееся старение населения значимый фактор, влияющий на объем потребления медицинской помощи, поскольку на долю лиц пожилого возраста приходится в 3,5 раза больше амбулаторнс-поликлинических посещений и дней госпитализации.
1 Здесь и далее статистические данные приводятся по докладу министра здравоохранении Российской Федерации Ю.Л. Шевченко на расширенном заседании Коллегии Министерства здравоохранения РФ «Об итогах хода реформ и задачах но-развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации на 2000-2004 годы и на период до 2010 тола». Москва, 15 марта 2000 года.
~ Вялков А.И.. Щеаин В.О., ТищукЕ.А.. Прокяова ТИ. Лечебно-][рофилакгические учреждения федерального подчинения: анализ и оценка деятельности / Под ред. О.П. Щепина. — М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА. 2000.
I |
Феномен этого явления в том, чтов европейских странах в условияхмирного времени только в России так резко проявилась устойчивая тенденция,характери- |
Динамика численности населения трудоспособного возраста в 1991-1998 гг. имела тенденцию к росту и составляла соответственно 83,8 и 84,8 млн. чел. Однако, в первую очередь, это связано с миграционным притоком в страну, который в значительной степени и смягчил негативное воздействие на численность и струи, туру работоспособного населения в сложнейшей медико-демограф и ческой ситуации последних лет.
В оценках де м о графи ческой ситуации, складывающейся в России, не следует пренебрегать и тем фактом, что с серединой прошлого десятилетия совпали неблагоприятные фазы некоторых неуправляемых долговременных факторов, среди которых главными являются отдаленные последствия Второй мировой войны и про-движение популяции к современному способу воспроизводства населения.
Анализ возрастио-половой пирамиды населения показывает, что в середине 90-х гг. не родились внуки тех, кто сам не родился в годы Второй мировой войны.
Смертность населения от всех причин смерти, составляла (на 100 тыс. населения) 1119,6 в 1990 году;
• в 1994 г. достигла максимума — 1566,9 (рост к ] 990 г. — 40%);
• к началу 1999 г. снизилась до 1364,5 (снижение к 1994 г. — 12,9%), однако дан
ные за 1999 г, свидетельствуют о росте смертности как от всех причин, так и по
всем определяющим эти причины классам (1466,4; рост к 1998 г. — 6,95%).
Данные, представленные на рис 1 в графическом изображении, имеют дост точно специфический вид, получивший название «русский крест».
ЮТ ЮТ «8В Ш) «И |
TSB3 «И «95 1986 ЮТ |
' Там же, стр. 8. |
Естественное движение населения Российской Федерации (на 1000 населения)
зуюшаяся естественной убылью населения. И главенствующий фактор данной тенденции — рост смертности населения.
Ведущим классом причин смерти являются болезни системы кровообращения (доля умерших в 1999 году — 55,0%). На втором месте причин смерти находятся злокачественные образования (доля умерших — 14,7 %}, а на третьем травмы и отравления (доля умерших — 13,8 %), однако в 1993-1996 гг. травмы и отравления как причины смерти занимали второе место.
В 1999 г. вновь наблюдается рост смертности от стрессогенно-обусловленных причин, в том числе по причине гипертонической болезни в 1,7 раза, ишемической болезни сердца — на 8,5%. Смертность от транспортных происшествий выросла на 12,3%, самоубийств — на 10,5%, убийств — на 12,6%.'
Особую обеспокоенность вызывает рост смертности от туберкулеза. За период с 1990 по 2000 г. смертность о туберкулеза возросла с 7,9 до 20,0 на 100 тыс. населения.
Еще одним фактом российской действительности в 90-х гг. стал рост смертности среди трудоспособного населения. За десять лет он (фактор) вырос более чем на 100 тыс. чел. и составляет свыше 520 тыс. чел. в год." Особое значение приобретает проблема сверхсмертности мужчин. Это сформировало беспрецедентный — более чем в 10 лет — разрыв в средней продолжительности жизни между мужчинами и женщинами.
Показатель младенческой смертности общепризнанный индикатором социального благополучия общества. Его значение в России в 2-4 раза выше, чем в экономически развитых странах. Сохраняется высоким и уровень материнской смертности. Ежегодно в результате осложнений беременности, родов и послеродового периода в России умирает 560-650 женщин. Показатели материнской смертности в стране в 5-10 раз выше, чем в экономически развитых странах мира.
Одним из демографических показателей, характеризующих социально-экономическое положение в стране, является показатель ожидаемой продолжительности жизни (рис.2).
Анализ демографической ситуации, сложившейся в России к концу 90-х гг. свидетельствует, что существование негативных тенденций в её развитии значимо влияет на систему российского здравоохранения.
Другой значимой показатель состояния общественного здоровья — заболеваемость населения? За период 1992-1998 гг. общая заболеваемость взрослого населения возросла на 11,1 %, подростков — на 38,7%, детей — на 23,9%.
В структуре общей заболеваемости первое место занимают болезни органов дыхания, затем системы кровообращения, нервной системы и органов чувств, органов пищеварения и костно-мышечной и соединительной ткани.
1 Источник: Вяяков А.И., Щепин ВО.. Тищук Е.А., Проклова Т.Н. Лечебпо-профил акт чс скис учреждения федерального подчинения: анализ и оценка деятельности / Под ред. О 11. Щепина. — М. ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000., — с. 10-11
" Источник' доклад миннсгра здравоохранения Российской Федерации IO.A. Шевченко на расширенном заседании Коллегии Министерства чдравоохранения РФ «Об итогах чода реформ и задачах но развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации на 2000-2004 годы и на период до 2010 года». Москва, 15 марта 2000 года. — с. 6.
J Статистические данные но заболеваемости населения приводятся по кн. Вялков А.И., Ще-iuii ВО., ТищукЕ.А.. Проклова Т.Н. Лечебно-профилактические учреждения федерального подчинения- анализ и оценка деятельности / Под ред О!!. Щецина. — М.; ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000., — с. 13-19.
Женщины |
Мужчины |
О ID 20 30 40 SO 60 70 80 □ 1998 П1999 Рисунок 2. Ожидаемая продолжительность жизни (лет) |
72,2 | ||
72,9 L | ||
1 : | ||
59,8 | ||
I |
Характеризуя заболеваемость, следует говорить о процессах хронизации, комплексности и сочетанности патологических состояний. С одной стороны, это следствие долговременных закономерностей, действующих на уровне естественнонаучных, неуправляемых тенденций, с соответствующей реструктуризацией заболеваний, а с другой — результат снижения обращаемости населения, прежде всего трудоспособного, за медицинской помощью с соответствующим развитием оставшихся без внимания медицинских работников патологических состояний. Такая реструктуризация патологии ведет к необходимости применения новых специализированных средств и методов лечения и профилактики и, как следствие этого, к повышению ресурсоем кости, стоимости лечебно-реабилитационных и других медицинских услуг. А это создает дополнительные трудности для функционирования и финансирования системы лечебно-профилактической помощи.
В последние годы происходит существенный рост первичной заболеваемости населения инсулиннезависимым и инсулинезависимым диабетом, что ведет к высокой степени накопления таких больных в популяции.
В целом распространенность-заболеваний свидетельствует о том, что в среднем хроническое заболевание имеет каждый взрослый житель страны, а каждый ребенок имеет 1,5 заболевания (в 1997 году на 100 тыс. взрослого населения приходилось 107498,3 заболеваний, а на 100 тыс. детей — 153127,1).
Особое внимание в последнее десятилетие привлекает распространение наркомании и токсикомании. Данный вид социальной девиации особо опасен из-за того, что находит широкое распространение среди подростков. Реальное распространение наркомании среди населения России достаточно сильно отличается от фактически зарегистрированных данных.
В настоящее время имеется выраженная тенденция к росту общей заболевае ста среди подростков по всем классам болезней, особенно по заболеваниям ко но-мышечной системы, эндокринной системы, болезней крови и кроветворных < ганов, новообразований и врожденных аномалий развития.
С марта 1987 г., когда в России был выявлен первый больной СПИДом;! 1999 г. зарегистрировано уже 15936 случаев ВИЧ-инфекции, что в три раза ше, чем в!998г.
Анализ статистических показателей, характеризующих заболеваемость населения, позволяет утверждать, что к концу XX столетия Россия оказалась далеко в стороне от показателей здоровья населения, характерных для экономически развитых стран.
Влияние состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения обусловлено тем, что более двух третей населения России живет в условиях загрязнения атмосферного воздуха, некачественной питьевой воды, необратимых процессов деградации природной среды. Налицо очевидное влияние неблагоприятных условий обитания на состояние здоровья большинства населения России. Такая ситуация усугубляет и без того достаточно напряженную обстановку, связанную с уровнем заболеваемости и смертности населения Российской Федерации.
Еще одним фактором, влияющим на состояние общественного здоровья, является состояние ресурсов здравоохранения — сети лечебных учреждений и их деятельность.
Первичная медицинская помощь оказывалась в 1998 г. 6250 самостоятельными амбул агор но-поли клин и чески ми учреждениями. Среди них — 1708 поликлиник (в том числе 591 детская), 4207 амбулаторий (из них 3986 в сельской местности), 54 хозрасчетных поликлиник и амбулаторий, 48 консультативно диагностических центров (в том числе 12 детских), 71 центр по профилактике и борьбе со СПИД; Стоматологическая помощь оказывается в 942 самостоятельных стоматологических поликлиниках (в том числе 32 хозрасчетных). Помимо этого, в структуру первичной медицинской помощи входят 3135 станций и отделений скорой медицинской помощи, 570 врачебных, 9264 фельдшерских здравпункта, 42669 фельдшерско-акушерских пунктов.
Среднее число посещений на I жителя (включая обращения к врачам станций и отделений скорой медицинской помощи) в 1998 году составило 9,05 (в 1997г. — 9,1}.
В 1998 г. в системе Министерства здравоохранения функционировало 10450 больничных учреждения: 9350 больниц (из них 5696 — в сельской местности) и 1100 диспансеров, имеющих стационары. В указанных учреждениях было развернуто более 1,6 млн. коек. Обеспеченность больничными койками составляет 113,3 на 10 тысяч населения.
Подобные медико-демографические показатели ставят перед системой здравоохранения России определенные проблемы. Схематично перечень проблем представлен на рис 3.
Медицинские проблемы:
• Смертность (Сердечно-сосудистые заболевания, новообразования, травмы). Смертность в трудоспособных возрастах (Травмы, ССЗ, новообразования). Рост инфекционных заболеваний и смертности от них. Заболеваемость новорожденных (рост за 10 лет в 3,7 раза). Здоровье школьников (40% от числа осмотренных — с хроническими заболеваниями, 50% — с морфо-функциональными отклонениями (предболезнь), 10% — подростки, которых можно назвать здоровыми).
Школьницы-подростки (частота хронических заболеваний у школьниц в 60-е годы — 40%, в 80-е гг. — у 44%, в 90-е гг. у 75%). Рост средних показателей заболеваемости туберкулезом. Рост венерических заболеваний. Рост ВИЧ-инфекции.
1
Наркомания (каждый год рост наркомании на 50%, а среди подростков —
100%). Алкоголизм
Выравнивание расходов территорий при помощи субвенций на основе совместных договоров между Минздравом и властями субъектов Федераций на еле-дующих условиях:
- повышение доли расходов региональных бюджетов на здравоохранение;
- реструктуризация видов помощи.
ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Политические |
Формирование законодательной базы |
I | ||
Финансово-экономические | Медицинские | Организационно-управленческие |
Бюджет |
Средства ОМС
Лоббирование
Среде [ваДМС |
интересов здравоохранения в органах
влас гн н управления
Иные источники
Рисунок 3.
Организационно-хправденческие проблемы:
Определение объемов и способов финансирования бесплатной медицинской помощи.
Восстановление разумной вертикали управления системой здравоохранения. Формирование государственного заказа на предоставление гражданам определенных видов и объемов медицинской помощи.
Форматирование нормативно-прав о в ой базы здравоохранения. (Законы: «О национальном здравоохранении»; «О государственной системе здравоохранения»; «О частйой системе здравоохранения»; «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»). Перемещение акцентов в оказании медицинской помощи со стационаров на ам бу л атор но-по л и кл и 11 и ч ее кое зв е Н о.
Разграничение полномочий между Федеральным центром и Субъектами Федерации.
Меры по поддержанию Федеральных медицинских центров. Меры государственного регулирования лекарственного обеспечения населения:
- введение государственного регулирования цен на жизненно необходимые
лекарственные средства;
- централизованные закупки для медицинских учреждений и льготных ка
тегорий согласно перечню;
- долевое финансирование бюджетами различных уровней и средствами
ОМС;
- персонификация учета потребления лекарственных средств;
2. Основные положения реформы здравоохранения (причины, цели, задачи, пути реализации)
Конкретные условия состояния общества диктуют способы решения проблем здравоохранения. Нет, вероятно, идеальной системы здравоохранения вне времени и пространства, конкретной политической и экономической ситуации. Развитие общества, науки и практики здравоохранения заставляет постоянно предпринимать попытки повысить эффективность системы здравоохранения страны, усовершенствовать его структуру, конкретизировать функции элементов системы здравоохранения, оптимизировать их взаимодействия не в идеальном пространстве, а в конкретной экономической системе. Общество определяет систему здравоохранения, механизм и технологии удовлетворения потребностей граждан в медицинской помощи, обеспечение этих потребностей необходимыми ресурсами.
Изменяющиеся общественные отношения создают условия для существования различных типов систем здравоохранения.
Современная социальная медицина выделяет три типа систем здравоохранения- государственную, страховую, частную.1 В ряду критериев такого разделения (собственность, право распоряжения ею, механизмы регулирования и управления системой) одним из важных является источник используемых здравоохранением финансовых ресурсов.
По этому признаку представляется возможным выделить еще и смешанную систему здравоохранения, использующую все возможные источники финансирования, предусмотренные существующей в обществе в каждый отдельный его период законодательной базой.
История не знает таких ситуаций, когда цели, которые ставит общество, были бы достижимы только за счет собственных его возможностей или внешних средств, имеющихся в данный момент. Здравоохранение в полной мере испытывает на себе подобное стечение обстоятельств, т.е. находится в постоянно изменяющейся проблемной ситуации. Осознание обществом тех проблем, которые возникают перед ним в сфере охраны здоровья, происходит далеко не сразу. Зачастую кажущаяся простота проблем здравоохранения при формулировании целей и задач отрасли упирается в недооценку как самих проблем, так и в переоценку тех возможностей, которые имеются у общества для их разрешения. Именно поэтому уже на стадии формулирования целей здравоохранения (проектирования системы здравоохранения) требуется тщательный отбор возможных составляющих (эле-
' См.: Поляков И.В., Пег>хонЗ В.В., Андреева Е.Н- История вопроса: медицинское страхование и обоснование выбора нугсй развитая здравоохранения в Ро«ии//Медииинекос страхование. — 1995.—№2.
ментов), четкой их организации, способов управления ими, максимального ресурсов и факторов внешней среды.
Основным принципом построения любой системы здравоохранения являете сохранение равновесия трех главных составляющих: населения — потенциально?, потребителя медицинской помощи, медицинских учреждений и плательщиков оказанную медицинскую помощь.
Любая система здравоохранения имеет цель, которую можно с формулировать! как оказание населению доступной, качественно!! медицинской помощи, улучшел ние состояния здоровья общества в целом и каждого гражданина в отдельпо\ сти.
Государственная система здравоохранения с жестким административно экономическим управлением государственной собственностью на основные ресурсы, бюджетным финансированием, внутриведомственным контролем объема и качества медицинской помощи, патерналиста ческой моделью взаимоотношений работников здравоохранения и пациентов относительно стабильно работала до начала восьмидесятых годов.
Именно до тех пор удавалось осуществлять финансирование медицинских учреждений по смете расходов, 50% которой приходилось на статьи, связанные с заработной платой (самой низкой в стране) и затратами на лекарства, предметы медицинского назначения и хозяйственные нужды по государственным иенам (часто оказывающимися гораздо ниже, чем расходы на производство). Такое финансирование позволяло государству поддерживать иллюзию бесплатной (для всего населения) и доступной (далеко не для всего населения) медицинской помощи при затратах на нее значительно ниже, чем это требовалось на самом деле. Создалась к поддерживалась искусственная ситуация, позволявшая удовлетворять потребности здравоохранения при недостаточных ресурсах.
Следствием подобного состояния, явились процессы деформации элементов системы, обусловленные истощением ресурсов, особенно финансовых. Именно с этого периода стало сокращаться бюджетное финансирование здравоохранения, все более приобретая остаточный принцип, что проявилось в резком снижении мотивации медицинского персонала к труду и оттоку кадров (особенно среднего медицинского персонала) из медицинских учреждений. «Произошла дезориентация отрасли, связанная с несовершенством управления, избыточностью структур и полной финансовой неадекватностью, что и составляет суть глубокого кризиса в российской медико-социальной сфере» .
А.Ф. Финченко и В.И, Денисов, не отрицая достижений существовавшей системы (преемственности, общедоступности и профилактической направленности медицинской помощи), пришли к выводу, что «созданная на путях экстенсивного развития система здравоохранения становится все более затратной и менее эффективной»1
По мнению Н.А. Кравченко и К.К. Кузьмина, несовершенство системы распределения общественных фондов потребления, недостаточность средств на охрану здоровья и их несбалансированность с потребностью в медицинской помощи
1 Пискунов В.А О смене иарадш м в медицине и эдравоохраненин/Ддравоохранение Российской Федерации. — 1994 — № 1.
!См.: Финченко А.Ф.. Денисов В И. Обязательное медицинское страхование в системе национал buoii) здравоохранения Росс и ^/Здравоохранение Российской Федерации, № 10. 1993.
в райках общей несбалансированности финансового и товарного обращения, привело к появлению и прогрессированию теневого рынка медицинских услуг. Объем нелегально предоставляемых медицинских услуг исчисляется двумя миллиардами рублей в год (данные 1991-1992 гг.), что вызывало стихийное перераспределение значительных денежных сумм.
В.З. Кучеренко характеризует систему отечественного здравоохранения советского периода как моносистему, трудно корректируемую, .малодинамичную, нечувствительную к изменяющимся условиям и потребностям пациентов.
Основные причины дезинтеграции системы таковы:
• остаточный принцип финансирования;
• нерациональное использование основных ресурсов (кадры, финансы, оборудор
вание); *
• недостаток современных медицинских технологий: '
• многообразие номенклатуры лечебных учреждений;
• снижение квалификации медицинского персонала догоспитального >тапа;
• сохранение тата тенденций развития здравоохранения как специализация
(особенно в амбулаторно-ппликлиническап службе) и централизация;
• снижение у медицинских работников мотивации к труду и систематическому
повышению квалификации, связанное с уравниловкой в оплате труда;
• падение трудовой и производственной дисциплины в коллективах медицинских
работников.'
Подобная характеристика подтверждается данными о состоянии здоровья населения России. Рост или снижение заболеваемости населения — главная оценка деятельности любой власти в области решения проблем здравоохранения и охраны здоровья населения.
Именно в конце 60-х гг. началось реформирование здравоохранения, с той или иной долей успеха завершившееся во многих странах к 90-м гг.
Накоплен определенный опыт решения задач, стоявших перед здравоохранением в любой стране (независимо от имеющей место системы здравоохранения), как сделать медицинскую помощь населению более доступной, более высокого качества при относительно небольших, но максимально эффективно используемых вложениях в здравоохранение.
Цель и задачи реформы. Создаваемая в России рыночная экономика поставила систему здравоохранения, основанную на распределительных экономических принципах, в ситуацию, когда ее дальнейшее функционирование чрезвычайно затруднено, а коренная реорганизация требует дополнительных ресурсов, которых нет вусловиях переходного периода.
Эти трудности создают неадекватную для решения проблем отрасли социально-психологическую ситуацию, при которой попытки изыскать и использовать новые источники финансовых и материальных ресурсов, создать структуры
1 Кравченко НА., Кузьмин К.К. Социальная защита личности в условиях формирования новых экономических отношекий//3;ц>авоо>;ранение Российской Федерации, № П, 1993
" Кучеренко В.З., Денисов В.Н., Финченко Е.А. и др. Введение в медицинское страхование — В 2 т. — Новосибирск: Наука. Сибирская издатель екая фирма РАН, 1995. Т. I.
1 См.: Финченко Л.Ф , Денисов П.И. Обязательное медицинское страхование в системе национального здравоохранения Россик/Ддраяоохралепие Российской Федерации, .№ 10. 1993.
т
для их эффективного использования наталкиваются на сопротивление. Это дВя. зано с тем, что в силу множества объективных причин не может быть достигнут немедленный результат, а противодействие и искажение приводят к негативному результату.
Поэтому очевидны и задачи, которые необходимо решить в процессе реформирования здравоохранения:
• создание новой законодательной базы здравоохранения;
• разработка механизмов адаптации системы здравоохранения к работе в новых
условиях;
• приведение в соответствие механизмов взаимодействия здравоохранения с
экономикой страны;
• разработка механизмов финансового взаимодействия в здравоохранении;
• разработка и внедрение организационных принципов функционирования уч
реждений здравоохранения в новых условиях.
Пути реализации. На нынешнем этапе развития общества с целью поиска новых экономических условий существования российского здравоохранения из нескольких моделей законодательно взята за основу развития системы здравоохранения модель медицинского страхования.
Проходящая в российском здравоохранении реформа носит характер струк-турно-функционааыюй реорганизации отрасли. Создаваемая система здравоохранения имеет целью — организатор оказания качественной медицинской помощи, доступной населению страны, на основе фундаментальных преобразований Финансировании, с привлечением иных, помимо государственных, финансовых ресурсов (в том числе и финансовых средств населенияI, преобразовании правовых основ отрасли, направленных на демократишиию управления, внедрение современных медииинскш технологий, развитие конкуреииии, основанной на свободном выборе паииентомлечебно-профилактического учреждения и врача.