Профессиональная этика и этикет 3 страница

5. Понятие турпродукта, его разработка и потребительские свойства (на примере турфирм России). 42 Турпродукт – потребительский комплекс, включающий тур, туристско-экскурсионные услуги и товары. Для правильного планирования и разработки тур. продукта нужно знать его особенности. Тур. продукт можно отнести к непроизводственной сфере. Тур. продукту присущи четыре хар-ки, которые отличают услугу от товара: 1. неосязаемость (услугу невозможно продемонстрировать, увидеть или попробовать до получения. Неуловимость услуг вызывает проблемы, как у потребителей, так и поставщиков. Покупателю трудно разобраться и оценить, что продается до приобретения услуги, а иногда и после ее получения.) 2.неразрывность произ-ва и потребления - главная особенность, делающая услуги действительно услугами и отличающая их от товаров. Клиент не просто потребляет услугу, но и подключается к ее производству и доставке 3. непостоянство качества - качество зависит от того, кто, когда и где ее предоставляет 4. Неспособность к хранению. Эти особенности делают управление в туризме более трудным делом, чем в промышленности, с точки зрения экономич. эффективности. Разработка тур. продукта начинается с поиска идей - определение объекта путешествий. В качестве источников идей для создания новинок могут выступать: 1. потребители, нужды и потребности которых можно выявить с помощью опросов, групповых обсуждений, поступающих предложений и жалоб 2. продукты конкурентов 3. персонал фирмы, находящ. в повседневном контакте с клиентами 4. статистика поездок рус. туристов за рубеж, которая показывает самые популярн. на сегодняшний день направления. Вторым этапом разработки турпродукта явл. отбор идей - это обоснование вида разрабатываемого продукта. Далее этап разработки концепции турпродукта и его проверки. Замысел продукта - проработанный вариант идеи, выраженный значимыми для потребителя понятиями (потребительскими свойствами турпродукта). Потребительские свойства турпродукта определяются полезностью и функциональностью входящих в него товаров и услуг, их надежностью и способностью удовлетворить потребности покупателя. Потом проводятся маркетинговые исслед. и их анализ (анализ рыночных возможностей, открываемых продуктом-новинкой, возможностей туристского предприятия). Если анализ всех указанных основных частей маркетинговых возможностей прошел успешно, можно приступать к разработке турпродукта. Фирма определяет содержание своего продукта, куда входит: страна путешествия, вид туризма, сезон и продолжительность поездки, маршрут следования, классность услуг. Новый разработанный тур не сразу становится продуктом для про-дажи. Предварительно необходимо его экспериментальное внедрение (инфо-туры)   Особенность продвижения турпродукта на внутреннем и внешнем рыках. 33 Особенностью продвиж. тур. продукта является формирование сбытовой сети. Продажа туров непосредственно потребителям, как правило, не является основной функцией туроператора. Однако каждое предприятие заинтересовано в конечной реализации своего продукта. Поэтому важнейшим направлением деятельности тур. фирмы и туроператора явл. продвижение тур. продукта к его дальнейш. реализации. Эта задача возлагается на сбытовую сеть, котор. проводит тур. продукт от исполнителя до его потенциальн. потребителя. Сбытовая стратегия тур. предприятия разрабатывается на основе принятой данным предприятием общей стратегии маркетинга с учетом всех остальных ее компонентов (продукт, цена, коммуникации). Процесс разработки сбыт. стратегии проходит следующие этапы: 1. Определение внеш. и внутр. факторов, влияющих на организацию сбыт. сети 2. Постановка целей сбытовой стратегии 3. Выбор каналов сбыта и методов управления ими 4. Анализ и контроль за функционированием сбытовой сети. Определение внеш. и внутр. факторов, влияющих на организацию сбытовой сети, предполагает детальное изучение потребителей, их местонахождение, оценку сбытовой деятельности конкурентов, определение возможностей и ограничений по расширению объемов продаж и т. д. Говоря о продаже тур. продукта, будь то напрямую потребителю через агентские соглашения, непосредственно в офисе фирмы или вне его, мы говорим о каналах сбыта. Канал сбыта - это совокупность фирм или отдельных лиц, котор. принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю. Каналы сбыта характеризуются по числу составляющих их уровней. Под уровнем канала сбыта понимают любого посредника на пути тур. продукта от предприятия к конечному потребителю. Тур. предприятие может организовать прямую продажу собственного тур. продукта потребителям, организовывать продажи через тур. агентства или использовать совокупность нескольких каналов сбыта: 1. Организация прямых продаж или канал прямого маркетинга, подразумевает наличие двух участников: тур. предприятия (его филиалов, представительств) и потребителя 2. Одноуровневый канал - включение посредника – тур. агентство 3. Двухуровневый канал включает двух посредников в виде турагента и тур. агентства, один из которых выступает в роли розничного, а другой - оптового продавца. На российском тур. рынке выделяют две основные формы реализации тур. продукта: через туроператора и турагента. В практике деятельности туристских организаций выделяются два направления формирования каналов сбыта: внешние каналы (зарубежные) и внутренние. Внутренние каналы сбыта - это, как правило, система филиалов и посреднических организаций, через котор. продаются различные тур. услуги на территории самой станы (независимо от того, кому они продаются - гражданам страны или иностранцам, находящимся на территории данной страны). Внешние каналы сбыта - это определенное число зарубежных тур. фирм-посредников (туроператоров, турагентов), принявших на себя согласно договору обязательство продавать в своей стране туристские поездки в данную страну.  
6.Проектирование тура и программа обслуживания. Согласно ГОСТ РФ 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектир. тур. услуг», про­ектир. тура предусматривает согласование возмож­ностей предприятия, осуществляющего это проектир., с запросами туристов. Основой для проектир. услуги явл. ее вер­бальная модель (краткое описание) - набор требований, выявленных в результате исследования рынка услуг, со­гласованных с заказчиком и учитывающих возможности исполнителя услуг. Процесс проектир. тура состоит из 4 этапа: 1. разрабатывается замысел тура, определяется его целевая направленность с ориентацией на определен. потребителя, выбирается сезон, направление по странам и примерное наполнение основного комплекса услуг 2. проводится анализ и изуч. возможности его реализ. на практике. Для реализ. наиболее привлекательных идей происходит поиск и отбор поставщиков и партнеров 3. формир. основного и дополнительного комплекса услуг. Осущ. определение и корректировка цены будущего тура. Чаще всего цена явл. средне арифметической по отношению к ценам на аналогичные турпродукты 4. экспериментальная проверка тура, которая явл. заключ. этапом его формирования. Результатом проектир. тур. услуги (продукта) явл. технологическая документация (технологические карты, инструкции, правила, регла­менты и т.д.). При подготовке тура туроператор обязан подготовить и представить на утверждение руководства: 1. описание маршрута, программу тура, хар-ку объектов размещения (адреса, названия, условия раз­мещения), условий питания 2. калькуляцию тура 3. данные о стране туристской поездки, об обычаях ме­ стного населения, святынях, памятниках природы, исто­рии, культуры и других объектах тур. показа, о состоянии окружающей природной среды, условиях обмена валюты 4. условия безопасности туристов на маршруте 5. сведения о необходимых адресах и телефонах (имена, фамилии официальных лиц, посольства/консульства РФ) 6. сведения о принимающей тур. фирме (телефо­ны, адреса, фамилии, порядок разрешения конфликтных ситуаций) 7. образец ваучера 8. информацию о правилах въезда в страну (место), вре­менного пребывания там, о таможенных требованиях. Продвижение тура состоит из рекламы, участие в специализированных выставках, ярмарках, организации информационных центров, издания каталогов и буклетов. Перечень возможных тур. услуг, оказываемых в ходе тур. путешествия, определяется в проекте программы обслуживания турис­тов. При ее разработке определяются: 1. маршрут путешествия 2. перечень тур. предприятий - исполнителей (поставщиков) услуг 3. период предоставления услуг каждым предприяти­ем - исполнителем услуг 4. состав экскурсий и достопримечательных объектов 5. перечень тур. походов, прогулок 6. комплекс досуговых мероприятий 7. продолжительность пребывания в каждом пункте маршрута 8. кол-во туристов, участвующих в путешествии 9. виды транспорта для внутренних перевозок 10. потребность в гидах, экскурсоводах, зарубежных представителях, инструкторах, переводчиках и др., а также потребность в их подготовке 11. необходимое количество транспортных средств 12. порядок подготовки рекламных и информационных материалов 13. форма описания путешествия для информационных листков к туристским путевкам и их кол-во. Оценить экономическую эффективность разработанно­го турпродукта можно с помощью показателей прибыль­ности и рентабельности продукции.  

«ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ»

1. Представления о потребностях человека в истории философской мысли. 3 Возникновение человека – загадка. Несмотря на определенные достижения в области изучения человека, к сожалению, приходится признать, что его происхождение, как и возникновение жизни на Земле, все еще остаются тайнами, недоступными современной науке. Среди важнейших мировоззренческих вопросов, которые на протяжении всей истории решала философия, одно из центральных мест занимали проблемы человека. Его природа и смысл существования. Историко-философские концепции человека в самом общем виде можно разделить на две группы: объективистские и субъективистские. 1. Объективистская концепция Объективистские - такие, где человек и окружающий его мир, понимается как существо, находящееся во всецелой или определяющей зависимости от объективных сфер, принципов и норм космоса, мировой разумности, вечных идей и сущностей божественного проведения, природы, абсолютного духа, фаталистически понимаемой исторической необходимостью. 2. Субъективистская концепция. Субъективистские - такие где бытие человека и мира познается из самого человека, из субъективного “Я”, через него, а человек понимается как существо, полностью или в основном автономное и свободное от объективных сфер и установлений. Субъективисты ищут основания общечеловеческого, индивидуального, а в конечном счете, и всякого другого бытия, в глубинных сферах внутренней индивидуальной жизни человека. Первобытный человек глубоко ощущал свою связь с природой и слитность с соплеменниками. Осознания себя как отдельной, самостоятельной личности еще не произошло. Задолго до ощущения своего «Я» возникло ощущение «Мы», чувство единства, слитности с другими членами группы. Отношение к соплеменникам, к чужакам и к природе прямо влияло на понимание древним человеком своих потребностей и возможных путей их удовлетворения. За всеми потребностями людей первобытной эпохи (как, впрочем, и наших современников) стояли биологические особенности человеческого организма. Эти особенности нашли выражение в так называемых насущных, или витальных, первичных потребностях - в пище, одежде, жилище. Главная особенность насущных потребностей состоит в том, что они обязательно должны удовлетворяться - иначе человеческий организм вообще не может существовать. К вторичным, ненасущным относят потребности, без удовлетворения которых жизнь возможна, хотя и полна лишений. Насущные потребности имели исключительное, доминирующее значение в первобытном обществе. В то же время у первобытного человека начинает формироваться вся современная структура потребностей, которая сильно отличается от структуры потребностей животных. Главные отличия человека от животных - трудовая деятельность и развивавшееся в процессе труда мышление. Для поддержания своего существования человек научился воздействовать на природу не только, своим телом (ногтями, зубами, как делают животные), а с помощью особых предметов, эти предметы получили название орудий труда. Поскольку человек поддерживает свою жизнь с помощью продуктов труда, сама трудовая деятельность становится важнейшей потребностью общества, так как труд невозможен без знаний о мире, в первобытном обществе возникает потребность в познании. Если потребность в каких-либо предметах (пище, одежде, орудиях труда) является материальной потребностью, то потребность в познании - это уже духовная потребность. В Первобытном обществе возникает сложное взаимодействие между индивидуальными (личными) и общественными потребностями. В XVIII в. французские философы-материалисты (П. А. Гольбах и др.) предложили для объяснения человеческого поведения теорию разумного эгоизма. Согласно теории разумного эгоизма, человек всегда действует в своих личных, эгоистических интересах, стремится удовлетворять только индивидуальные потребности. Но если логично проанализировать личные потребности человека, выясниться то, что, в конечном счете, они совпадают с потребностями общества (социальной группы). Поэтому «разумный» эгоист, преследуя только правильно понятую личную выгоду, автоматически будет действовать в интересах всего человеческого сообщества. Возникновение эстетических потребностей проявилось в зарождении художественного творчества, создании произведений искусства. Наскальные рисунки, статуэтки людей и животных, всевозможные украшения, ритуальные охотничьи танцы, казалось бы, никак не связаны с удовлетворением насущных потребностей, не помогают человеку выжить в борьбе с природой. Но это только на первый взгляд. В действительности искусство - результат развития сложных духовных потребностей, опосредованно связанных и с потребностями материальными. Это, прежде всего, потребность в правильной оценке окружающего мира и в выработке разумной стратегии поведения человеческого сообщества. Итак, в развитии потребностей первобытного человека обнаруживается ряд закономерностей. Человек всегда был вынужден удовлетворять насущные, первичные, преимущественно биологические потребности. Удовлетворение простейших материальных потребностей вело к формированию все более сложных, вторичных потребностей, имевших преимущественно социальный характер. Эти потребности, в свою очередь, стимулировали совершенствование орудий труда и усложнение трудовой деятельности. Всю историю первобытного общества можно представить как поиск новых способов удовлетворения развивающейся системы материальных и духовных потребностей. Уже в это время человек попытался раскрыть смысл и цели своего существования, которое наши далекие предки не сводили к удовлетворению простых материальных нужд. К очагам древнейших цивилизаций обычно относят Шумер, Египет, Хараппу (Индия), иньский Китай, крито-микенскую Грецию и древние цивилизации Америки. Переход в этих районах Земли к эпохе цивилизации связывают с тремя крупными нововведениями: возникновением письменности, монументальной архитектуры и городов. Такие скачки в развитии материальной и духовной культуры привели к усложнению мира техники и предметов быта (в результате развития ремесленного производства в городах), к усложнению хозяйственных связей и механизмов удовлетворения насущных потребностей. Следующий скачок такого масштаба в обслуживании потребностей познания и обработки информации произошел, по-видимому, только в XX в., когда были разработаны компьютерные технологии и в дополнение к письменной культуре начала формироваться экранная культура. Крупный сдвиг в понимании человеком мира, самого себя и своих потребностей произошел независимо друг от друга в крупнейших цивилизациях Китая, Индии и Запада. Раньше человек целиком находился в плену традиционного мифологического и религиозного мировоззрения. Теперь начинает формироваться наука, рациональное мышление, основанное на проверенном опыте. Оно позволяет людям по-новому осмысливать действительность. Возникает представление об отдельном индивиде как самостоятельной личности, а не безликой частичке человеческого сообщества. В Древней Греции и Риме постепенно формируется общество, состоящее из многообразия личностей, обладающих разными потребностями. Во многих греческих полисах человек получает право самостоятельно выбирать для себя род занятий, развивать и контролировать свои потребности. Однако полная самостоятельность отдельной личности достигается позже - только в эпоху капитализма. У древних цивилизаций продолжала совершенствоваться система норм, позволяющих согласовывать потребности общества и личности, не допускать их столкновения. Если при первобытном строе это были моральные, а затем и связанные с ними религиозные нормы, то после возникновения государства человеческое поведение регулируют и нормы права. Правовые нормы устанавливаются государственной властью, которая следит за их 2 Общая характеристика индивидуальных и общественных потребностей. Потребности и деятельность человека. Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека 5 Потребности – это надобность в каком-либо благе, имеющем полезность для конкретного человека. В таком широком смысле потребности являются предметом исследования не только общественных, но и естественных наук, в частности биологии, психологии, медицины. Общественные потребности – потребности, возникающие в процессе развития общества в целом, отдельных его членов, социально-экономических групп населения. Они испытывают на себе влияние производственных отношений социально-экономической формации, в условиях которой складываются и развиваются. Общественные потребности делятся на две крупные группы потребности общества и населения (личные потребности). Потребности общества определяются необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития. К ним относятся потребности производственные, в государственном управлении, обеспечении конституционных гарантий членам общества, охранения окружающей среды, обороне и т. п. С экономической деятельностью общества наиболее связаны производственные потребности. Производственные потребности вытекают из требований максимально эффективного функционирования общественного производства. Они включают потребности отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства в рабочей силе, сырье, оборудовании, материалах для выпуска продукции, потребности в управлении производством на разных уровнях – цеха, участка, предприятия, отрасли народного хозяйства в целом. Эти потребности удовлетворяются в процессе хозяйственной деятельности предприятий и отраслей, которые связаны между собой как производители и потребители. Личные потребности возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности человека. Они выступают как осознанное стремление человека к достижению объективно необходимых условий жизни, обеспечивающих полное благосостояние и всестороннее развитие личности. Личные потребности весьма многообразны. В зависимости от ха­рактера и природы возникновения выделяют следующие классы по­требностей 1. Биологические (физические) потребности в пище, воде, сне, температурном комфорте, защите от внешних вредных воздейст­вий. Они по­рождают множество вторичных и третичных потребностей, типа материальных потребностей в одежде, жилище. К числу билогических относится и потребность в экономии сил. 2. Социальные потребности включают потребность принадле­жать к социальной группе (общности) и занимать в ней определен­ное место, пользоваться внима­нием и уважением окружающих, быть объектом их привязанности и любви. Потребность в самовыражении, обеспечении социальных прав и т.д. Потребности "для се­бя" и "для других". 3. Интеллектуальныепотребности связаны с мыслительной деятель­ностью человека. Это Потребности в познании окружающего мира и своего места в нем, образовании, в различ­ных видах творческой деятельности и т.д. 4. Материальные потребности возникают в сфере материальной жизнедеятельности человека. В качестве объекта таких потребностей выступают материальные блага и услуги (продукты питания, предметы одежды, жилище и домашняя обстановка, коммунальные и бытовые ус­луги и т.д.). 5. Духовныепотребности связаны с духовной деятельностью челове­ка, под которой понимается как интеллектуальная, так и любая деятель­ность, порождаемая внутренним состоянием человека. Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека Сервисная деятельность — это вид деятельности, на­правленный на удовлетворение потребностей людей путем оказания услуг. Сервисной деятельностью занимаются индивидуальные предприниматели и сервисные организации, которые оказывают материальные и со­циально-культурные услуги. Потребностиопределяются как нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организ­ма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом (внутренний побудитель активности). Услуга — это результат непосредственного взаимодей­ствия исполнителя и потребителя (заказчика), а также соб­ственной деятельности исполнителя по удовлетворению по­требности человека. Услуга — это деятельность по удовлет­ворению нужд и потребностей людей. Материальные услуги — это услуги, удовлетворяющие материальные потребности людей. Материальные услуги обес­печивают восстановление (изменение, сохранение) потреби­тельских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам потребителей, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В частности, к материальным услугам относятся бытовые услуги (услуги по ремонту и техническому обслуживанию изделий, зданий, и сооружений, фотоуслуги, парикмахерские услуги), жилищ­но-коммунальные услуги, услуги транспорта, сельскохозяйственные услуги и т. д. Социально-культурные услуги — это услуги, удовлет­воряющие духовные, интеллектуальные потребности людей и поддерживающие их нормальную жизнедеятельность. Со­циально-культурные услуги обеспечивают поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К со­циально-культурным услугам относятся медицинские услу­ги, услуги культуры, туризма и образования. Результатом материальных услуг является выполненная работа или изделие. Результат социально-культурных услуг (собственно услуг) не имеет материальной формы (результат туристического или экскурсионного обслуживания). Материальные и социально-культурные услуги являют­ся взаимодополняющими. Часто приобретению товаров сопут­ствует потребление услуг (например, услуг по послепродаж­ному обслуживанию), а потребление услуг сопровождается приобретением сопутствующих товаров. Например, при по­треблении услуг общественного питания потребитель полу­чает товар — продукты питания, место потребления про­дуктов питания, услугу по подаче блюд и напитков, психо­логическую разгрузку. Сервисные предприятия удовлетворяют потребности на­селения с учетом индивидуальных запросов личности посред­ством предоставления услуг, где услуга выступает как един­ство процесса и результата трудовой деятельности по удов­летворению потребностей. Круг потребностей определяется функциональными осо­бенностями сферы обслуживания как института сервисной деятельности: -освобождение человека от домашних дел; -увеличение свободного времени человека и создание необходимых условий для его творческого развития, -формирование разумных потребностей людей путем вос­питания культуры поведения, пропаганды эстетических цен­ностей, нового и значимого в области моды, бытового дизай­на и т. п. В настоящее время потребности в развитии услуг выхо­дят за рамки сугубо экономических потребностей, процесс гумманизации экономического роста сопровождается ростом числа услуг, направленных на совершенствование самого человека, его интеллектуальных и физических возможнос­тей, удовлетворение его культурных и социальных запро­сов.
исполнением, при необходимости используя принуждение. В эпоху первых цивилизаций усложнились отношения между личными и общественными потребностями. Появились потребности различных социальных групп, классов, слоев теперь уже неоднородного населения. Неудовлетворенность потребностей ряда социальных групп - прежде всего класса рабов - становится мощным стимулом социальных конфликтов. Развитие и удовлетворение потребностей человека остается противоречивым процессом. В нем одновременно действовало несколько тенденций. С одной стороны, решались проблемы производства продовольствия, строительства и обслуживания оросительных систем, обеспечения безопасности, снабжения населения необходимыми вещами. С другой стороны, экономика древних цивилизаций не сводилась к удовлетворению простых насущных потребностей. Попытка понять окружающий мир в целом привела к формированию мифологии, религии и искусства, удовлетворявших духовные потребности человека в понимании мира и своего места в нем. Мифология, искусство и религия стали первыми формами мировоззрения.  
  3 Классификация потребностей человека в психологии. Взаимодействие общественных, групповых и индивидуальных потребностей. 7 Классификация потребностей 1. Биологические (естественные) потребности – потребности питания и выделения, потребности расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой. 2. Материальные потребности – потребности в средствах и условиях удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей. 3. Социальные потребности – в отличие от биологических и материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. – потребности для других – потребность общения, защиты слабого, жертвовать собой во имя другого – потребности для себя – потребность самоутверждения в обществе, самореализации, самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т. д. – потребности вместе с другими – группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, свободы, обуздания агрессора, потребность мира, смены политического режима. 4. Духовные потребности – это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям, стремление к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства 5. Ценностно-ориентированные потребности – можно выделить разумные и неразумные (извращенные) потребности. – разумные потребности – это потребности, удовлетворение которых способствует нормальному функционированию человеческого организма, росту престижа личности в обществе, ее гуманному развитию, гуманизации всех сторон общественной жизни. Можно выделить следующие критерии разумных потребностей: духовную потребность, если ее удовлетворение достигается за счет подавления других (естественных и материальных) потребностей. 3. Соответствие потребностей способностям личности и наличием средств их реализации. 4. Управляемость потребностями. Разумными можно назвать те потребности, которыми управляет человек, а не наоборот, когда потребности управляют человеком. – извращенными (вредоносными) мы называем те из неразумных потребностей, которые в случае их удовлетворения приводят не только к разрушению и циничному попранию моральных и правовых норм человеческого общежития, но и в своих крайних проявлениях способствуют деградации человеческой природы и тупиковому состоянию развития рода «человек». 1. Чувство меры в удовлетворении потребностей, не доводящее до деградации личности. 2. Гармоническое сочетание разных потребностей. Нельзя признать разумной даже Это чрезмерная потребность в алкоголе, в наркотиках, гомосексуализм и лесбиянство, некоторые пластические операции. Эти пороки современного общества существуют не столько от недостатка материальных благ, сколько от пресыщения материальными благами и бездуховности человека, отсутствие у людей идеалов, за которые надо бороться. Одна из главных тенденций развития отношений между человеком и обществом - индивидуализация личности. Развитие, экономики, усложняющиеся процессы производства требовали все более квалифицированных, компетентных и самостоятельных работников. В настоящее время это приводит к постепенному формированию индивидуального стиля производственной деятельности и взаимосвязанного с ним индивидуального стиля потребления. Механизм взаимодействия индивида и общества модифицируется и перестраивается. Это отражается на соотношении индивидуальных и общественных потребностей. В человеческих сообществах всегда существовали различия между потребностями индивидов, групп людей и общества в целом. Различие между общественными и индивидуальными потребностями проявляется в различии механизмов их осознания. Общество или социальные группы дольше и сложнее осознают свои потребности, чем отдельные личности. Часто общественная потребность осознается сначала небольшой группой людей или государственной структурой, которые привлекают к ней всеобщее внимание и предпринимают усилия по ее широкому осознанию и удовлетворению. Нам представляется, что одни и те же потребности могут иметь разное значение для общества в целом, различных групп людей и для отдельного индивида. Например, потребность в труде - насущная для общества, но всегда существовали индивиды, которые трудовой деятельностью не занимались и потребности в ней, вероятно, не испытывали. Подобные различия значимости одной и той же потребности для общества и для индивида связаны, в частности, с тем, что отдельные индивиды выполняют в социальной системе неодинаковые функции. Общественные потребности рассматривают как потребности большинства индивидов. В этом смысле потребности людей, не входящих в данное большинство, являются антиобщественными. Так, можно сказать, что система ценностей, выраженная в заповедях Ветхого Завета, и соответствующих ей потребностей является общественной. Для противодействия людям, препятствующим их удовлетворению (совершающим, как говорят, «антиобщественные» поступки), возникли механизмы морального и правового принуждения. Сложные процессы взаимодействия личных, групповых и общественных потребностей изменяются и эволюционируют на протяжении истории. Так, антидемократические режимы, низко ценящие человеческую личность, обычно пренебрегают и заботой об ее индивидуальных потребностях. На высоком уровне здесь удовлетворяются потребности лишь элитных групп населения. В более демократических обществах возникают многочисленные фирмы и организации, специализирующиеся на сервисном обслуживании широких слоев населения, так как содействие более полному удовлетворению потребностей основной массы граждан является важным приоритетом государственной политики.  

Наши рекомендации