Экономическая сущность себестоимости обращения товаров в торговле и ее роль в оценке эффективности работы
Углубление экономической реформы в торговле определяет перевод организаций на широкое использование новых форм хозяйствования, основанных на различных видах собственности. Это означает развитие арендных отношений, преобразование части государственных организаций в коллективные, акционерные, передачу небольших предприятий в собственность членам трудового коллектива, семьям и отдельным гражданам.
Новые экономические условия требуют нетрадиционных подходов к управлению, поиска форм, которые были бы адекватны рыночным отношениям. Перевод торговли на новые формы хозяйствования имеет определенные особенности, обусловленные экономической сущностью торговли, ее природой и местом, которое она занимает в национальной экономике.
В настоящее время особое внимание в решении хозяйственных вопросов организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства и других отраслей сферы производства уделяется снижению себестоимости продукции и усилению роли этого показателя в оценке деятельности их работы и стимулировании трудовых коллективов. Для торговли это означает прежде всего повышение ответственности за выполнение планов по объему и структуре товарооборота, требований к производителям в части соблюдения договоров поставки, минимизации затрат живого и овеществленного труда, росту прибыли, повышению рентабельности.
В условиях развития рыночных отношений возрастает значимость финансовых результатов организаций торговли, основным обобщающим показателем которых в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь является прибыль. Прибыль (оптимальная рентабельность) торговли могут быть достигнуты в основном тремя способами: 1) снижением издержек (себестоимости обращения); 2) увеличением объема реализации при стабильных затратах на единицу товара (услуг); 3) ростом цен.
Развитие рыночных отношений в отечественной экономике ставит перед предприятиями новые задачи. В виду появления коммерческих предприятий (особенно посреднических), предлагающих товар, платежеспособный спрос на товары стал более умеренным. Это происходит, с одной стороны, в результате невысоких средних доходов населения, а с другой – по причине более плотного предложения товаров по высоким для граждан со средним доходами ценам. Множество предприятий на рынке являются убыточными. Чтобы увеличить покупательский спрос повысить конкурентоспособность или просто выжить, многим коммерческим структурам необходимо выбирать наиболее рентабельные товары для продажи, снижать цены на товары в соответствии с платежеспособным спросом покупателей. Только так многие из них могут обеспечить достаточный объем реализации и получить прибыль.
Но снижать цены можно лишь до величины, не превышающей сумму расходов, требуемых для производства и реализации данного товара. Иначе предприятие понесет убытки. А выбор наиболее рентабельных товаров возможен только в случае, если известна их издержкоемкость.
Проблема снижения себестоимости обращения особенно актуальна для торговли в условиях перехода к рыночной экономике и многообразии форм собственности. Это обусловлено тем, что в настоящее время в торговле, помимо собственных трудностей, как завершающем звене в цепи общественного воспроизводства имеются недостатки, переносимые их других звеньев и отраслей народного хозяйства (промышленности, аграрного сектора, транспортных и коммунальных служб и др.). Так, товары, поступившие от производителей не всегда являются завершенной формой потребительной стоимости, а следовательно и стоимости. В результате торговля вынуждена завершать подготовку потребительной стоимости к реализации, неся дополнительные затраты, связанные с фасовкой продовольственных товаров и разбраковкой (доработкой, хранением, отправкой поставщику и т.д.) товаров, не отвечающим требованиям государственных стандартов и технических условий.
Фасовка и упаковка товаров у производителей являются завершающим элементом технологического процесса (как правило, автоматизированного). В торговле процессы фасовки требуют определенных организационных, технических и технологических условий и существенных затрат. Изучение этой проблемы позволило сделать вывод о том, что в большинстве случаев производство фасованной продукции для промышленных предприятий или убыточно или менее выгодно чем нефасованной (мука, творог, сухари и т.д.).
Если нефасованная продукция не является потребительной стоимостью полностью пригодной к потреблению, то тем более это нельзя сказать о товарах, не отвечающих государственным стандартам и техническим условиям и утративших свои потребительские свойства еще до поступления в розничную торговую сеть. Такие товары загромождают складские емкости, замедляют оборачиваемость оборотных средств, увеличивают затраты торговли по их разбраковке, частичному исправлению брака на месте, отправке некачественных товаров поставщикам и организации претензионной работы и, в конечном итоге снижают рентабельность. Устранить эти негативные явления можно только на основе гибкой и обоснованной системы торговых надбавок, разработанной самими организациями путем предварительных расчетов затрат, связанных с обращением конкретных товарных групп и товаров.
Наряду с расходами, определяющее влияние на конечные финансовые результаты оказывает величина реализованных торговых надбавок и скидок. Применение свободных цен качественно изменило содержание и образование дохода от реализации в торговле. Основную долю в его формировании занимают торговые надбавки, устанавливаемые к отпускной, закупочной (или цене импортера, который ввез товар на внутренний рынок) или другой договорной цене. Поэтому, в отличие от торговых скидок, торговые надбавки не позволяют заранее предопределить точную величину дохода от реализации, а свободные розничные цены на товары могут снижаться или повышаться в пределах торговых надбавок.
Торговые скидки определяются в процентах к розничной цене товара и устанавливаются Министерством экономики на такие товары как: сахар, водка или предоставляются поставщиками (на упаковку мягких сыров, на завес тары, на сверхнормативный бой изделий из стекла, на потерю потребительских свойств технически сложных товаров при транспортировке, отходы плодоовощной продукции и др).
По достоверности их получения торговые скидки подразделяются:
- на реальные, которые с включением в счет автоматически становятся достижением торговой организации;
- условные, которые носят вероятностный характер, поскольку они предусматриваются договором, но могут быть получены покупателем (торговой организацией) лишь при выполнении им определенных условий, отмеченных в договоре.
Следует отметить, что торговые скидки больше соответствуют рыночным условиям, поскольку они характеризуют долю конечной рыночной цены товара, определяемую конъюнктурой рынка и остающуюся в торговой организации и тем самым учитывать возможности каждого участника каналов товародвижения. Поэтому за рубежом в основном используются торговые скидки (их более 20), а в отечественной практике они применяются, как отмечено выше, когда государственные органы устанавливают на некоторые товары фиксированные цены или производители согласовывают с покупателями конечную розничную цену.
Отличия торговой скидки и торговой надбавки состоят в следующем:
- во-первых, размер надбавки не постоянен и определяется спросом;
- во-вторых, надбавка устанавливается к отпускной цене товара, которая также не постоянна в каждом конкретном случае.
Вместе с тем, общим для торговых скидок и надбавок является то, что они служат основным источником дохода от реализации торговой организации и имеют такое же экономическое значение для торговли как отпускная цена для промышленности.
Если при установлении отпускных цен предприятия-производители учитывают совершенные затраты на выпуск единицы продукции, то и при установлении торговых надбавок на конкретный товар или группу однородных товаров торговые организации учитывают расходы, связанные с куплей-продажей каждой партии товаров. Таким образом, показатель издержкоемкости является базой для установления размера торговой надбавки, формирования продажной цены и определения прибыли (рентабельности) от реализации каждого товара. Издержкоемкость товаров складывается на основе объективных затрат и должна отражать их общественно необходимый уровень.
В условиях рынка этот уровень определяет рыночную конъюнктуру и регулируемую цену товара, поскольку при определении цены преследуется одна цель: найти такую ее величину, при которой товара будет продан и торговая организация получит максимальную прибыль.
В результате для обеспечения прибыльной работы коммерческого предприятия руководству необходимо:
- знать сумму затрат, приходящихся на каждый вид товара, с тем чтобы определить предельно возможное снижение цены с учетом затрат по конкретному их виду;
- отказаться от использования в коммерческом обороте товаров, не пользующихся достаточным спросом при данной цене, если дальнейшее снижение цен на эти товары невозможно из-за высоких затрат по этому товару;
- устанавливать торговую наценку дифференцированно по каждому виду товаров не ниже затрат на их реализацию (если это позволяет спрос).
В связи с этим определение затрат по доведению каждого товара до потребителя имеет весьма важное значение. Для этого требуется калькуляция совершенных расходов. Чтобы получить данные о рентабельности товарных групп, кроме издержкоемкости необходимо также знать потоварно-групповую доходоемкость. Исчисление издержкоемкости, доходоемкости и рентабельности товарных групп в целом составляет коммерческую калькуляцию.
Проблема изучения потоварной издержкоемкости и рентабельности имеет непосредственное отношение к усилению режима экономии, качеству хозяйствования организаций торговли и зависит от показателя себестоимости производства и обращения товаров. Определить место и роль себестоимости обращения товаров возможно только после изучения сущности и выяснения особенностей проявления этой категории в торговле.
Во всех производственных отраслях на основе совершения калькуляционных расчетов определяется себестоимость всей продукции и отдельных ее видов. Только в торговле не производятся калькуляционные расчеты себестоимости, хотя по классификации Министерства статистики и анализа РБ торговля относится к производственным отраслям народного хозяйства. Такое противоречие, исходя из теоретических позиций и практических требований нуждается в обосновании.
Объектом калькуляции себестоимости в торговле следует считать расходы по каждой товарной группе.
Таким образом, себестоимость товарного обращения складывается из затрат живого и овеществленного труда, связанных с перевозкой, хранением, подработкой, реализацией товаров и торговым обслуживанием покупателей. Правильно организованный учет, контроль и калькуляция расходов на реализацию в разрезе статей учетной номенклатуры и в потоварно-групповом разрезе позволит не только определять себестоимость обращения товаров, но и сопоставлять затраты с получаемыми доходами и рассматривать снижение себестоимости обращения товаров как важнейший резерв повышения рентабельности товарных групп и организаций торговли в целом.
В торговле затраты, связанные с продолжением процессов производства в сфере обращения и со сменой форм стоимости, планируются, учитываются и анализируются в целом по предприятию без учета потоварного состава товарооборота. Изменения в составе и структуре товарооборота нередко решающим образом влияют на величину расходов на реализацию и конечные финансовые результаты. Однако показатели, характеризующие издержкоемкость отдельных товаров и товарных групп, не являются объектом учета, планирования, анализа и не получают отражения в различных источниках информации.
Потоварное изучение расходов на реализацию позволяет всесторонне проанализировать факторы, оказывающие влияние на средний их уровень и измерить влияние изменения структуры товарооборота на торговые расходы и рентабельность.
При установлении источников покрытия расходов на реализацию, какими в настоящее время выступают торговые надбавки, установленные к свободным отпускным ценам на товары, реализуемые в организациях различных форм собственности исходят из тех же основополагающих принципов, что и при установлении цен. Цены, как известно, должны отражать общественно необходимые затраты труда, обеспечивать возмещение издержек производства и обращения, гарантировать каждому нормально работающему предприятию оптимальную прибыль.
В промышленности для исчисления общественно-необходимых затрат живого и овеществленного труда используют фактическую и нормативную калькуляцию, определяющую производственную себестоимость продукции. В торговле, подобной информации для проведения калькуляционных расчетов нет. Составить калькуляцию себестоимости обращения товаров в торговле можно лишь на основе выборочного учета совершенных расходов по товарным группам, по которым устанавливается размер предельной надбавки к свободной отпускной цене самим предприятием.
Проблема потоварно-групповой издержкоемкости, доходоемкости и рентабельности приобретает особую актуальность в систем рыночных отношений. Калькулирование расходов на реализацию требуется в сфере обращения по той причине, что почти во всех торговых предприятиях непосредственно учесть затраты по каждому виду товаров невозможно, а других способов достаточно точного определения расходы, связанных с доставкой и реализацией конкретных видов товаров, не существует.
Коммерческая калькуляция позволяет устанавливать цены в сфере обращения (торговую наценку) на товары не только с точки зрения спроса, но и с точки зрения окупаемости, что особенности важно на современном этапе рыночных отношений, а также выбирать товары, приносящие прибыль, выявлять и исключать из оборота нерентабельные виды товаров.
Таким образом, в условиях формирующихся рыночных отношений торговая надбавка заменила торговую скидку, а калькуляция приобретает новое направление и становится важным инструментом формирования и регулирования продажных цен.
Рассмотрев сущность и значение себестоимости обращения товаров определим основные задачи калькулирования потоварно-групповой издержкоемкости в условиях перехода торговли к рыночным отношениям:
- планировать, учитывать и анализировать в разрезе товарных групп затраты, связанные с продолжением производственных процессов в торговле и со сменой форм стоимости с учетом изменений: а) в составе и структуре реализуемых товаров; б) спроса и предложения на отдельные товары; в) в маркетинговой деятельности каждого отдельного предприятия;
- осуществлять определение обоснованных размеров торговых надбавок в строгом соответствии с издержкоемкостью товарных групп;
- на основе установления оптимальных размеров торговых надбавок обеспечить оптимальные колебания уровня рентабельности отдельных товарных групп.
Решение этих задач в ближайшее время позволит розничной торговле с наименьшими потерями включиться в рыночные отношения и привести в соответствие цены на товары с учетом спроса, предложения и издержкоемкостью товарных групп.