II.Динамика площади земельного фонда Алма-атинской области.
За период реформирования сельскохозяйственных предприятий в 1991-2005 годы площадь земель сельскохозяйственного назначения по республике сократилась на 136,2 млн. га, но в последующем площадь земель этой категории ежегодно возрастала и общее ее увеличение с 2005 по 2012 год составило 11,2 млн. га. В последние годы земли сельскохозяйственного назначения по всем областям увеличиваются за счет освоения земель запаса.
Анализ наличия земель населенных пунктов в региональном плане показывает, что наибольшие их площади находятся в Актюбинской, Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях. Однако следует отметить, что по соизмеримости угодий на 1 тыс. жителей населенных пунктов имеется значительная контрастность: так в Актюбинской области на 1 тыс. жителей сельских населенных пунктов приходится 7,6 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в Западно-Казахстанской – 4,6 тыс. га, Восточно- Казахстанской – 4,2 тыс. га, в то же время в Жамбылской области этот показатель равен 0,7 тыс. га, в Алматинской - 0,6 тыс. га, то есть почти в 10 раз меньше.
В состав земель, относимых к категории земель населенных пунктов, входят как сельскохозяйственные, так и несельскохозяйственные угодья. Основными видами угодий в структуре земель населенных пунктов, как сельских, так и городов и поселков, являются сельскохозяйственные угодья, составляющие 90,7 % земель этой категорий, в том числе в городах и поселках – 77,3 %, в сельских населенных пунктах – 92,1 %.
Следует отметить, что в настоящее время не все сельские населенные пункты в равной степени обеспечены пастбищами и другими сельскохозяйственными угодьями. Если центральные и северные регионы, в основном, обеспечены сельскохозяйственными угодьями, то на юге республики, в связи с высокой плотностью сельского населения, испытывается большой дефицит пастбищных угодий.
Серьезной проблемой в развитии большинства сельских населенных пунктов является их перегруженность скотом, не только находящимся на личном подворье населения, но и скотом близко расположенных крестьянских хозяйств. Все это приводит к ухудшению экологической обстановки и деградации пастбищных угодий вокруг населенных пунктов. Указанные проблемы должны решаться при разработке схем организации и планирования сельских территорий с эколого-демографическими исследованиями в разрезе сельских населенных пунктов, составлении проектов земельно-хозяйственного устройства их территории.
В региональном плане наиболее значительные площади земель промышленности, транспорта, связи, для нужд космической деятельности, обороны, национальной безопасности и иного несельскохозяйственного назначения находятся в Атырауской, Алматинской, Мангистауской и Карагандинской областях.
Анализ данных по этой категории земель за последние годы отражает их устойчивую тенденцию роста, кроме земель железнодорожного транспорта и других несельскохозяйственных предприятий.
Земли железнодорожного и автомобильного транспорта, земли связи, других несельскохозяйственных предприятий имеются во всех областях, за исключением земель связи в Мангистауской области.
По данным земельного баланса земли особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения выделены во всех областях республики. Наибольшие площади земель всех видов особо охраняемых природных территорий числятся в Восточно-Казахстанской, Алма-атинской области и Актюбинской областях. Меньше всего таких земель числится в Северо-Казахстанской, Западно-Казахстанской и Жамбылской областях.
Таблица 1 – Динамика площади земельного фонда Республики Казахстан по категориям земель.
Наименование категорий земель | 1991 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | Изменения, тыс. га | |
2013 к 1991 г | к 2012 г | |||||
1.Земли сельско-хозяйственного назначения | 218 375,8 | 93 727,4 | 93 428,2 | 96 278,3 | ||
2.Земли населенных пунктов | 3 747,2 | 23 684,1 | ||||
3. Земли промышлен-ности, транспорта, свя-зи, для нужд косми-ческой деятельности, обороны, национальной безопасности и иного несельскохозяйственного назначения | ||||||
4. Земли особо охраня-емых природных терри-торий, земли оздоро-вительного, рекреаци-онного и историко-культурного назначе-ния | ||||||
5.Земли лесного фонда | ||||||
6.Земли водного фонда | ||||||
7.Земли запаса | ||||||
Итого земель |
В соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан земли лесного фонда состоят из земель государственного и частного лесных фондов. За годы земельной реформы площади земель лесного фонда выросли более чем в два раза, в основном, в связи с передачей в его состав земель, находившихся ранее во временном землепользовании сельскохозяйственных предприятий.
За исключением Мангистауской области, земли водного фонда имеются во всех областях. Наибольшие их площади числятся в Кызылординской и Восточно-Казахстанской областях.
В целях совершенствования учета водных объектов территория республики условно подразделяется на восемь учетных водохозяйственных бассейнов, каждый из которых характеризуется различным уровнем водообеспеченности территории и условиями использования водных ресурсов.
Бассейновое управление водным фондом страны направлено, прежде всего, на ведение государственного учета и мониторинга водных объектов, организацию эффективного, экологически устойчивого водопользования на основе перспективных планов и программ развития в пределах каждого бассейна, исходя из наличия и природной характеристики имеющихся водных ресурсов.
Казахстан характеризуется ограниченным количеством водных источников, особенно пресноводных. В связи с этим, в республике исключительно важное значение имеет кадастровый учет всех водных объектов, в том числе в части уточнения и соблюдения режима использования земель водоохранных зон и полос и приведение их в соответствие с водным и земельным законодательством.
Основные площади земель запаса с 2005 по 2011 годы по республике уменьшились в связи с вовлечением их в сельскохозяйственный оборот. В основном эти земли были переведены в категорию земель сельскохозяйственного назначения, а также в земли промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения и в земли особо охраняемых природных территорий.
Таблица 2 – Динамика площади пашни
1991 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | изменения, тыс. га | |
2013 к 1991 г. | 2013 к 2012 г. | ||||
Основные площади многолетних насаждений находятся в категориях земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов.
Несмотря на то, что в республике продолжается реализация программы восстановления виноградников и садов и государство субсидирует часть затрат на реконструкцию и закладку новых площадей многолетних насаждений, развитие садоводства и виноградарства в регионах идет медленными темпами.
Таблица 3 – Динамика площади многолетних насаждений
1991 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | изменения, тыс. га | |
2013 к 1991 г. | 2013 к 2012 г. | ||||
Значительное использование вод рек и озер на орошение изменило водный режим многих пойменных земель Казахстана, способствуя их опустыниванию. По поймам рек Сырдарья и Чу исчезает большая часть тростниковых болот и сенокосов. Резко опустынилась долина реки Урал. В среднем и нижнем его течении практически исчезли сенокосы. В пойме реки Иртыш также наблюдается остепнение сенокосов, резко сократилась их урожайность.
На улучшенных сенокосах преобладают многолетние травы 15-20 летней давности. Из проинвентаризированных в 2012 году улучшенных сенокосов хорошее состояние выявлено всего на 35 % их площади.
Основные площади сенокосов расположены в Западно-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях.
Таблица 4 – Динамика площади сенокосов
1991 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | изменения, тыс. га | |
2013 к 1991 г. | 2013 к 2012 г. | ||||
Пастбищные угодья в Республике Казахстан являются преобладающим видом угодий. За последние годы площадь пастбищных угодий уменьшается. Это обусловлено тем, что часть пастбищ отводится под строительство объектов несельскохозяйственного назначения, а часть осваивается в другие угодья, в том числе и в пашню.
Продолжается тенденция перевода пастбищных угодий из земель запаса в другие категории земель. С 2000 года площадь пастбищных угодий запаса сократилась на 6,8 млн. га.
В региональном плане значительные площади пастбищ находятся в Карагандинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Алматинской, Мангистауской и Костанайской областях.
Таблица 5 – Динамика площади пастбищ
1991 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | изменения, тыс. га | |
2013 к 1991 г. | 2013 к 2012 г. | ||||
Несмотря на то, что общая площадь залежных земель ежегодно уменьшается, в отдельных областях еще сохраняются большие площади этих земель: в Павлодарской, Западно-Казахстанской, Акмолинской, Карагандинской, Актюбинской. В одних регионах продолжается дальнейшее освоение залежных земель и сокращение их площадей, в других – наоборот наблюдается перевод части пашни в залежь и увеличение ее площади.
Залежь числится во всех категориях земель. Однако основные ее площади находятся в категориях земель сельскохозяйственного назначения и запаса.
Таблица 6 – Динамика площади залежи
1991 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | изменения, тыс. га | |
2013 к 1991 г. | 2013 к 2012 г. | ||||
Лабораторное занятие 6. Динамика количества собственников и землепользователей (района, области) за 20 _ – 20 _ годы
Конституцией Республики Казахстан определено, что земля и её недра, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом.
Основания, условия и пределы передачи земель в частную собственность установлены Земельным кодексом Республики Казахстан. Согласно статье 23 Кодекса в частной собственности граждан Республики Казахстан могут находиться земельные участки для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, личного подсобного хозяйства, лесоразведения, садоводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, а также предоставленные под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми, зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для обслуживания зданий (строений, сооружений) в соответствии с их назначением.
В частной собственности негосударственных юридических лиц Республики Казахстан могут находиться земельные участки, предоставленные для ведения товарного сельскохозяйственного производства, лесоразведения, под застройку или застроенные производственными и непроизводственными, в том числе жилыми, зданиями (строениями, сооружениями) и их комплексами, включая земли, предназначенные для их обслуживания в соответствии с целевым назначением. Для перечисленных целей, за исключением ведения товарного сельскохозяйственного производства и лесоразведения, земельные участки могут находиться в частной собственности иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных негосударственных юридических лиц.
Земельные участки для указанных целей предоставляются гражданам и негосударственным юридическим лицам в частную собственность из состава земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения.
В последние годы основной прирост частного земельного фонда отмечался за счет земель сельскохозяйственного назначения, приобретаемых гражданами республики для ведения крестьянского или фермерского хозяйства и негосударственными юридическими лицами Казахстана – для ведения товарного сельскохозяйственного производства.
В государственной собственности находятся все земли, занятые особо охраняемыми природными территориями; земельные участки под объектами для нужд обороны и национальной безопасности, для защиты и охраны Государственной границы Республики Казахстан, для таможенных нужд; земли, занятые магистральными железнодорожными сетями и автомобильными дорогами общего пользования. Согласно Земельному кодексу эти земли не могут находиться в частной собственности.
К государственной собственности также относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти, государственным организациям и учреждениям из состава земель всех категорий; общего пользования на землях населенных пунктов; пастбищные и сенокосные угодья при поселках и сельских населенных пунктах; земли запаса (в том числе специального земельного фонда), а также земли лесного и водного фондов.
У государственных землепользователей земельные участки находятся на праве постоянного землепользования. Негосударственным землепользователям земельные участки предоставлены на праве временного землепользования, преимущественно на праве временного возмездного землепользования, то есть на праве аренды.
Таблица 7 – Динамика количества собственников и землепользователей (района, области) за 20__ - 20__ годы
Наименование собственника или землепользователя | 20__ год | 20__ год | Измене-ние кол-ва | ||
кол-во | уд. вес % | кол-во | уд. вес, % | ||
Земли граждан для ведения садоводства и дачного строительства | |||||
Земли граждан для ведения крестьянского или фермерского хозяйства | |||||
Земли негосударствен-ных с/х юридических лиц | |||||
Земли государственных с/х юридических лиц | |||||
Земли для ведения ЛД(П)Х | |||||
ВСЕГО |
Лабораторное занятие 7. Анализ современного состояния земельного фонда и перспектив развития (района, области). Составление характеристики объекта изучения (района, области).
Цель занятия – провести анализ современного состояния земельного фонда (района, области). Рассмотреть существующие тенденции изменения земельного фонда, а также количества собственников и землепользователей (района, области).
В 2012 году в 57 районах республики проведена инвентаризация сельскохозяйственных угодий, вовлеченных в сельскохозяйственный оборот, в разрезе землепользований сельскохозяйственных организаций, крестьянских и фермерских хозяйств, независимо от форм собственности и хозяйствования, в процессе которой был уточнен состав хозяйствующих субъектов аграрного сектора в проинвентаризированных районах.
Анализ размещения хозяйствующих субъектов в региональном плане показывает, что основное количество крестьянских и фермерских хозяйств находится в Южно-Казахстанской области, Алматинской, Жамбылской и Восточно-Казахстанской областях. Наибольшее количество сельскохозяйственных производственных кооперативов числится в Южно-Казахстанской и Алматинской областях.
Хозяйственные товарищества и акционерные общества являются основной формой хозяйствования в аграрном секторе Северо-Казахстанской, Акмолинской, Костанайской и Мангистауской областей.
Средние размеры площадей, закрепленных за хозяйствующими субъектами, сильно варьируют по областям.
Таблица 8 - Средние размеры площадей хозяйствующих субъектов аграрного сектора в 20__ году, га
Наименова-ние области | Крестьян-ские или фермер-ские хозяйства | Хозяйствен-ные товари-щества и акционерные общества | Сельскохо-зяйствен-ные коопе-ративы | Другие негосударственные сельхоз-предприятия |
Следует отметить, что в республике продолжается процесс формирования хозяйствующих субъектов аграрного сектора. Наряду с образованием новых субъектов хозяйствования, происходит распад и реорганизация ранее созданных.
Проведенный в ходе земельной реформы процесс реформирования крупных землепользований с выделением большого количества мелких земельных участков для организации крестьянских, фермерских хозяйств и других форм хозяйствования, выполняя положительную функцию по становлению реального собственника на земле, выявил целый ряд недостатков, негативно сказывающихся на уровне эффективности сельскохозяйственного производства, проведении мероприятий по организации рационального использования и охраны земель. В результате некоторые хозяйствующие субъекты оказываются неспособными осуществлять свою хозяйственную деятельность.