Земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц[6].
Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами этих субъектов Российской Федерации. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления устанавливаются следующие элементы юридической конструкции налога: налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты налога, и налоговые льготы.
Система налогов в Российской Федерации довольно противоречива и не отвечает в полной мере признакам сложившихся мировых моделей. Так, евроконтинентальная модель системы налогов отличается высокой долей отчислений на социальное страхование и значительной долей косвенных налогов, англосаксонская – ориентирована на прямые налоги. Выделяется также смешанная система, призванная избежать зависимости бюджета от какого-либо одного налога и позволяющая государству диверсифицировать структуру доходов[7].
Анализ сложившейся системы налогов России показывает, что наиболее собираемые и эффективные налоги находятся в ведении государства, это НДС, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых. Регионам и муниципалитетам выделены налоги, которые не способны решить проблему формирования бюджетных средств, достаточных для их развития и даже существования.
2.Юридические конструкции конкретных налогов, установленные второй частью Налогового кодекса РФ и законами о конкретных налогах представляют собой содержание системы налогообложения. При этом закон, устанавливающий каждую из юридических конструкций налога, является правовой формой, отражающей политические и экономические воззрения, сложившиеся в государстве на момент принятия закона о конкретном налоге. Теоретически все виды налогов должны иметь одинаковую внешнюю структуру их юридических конструкций, то есть, состоять из одного и того же набора элементов. Однако видовые характеристики элементов юридической конструкции отдельно взятого налога, внутреннее их соотношение и взаимосвязь складывается для каждого налога индивидуально. Например, налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций при наличии общего в элементном составе (налогоплательщик, объект налога, налоговая база и т.д.) имеют различные характеристики элементов юридической конструкции налога, степень их соотношения, развитие внутренних связей этой конструкции. Следует лишь отметить, что для системы налогообложения юридические конструкции налогов, так же как и для налоговой системы в целом, играют роль системообразующего элемента. Уникальность юридических конструкций налогов в их незаменимости. При их отсутствии не образуется ни система налогообложения, ни налоговая система. В то же время, выделение юридических конструкций налогов в качестве элемента соподчиненных систем по-новому раскрывает структуру налоговой системы и ее соотношение с составляющими элементами. В рассматриваемом случае мы имеем дело с объемным структурированием налоговой системы, когда ее элементы соотносятся как единичное, особенное и общее, причем единичное – юридические конструкции налогов – являются квинтэссенцией этой системы.
3. Бухгалтерский и налоговый учет для целей налогообложения.
В соответствии с п. р ст. 71 Конституции РФ, в ведении Российской Федерации находится официальный статистический и бухгалтерский учет. Основным нормативным актом в сфере бухгалтерского учета является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г., с последующими изменениями и дополнениями[8]. В соответствии со ст. 3 указанного закона, законодательство о бухгалтерском учете состоит из Закона о бухгалтерском учете, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Иные нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету разрабатываются и утверждаются в пределах своей компетенции федеральными органами исполнительной власти. Эти акты обязательны для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации и перечислены в ст. 5 Закона о бухгалтерском учете:
а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;