Двухступенчатый тариф. Институциональное регулирование естественных монополий (торги за франшизу и др.)
Двухступенчатый тариф.- компромисс между обеими методиками установления макс цен (ориентация на предельные издержки и ориентация на средние издержки). Применим не для всех типов естественных монополий, а только для фирм с снижающейся кривой издержек(инфраструктурные отрасли с большими постоянными издержками и низкими предельными издержками).Пример: бизнес телефонных компаний(огромные затраты на подводку коммуникаций к каждому абоненту и на строительство телефонных станций(постоянные издержки), а обработка каждого звонка(предельные издержки) почти ничего не стоит.
Кривая АТС падает, т.к. подавляющую часть общих издержек составляют постоянные издержки, они по мере роста снижаются в расчете на единицу продукции. Если гос-во устанавливает потолок цены на уровне В, появляется новая кривая МR1=Preg.=>Qreg=>убыток(PaABPreg). Возникает идея двухступ.тарифа.1.абонентская плата за пользование телефоном(происходит распределение убытка между всеми пользователями).2.Сбор платы за каждый звонок по цене установленной государством Рreg.=>Последствия: Обеспечение безубыточности(из общей суммы издержек(PaABPreg)часть покрывается за счет абонентской платы, другая часть за счет оплаты звонков(PregBQregO).Гарантируется отсутствие дефицита.
Институциональное регулирование. Представим гос. ж/д, связывающую 2города.Ее монопольное положение - неизбежно, т.к.грузопоток не велик, чтобы рядом можно было сделать такие же пути. Дорога управляется неэффективно. Цены велики, подвижной состав в плохом состоянии. Снизить цены не удается, т.к. издержки высоки. Устранение х-неэффективности -тендер(конкурс)на право управления дорогой в течении, например ,5лет.Выбор комиссии будет сделан в пользу того, кто предложит самую низкую цену билетов. Хороший предприниматель найдет десятки способов экономии на издержках и наращивании доходов. Если он с радостью примет на себя обязательство не повышать цены в течении всего срока договора(франшизы-льгота).Через 5 лет тендер д.б. повторен. Конкуренты будут бороться за франшизу предлагая государству максимизировать привлекательные условия, добровольно снижая цены и добровольно отказываясь от части моноп. прибылей. Возникают проблемы с повторными тендерами - первый победитель за время управления дорогой может повести дело так, что предопределит неизбежность своей победы в дальнейших тендерах(система сервиса м.б.выстроена им т.о., чтобы передать ее др.оператору было невозможно. Все удобные склады, терминалы и линии доставки принадлежат данной компании, и она их не уступит никому).Предоставления франшизы м.стать безальтернативным - это подрывает идею обуздания монополиста через тендеры(коль скоро победитель торгов заранее известен, ему нет нужды предлагать гос. действительные выгодные условия. И все таки институциональный путь контроля ест. монополий наиболее перспективный.(можно подавить х-неэффективность).