Пример 5.3 СТОИМОСТЬ ДОМА НА РЫНКЕ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА С РИСКОМ

Предположим, семья решает купить свой первый дом. Она уведомлена (своим агентом по продаже недвижимости или адвокатом), что для завершения сделки по покупке дома необходим документ, дающий право на владение этим домом. Без оформления юридического документа всегда остается вероятность (иногда большая, чем кто-то может подумать), что продавец дома не является его подлинным владельцем. Конечно, продавец может быть и обманщиком, но более вероятно, что он не имеет представления об истинной природе своих прав на владе­ние. Например, владелец мог сильно задолжать, используя дом в качестве залога под заем, или имущество может иметь юридические требования (договор-обязательство), ограничивающие его использование.

Предположим, семья готова заплатить 150 000 долл. за Дом, но полагает, что существует вероятность 1:10, что нынешний продавец не распоряжается полностью всем имуществом. Тогда имущество будет стоить лишь 50 000 долл. Если нет никакой страховки, безразличная к риску семья предложит максимум 140 000 долл. за имущество (0,9 [150000 долл.] +0,1 [50000 долл.]). Однако семья, которая рассчитывает вложить большую часть своего состояния в дом, окажется не склонной к риску и будет, следовательно стремиться заплатить куда меньшую сумму, скажем 120 000 долл.

В подобных ситуациях, очевидно, в интересах продав-

ца гарантировать покупателю, что он владеет недвижи­мостью в полном объеме. Продавец делает это, приобре­тая «страхование права владения». Компания по страхо­ванию права владения изучает историю имущества, про­веряет наличие юридических обязательств по нему и в целом гарантирует, что по имуществу нет проблем с правами владения. Затем страховая компания соглашает­ся нести ответственность за часть риска, который может существовать.

Так как страховые компании по праву владения специализируются в подобном страховании и могут соб­рать соответствующую информацию относительно легко, стоимость такого страхования зачастую меньше, чем ожидаемая величина убытка. Обычный взнос за страхова­ние права на владение составит 1000 долл., но ожидаемая потеря может быть существенно выше. Очевидно, что в ин­тересах владельцев домов пойти на такое страхование, потому что даже не боящийся риска покупатель за­платит значительно больше за застрахованный, чем за незастрахованный дом. На практике в большинстве шта­тов существует правило, что продавцы должны обеспечи­вать страхование права владения до того, как завершена сделка по продаже.

Ценность информации

Решения, принимаемые потребителями, когда результа­ты неопределенны, основаны на ограниченном доступе к информации. Если информация более доступна, потреби­тели могут сделать лучший прогноз и снизить риск. Из-за того что информация является ценным товаром, люди готовы платить за нее. Стоимость полной информации является разницей между ожидаемой стоимостью како­го-нибудь приобретения, когда имеется полная инфор­мация, и ожидаемой стоимостью, когда информация не­полная.

Чтобы увидеть, насколько ценной может быть инфор­мация, приведем такой пример. Предположим, что вы являетесь управляющим магазина и должны решить, сколько костюмов заказать для осеннего сезона. Если вы закажете 100 костюмов, ваши расходы составят 180 долл. за костюм, но если вы закажете только 50 костюмов, ваши расходы возрастут до 200 долл. за костюм. Вы зна­ете, что будете продавать костюмы по 300 долл. за штуку, но не уверены, каков будет общий сбыт. Все нераспродан-

ные костюмы могут быть возвращены, но лишь за полови­ну того, что вы заплатили за них. Без дополнительной информации вы будете действовать исходя из убеждения, что существует вероятность 0,5 продажи 100 костюмов и вероятность 0,5 их сбыта в количестве 50 шт. В табл. 5.7 приведена прибыль, которую вы получите в каждом из двух случаев.

Прибыль от продажи костюмов

ТАБЛИЦА 57 (в долл )

Количество проданных костюмов шт Продажа 50 костюмов Продажа 100 костюмов Ожидаемая прибыль
50 5000 5 000 100 1500 12 000 5000 6750

\

Без дополнительной информации вы предпочтете по­купку 100 костюмов, если вы безразличны к риску, надеясь, что ваша прибыль может составить либо 12 000 долл., либо 1500 долл. Но если вы не склонны к риску, вы ку­пите 50 костюмов, потому что тогда вы будете знать наверняка, что ваша прибыль составит 5000 долл.

Чтобы подсчитать стоимость полной информации, мы предполагаем, что с такой информацией вы можете сде­лать правильный заказ на костюмы независимо от того, какой может быть сбыт. Если, например, сбыт составит 50 шт. и вы заказали 50 костюмов, ваша прибыль будет равна 5000 долл. Если же сбыт составит 100 костюмов, прибыль будет равна 12 000 долл. Так как оба эти ре­зультата одинаково возможны, ваша ожидаемая прибыль при условии определенности будет равняться 8500 долл.

Стоимость информации вычисляется так.

Ожидаемая стоимость при условии определенности 8500 долл. за вычетом ожидаемой стоимости при неопре­деленности (покупка 100 костюмов) в 6750 долл.

Стоимость полной информации 1750 долл. (8500— —6750).

Таким образом, чтобы получить точный прогноз по сбыту, надо заплатить 1750 долл. Даже если прогноз не совсем точен, может оказаться выгодным вкладывать капитал в изучение рынка, обеспечивающее лучший про­гноз сбыта в следующем году.

Пример 5.4

Наши рекомендации