Основные разновидности менеджмента

Еще в 50—60-е гг. прошлого века в Европе и США доминировало представление о менеджменте как об универсальной дисциплине, имеющей единый, нерасчлененный объект. Сегодня таких объектов существует несколько, и число их продол­жает расти.

Речь идет об организационной деятельности, производстве, материально-техническом снабжении и сбыте, инновациях, маркетинге, персонале, финансах, учете и анализе хозяйственных процессов (эккаунтинге). Сегодня к ним добави­лось распространение знаний.

За эти объекты «отвечают» соответствующие разновидности менеджмента:

Организационный менеджмент управляет процессами создания организации, формирования или преобразования ее структуры, механизма управления; выра­ботку норм, регламентов, правил, инструкций и проч.

Производственный менеджмент обеспечивает эффективное осуществление ос­новной деятельности предприятия путем ее направления в нужное русло, коорди­нации субъектов и ресурсов. Причем термин «производственный» здесь можно по­нимать в широком смысле, как относящийся к предприятию любой сферы (заводу, банку, агрофирме).

Объектами производственного менеджмента являются постановка целей, выбор стратегии, планирование, оптимизация объема и структуры выпуска продукции, организация трудового и технологического процесса, их регулирование, устране­ние сбоев и неполадок, контроль, руководство людьми, стимулирование, расста­новка кадров и т. п.

Снабженческо-сбытовой менеджмент управляет процессами заключения хозяй­ственных договоров, закупки, доставки и организации хранения сырья, материа­лов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров, их предпродажной подготовки, отправки покупателям.

Инновационный менеджмент осуществляет управление нововведениями. Он имеет своим объектом осуществление, координацию и контроль научных исследо­ваний, прикладных разработок, создания опытных образцов товаров и услуг, вне­дрения их в производство; формирование и оценку планов и программ инноваци­онной деятельности, организацию их ресурсного обеспечения; стимулирование творчества.

Маркетинг-менеджмент ведает едва ли не самой важной и сложной на сегод­няшний день сферой хозяйственной деятельности организации — поведением фирмы на рынке. С его помощью осуществляется изучение последнего, оценка те­кущей и перспективной конъюнктуры, отбор целевых рынков, формирование ка­налов сбыта, выработка ценовой и рекламной политики и т. п.

Персонал-менеджмент решает задачи подбора, расстановки, обучения, повыше­ния квалификации кадров; разрабатывает системы вознаграждения и стимулиро­вания; отвечает за создание благоприятного морально-психологического климата, улучшение условий труда и быта, поддержание контактов с профсоюзной органи­заций и разрешение трудовых споров и конфликтов.

Финансовый менеджмент занимается вопросами составления бюджета и финан­сового плана организации; формированием и распределением фонда ее денеж­ных ресурсов, портфеля инвестиций; оценкой текущего и перспективного финансо­вого состояния. Элементами финансового менеджмента являются налоговый, кото­рый ищет законные способы оптимизации величины уплачиваемых организацией налогов, а также риск-менеджмент.

Эккаунтинг-менеджмент управляет процессом сбора, обработки и анализа дан­ных о работе организации; их сравнением с исходными и плановыми показателя­ми, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выяв­ления проблем, вскрытия резервов и обеспечения полного использования имею­щегося потенциала.

В последние годы начинают активно говорить о менеджменте знаний, управляю­щем процессами их выявления, отбора, хранения, распространения, придания им дополнительной ценности, повышения их качества с помощью фильтрации, син­теза, облечения в новые формы и проч., позволяющих потребителям более эффек­тивно их использовать на практике. Кроме того, менеджмент знаний связан с соз­данием обучающей среды, в том числе интерактивной, где люди постоянно обме­ниваются информацией и есть все возможности для ее эффективного усвоения.

Центральная задача в управлении знаниями состоит в том, чтобы облегчить вы­явление, обмен и использование имеющихся информационных ресурсов, передо­вого опыта, творческих возможностей.

Это важно и потому, что в перспективе все крупные организации должны де­литься на малые самоуправляемые структуры, которые из-за относительно неболь­шого собственного информационного и интеллектуального потенциала должны будут добывать и ассимилировать чужие знания.

Функции менеджмента

Сущность любой теории или целенаправленной деятельности, в том числе ме­неджмента, проявляется в функциях (лат. functio - обязанность, круг деятельности, назначение, роль).

Под функцией менеджмента можно понимать:

• ту или иную общую задачу, которую он решает (такая задача бывает основной
и обеспечивающей, например планирование и мотивация);

• относительно самостоятельный вид управленческих действий;

• определенную сферу управления, обособившуюся в результате разделения
управленческого труда, где принимаются специфические решения;

• целевое назначение управленческой деятельности вообще.

Общие функции менеджмента, отражающие его содержание, были сформулиро­ваны в 1916 г. А. Файолем, В качестве таковых он выделил организацию, планиро­вание, координацию, контроль и распорядительство. Сегодня к ним можно доба­вить еще мотивацию, информирование и развитие.

Главной функцией менеджмента считается планирование в широком смысле слова.

А. Файоль рассматривал планирование как условие успешного управления, подчер­кивая, что сложная и крайне динамичная рыночная ситуация вызывает необходи­мость в детальном предвидении, в частности для того, чтобы предотвратить или смягчить колебания.

«Самая лучшая программа, - считал он, - не в состоянии предвидеть всех могущих случиться чрезвычайных стечений обстоятельств, но она отчасти их учитывает, под­готавливает то орудие, к которому надо будет прибегнуть при неожиданных обстоя­тельствах».

Реализуя эту функцию, управляющий на основе глубокого и всестороннего ана­лиза ситуации, в которой находится организация (подразделение, отдельное на­правление деятельности), и прогноза развития формулирует текущие и перспек­тивные цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Образно говоря, речь здесь идет об определении того, «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать».

Практическое воплощение замыслов, содержащихся в планах, программах и стратегиях, берет на себя организационная функция. Она реализуется через проек­тирование и создание организационных структур, определение порядка их функ­ционирования и взаимодействия, обеспечение деятельности необходимой доку­ментацией.

Доведение до сведения каждого субъекта того, что тот должен делать для дости­жения поставленных целей, берет на себя распорядительская функция.

Распорядительство, по Файолю, состоит в том, чтобы в совершенстве знать работни­ков, увольнять нерадивых, подавать положительный пример, активизировать, воспи­тывать персонал, проводить совещания, обеспечивая этим выполнение задания. Его успешная реализация требует хорошего знания менеджером подчиненных, личных контактов и демонстрации им собственного примера.

Реализация целей организации осуществляется посредством совместной дея­тельности людей, которую нужно координировать: упорядочивать, согласовывать, направлять. Это обеспечивает необходимый уровень сотрудничества участников, единство их совместных действий и тем самым облегчает реализацию всех осталь­ных функций.

В соответствии с характером решаемых задач выделяют следующие типы координа­ции:

• превентивную, предотвращающую появление проблем;

• устраняющую, связанную с ликвидацией перебоев в хозяйственной системе;

• регулирующую, направленную на поддержание установленной схемы взаимодействия субъектов;

• стимулирующую, способствующую совершенствованию их поведения.

Координирующее воздействие должно быть системным, минимальным по объ­ему, непротиворечивым (не порождающим взаимоисключающих эффектов).

Результаты деятельности организации, подразделения и отдельных лиц требует­ся время от времени проверять, оценивать и корректировать. Кроме того, необхо­димо заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов. Все это составляет содержа­ние контрольной функции менеджмента, реализация которой создает основу не только совершенствования работы, но и поощрения сотрудников.

Ни одна задача не будет успешно решена качественно и с минимальными затра­тами, если люди не будут в этом заинтересованы. Отсюда вытекает еще одна важ­нейшая функция менеджмента — мотивационная.

Она концентрируется на определении интересов работников (а последние часто сами не знают, чего хотят) и выборе наиболее подходящего в данной ситуации спо­соба воздействия на них. Это позволяет обеспечить максимальную активность пер­сонала и менеджеров в процессе достижения поставленных целей.

Роль информационной функции предопределяется тем, что информация является предметом и результатом управленческой деятельности. Поэтому последняя начи­нается с ее сбора, обработки, анализа (втом числе мгновенно в голове менеджера).

В задачу информационной функции входит также создание и пополнение базы данных, определение объема необходимых сведений, предоставление их всем нуж­дающимся в удобной для использования форме.

В эпоху НТР в мире происходят стремительные изменения, к которым нужно постоянно приспосабливаться. Поэтому сегодня важнейшей функцией менедж­мента становится развитие всех сфер и сторон деятельности организации: струк­туры, системы управления, продукта, отношений с окружением, а главное - пер­сонала.

Перечисленные общие функции приобретают конкретную специфику, реализу­ясь на каждом уровне управления (организация, подразделение, индивид) и в каж­дой его сфере (производственная деятельность, персонал, финансы, рынок, снаб­жение и сбыт, нововведения и проч.), применительно к какому-либо конкретному объекту управления.

От функций менеджмента нужно отличать функции должностей и подразделений, вытекающие из рационального разделения управленческого труда.

Они характеризуются количеством, числом субъектов, их непосредственно реали­зующих; степенью автономности; регламентации, возможностью дублирования и т. д.

На высших «этажах» организации к таким функциям относится, например, об­щее и стратегическое руководство; на низовых — управление людьми и производст­венной деятельностью.

Если функция управления не соответствует функции управляемого объекта, она считается несвойственной и подлежит передаче другому исполнителю.

Если функция уже выполняется другим субъектом, то для него она является дуб­лирующей и ее реализация ведет к росту затрат, как и реализация бесполезной функ­ции, не отражающей сущности объекта, его назначения, не влияющей на его рабо­тоспособность.

Еще более увеличивает затраты на управление осуществление вредной функции, которая в отличие от предыдущей снижает работоспособность объекта.

Наши рекомендации