Тарифные и нетарифные формы регулирования международной торговли
Методы государственного регулирования внешней торговли де- лятся на две группы:
1) тарифные (пошлины).
Таможенный тариф является одним из инструментов внешне- торговой политики государства и представляет собой свод таможен- ных пошлин на ввоз, вывоз и транзит товаров.
Тарифное регулирования внешней торговли предполагает при- менение таможенной пошлины – государственного денежного налога, взимаемого с провозимых через границу данной страны товаров, имущества, ценностей;
2) нетарифные:
– количественные (квотирование, лицензирование);
– финансовые (субсидирование, демпинг, добровольное ограни- чение экспорта);
– скрытые (внутренние налоги и сборы, государственные закупки).
Виды пошлины
По товарному обращению различают:
1) ввозную (импортную) пошлину, взимаемую при перевозке то- варов в таможенную зону;
2) вывозную (экспортную) пошлину, которой облагаются экс- портные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства;
3) провозную (транзитную) пошлину, взимаемую с товаров, пе- ресекающих национальную территорию транзитом.
Импортные и экспортные пошлины относятся к тарифным огра- ничениям внешней торговли.
Пограничный налог не относится к тарифным барьерам ограни- чения торговли, а является примером административных нетарифных форм регулирования международной торговли.
Нетарифные методы делятся на три группы:
1) меры прямого ограничения (лицензирование, квотирование);
2) специальные защитные меры (импортные квоты, специальные пошлины, антидемпинговые пошлины, установление барьера по ми- нимальным ценам на рынке страны-импортёра, компенсационные по- шлины);
3) административные и таможенные формальности (импортные налоги и сборы, сертификация).
Торговые барьеры. Национальные производители продукции, не имеющей сравнительного преимущества, которые теряют доходы в условиях свободной международной торговли, требуют введения мер по ограничению импорта.
Система мер по ограничению импорта называется торговым протекционизмом и включает следующее.
1. Импортные пошлины (тарифы).
В зависимости от способа исчисления ставок таможенные по- шлины подразделяют на три вида:
а) адвалорные – определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка, независимо от колебания цен на товар; изменяются лишь до- ходы бюджета;
б) специфические – устанавливаются в виде конкретной денеж- ной суммы за единицу (веса, объёма, штуки и др.) товара;
в) комбинированные – пошлины, сочетающие адвалорную и специфическую ставки (например, 20%, но не менее 1,3 евро за 1 кг); уплате, как правило, подлежит большая из исчисленных сумм.
Расчёт суммы таможенной пошлины осуществляют в три этапа:
1) рассчитывают сумму таможенной пошлины, причитающуюся к уплате по адвалорной ставке;
2) определяют сумму таможенной пошлины по специфической ставке;
3) фактически уплачивают большую сумму таможенной пошли- ны, которая потом берётся в расчёт при определении цены.
Импортные пошлины являются разновидностью косвенных на- логов. Их размер устанавливается с таким расчётом, чтобы полностью не прекратить импорт.
Для защиты отраслей национальной экономики ставки ввозных (импортных) пошлин увеличиваются по мере роста степени готовно- сти изделий: на готовые изделия пошлины выше.
2. Импортные квоты – административная мера; они определяют объём данного товара в натуральных или стоимостных показателях, который разрешено импортировать в страну в течение года.
3. Систему лицензирования – необходимость получения в соот- ветствующем государственном учреждении разрешения на импорт (используется для запрета ввоза некачественных товаров).
4. Антидемпинговые законы.
В экспорте РФ основная позиция – сырьё (газ, нефть).
Предполагается увеличение объёма экспорта целлюлозы, а также удобрений и химической продукции. Важную роль играет экс- порт энергетического оборудования, грузовых автомобилей и обору- дования для различных отраслей.
Сборочные производства ориентированы на внутренний и внеш- ний рынок.
Экспорт наукоёмкой продукции (аэрокосмических технологий и услуг, лазерной техники, современного оружия) занимает большой сектор в общем объёме экспорта.