Тема 2. Таможенно-тарифное регулирование
1. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).
2. Предварительное решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД – обязательное условие для выпуска большинства товаров при таможенном оформлении.
3. Таможенные пошлины. Виды таможенных пошлин, их экономическая сущность. Функции таможенных пошлин.
4. Таможенные тарифы Российской Федерации. Импортный таможенный тариф. Цели импортного тарифа. Тарифные преференции. Страна происхождения товара, способы доказательства страны происхождения товара. Предварительное решение по стране происхождения товара. Таможенные преференции по импорту товаров и порядок их получения.
5. Экспортный таможенный тариф. Товары, подлежащие обложению экспортными таможенными пошлинами.
6. Таможенная стоимость. Понятие и методы определения таможенной стоимости. Порядок предоставления дополнительных сведений о стоимости отдельных товаров для подтверждения их таможенной стоимости.
Рекомендуемая литература:
1. Таможенный Кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации от 02.06.2003, № 22).
2. Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" от 21.05.93 г. № 5003–1 с изменениями и дополнениями (Собрание законодательства Российской Федерации от 2003 г., № № 23, 28).
3. Федеральный Закон "Налоговый Кодекс Российской Федерации, Часть 1" от 31.07.98 г. (с изменениями от 31.03.00 г., 09.07.00 г., 02.01.00 г., 05.08.00 г., 24.03.01 г.).
4. Федеральный Закон "Налоговый Кодекс Российской Федерации, Часть II" от 05.08.00 г. (с изменениями от 29.12.00 г., 30.05.01 г., 06, 07, 08.08.01 г., 27.11.01 г., 29.11.01 г.).
5. Товарная номенклатуравнешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД).
6. Пояснения к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. В 6-ти томах. М., 2000 г.
7. Комментарии к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД России). 2-е издание. М., 1996 г.
8. Гармонизированная система описания и кодирования товаров. Уч. Пособие для таможенных учреждений. М., 1990 г.
9. Письмо ГТК от 20.03.01 г. № 13–15/10345 "О порядке определения фактурной стоимости вывозимого товара".
10. Приказ ГТК "Положение о порядке принятия предварительного решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД и о стране происхождения товаров" от 22.08.03 г. № 920.
11. Приказ ГТК от 05.12.03 г. № 1399 "Положение о контроле таможенной стоимости при импорте".
12. Приказ ГТК 16.09.03 г. № 1022 "Перечень документов для таможенного оформления".
Этот метод регулирования есть не что иное, как свод ставок таможенных пошлин, зафиксированных в Законе РФ "О таможенном тарифе". Главными целями использования тарифного регулирования внешней торговли являются следующие: рационализация товарной структуры импорта и экспорта товаров, защита отечественной обрабатывающей промышленности, поддержание приемлемого для экономики страны соотношения ввоза и вывоза товаров (внешнеторгового оборота), развитие российского экспортного потенциала.
Под товарной номенклатурой понимается перечень товаров, упорядоченный по определенной классификационной системе. Иначе говоря, все товары, которые являются или могут явиться предметом международного обмена, в целях их достаточно точной идентификации вне зависимости от происхождения и назначения, распределяются по некоторым признакам в пределах жесткой схемы.
ТН ВЭД была создана на базе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров Совета таможенного сотрудничества и Комбинированной тарифно-статистической номенклатуры ЕЭС. Комбинированная номенклатура ЕС, целиком основанная на ГС, является чуть более детализированной системой классификации товаров.
Структура ТН ВЭД РФ призвана обеспечить однозначное отнесение конкретного товара к строго определенной субпозиции для целей таможенной идентификации. Правила однозначной классификации товаров в соответствии с кодами ТН ВЭД являются в настоящее время прерогативой таможенных органов. От точности отнесения товара к той или иной подсубпозиции номенклатуры зависит, прежде всего, величина таможенной пошлины, а также отнесение товара в разряд или квотируемых, или лицензируемых, или преференциальных. Для единообразного понимания классификационных группировок используются пояснительные комментарии и примечания к разделам ТН ВЭД по группам товаров (товарным позициям).
Введение товарной номенклатуры в значительной степени упростило статистику внешнеторгового оборота, улучшило связи между внешнеторговыми организациями страны, таможней и статистической службой. Однако наиболее важное значение ТН ВЭД имеет для разработки Таможенного тарифа.
Что такое таможенная пошлина? По своей экономической сути – это разновидность косвенного налога, взимаемого государством с импортируемых или экспортируемых товаров. С помощью таможенных пошлин государство эффективно регулирует объем вывоза товаров, необходимых для поддержания нормального функционирования внутренней экономики, или защищает внутреннего производителя от экспансии мировых производителей путем установления продажных цен более высокого уровня, чем цены на аналогичные товары, произведенные на отечественных предприятиях.
Ставка таможенной пошлины – это величина налога на единицу обложения. Во всех странах, в том числе и в России, ставки таможенных пошлин являются едиными, т. е. они едины для всей территории страны; также едины для всех лиц, перемещающих товары через таможенную границу, вне зависимости от характера сделок.
В России выделяются три вида ставок таможенных пошлин:
адвалорная ставка – в процентах от таможенной стоимости перемещаемого товара;
специфическая ставка – фиксированная денежная сумма с единицы измерения (вес, объем и т. д.);
комбинированная ставка – сочетающая два предыдущих вида ставок в виде либо суммы адвалорной и специфической составляющих, либо в виде адвалорной ставки, но не менее определенной величины, снижение которой подразумевает применение специфической составляющей.
Таможенные пошлины являются инструментом торгово-экономической политики государства. Основными функциями таможенных пошлин являются протекционистская и фискальная. Другие виды пошлин, взимаемых на таможне (сезонные, специальные, антидемпинговые, компенсационные), относятся к нетарифным (административным) мерам регулирования внешней торговли.
Таможенный тариф является сводом ставок таможенных пошлин, взимаемых при ввозе и вывозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Таможенные тарифы по своей структуре подразделяются на простые (одноколонные) и сложные (многоколонные). В России применяется сложный тариф, состоящий из трех колонок. В некоторых других государствах таможенные тарифы состоят из 15 и более колонок. Чем сложнее таможенный тариф, тем более дифференцировано государство может управлять процессами ввоза и вывоза товаров. Однако при применении слишком усложненного тарифа появляется реальная возможность для всякого рода злоупотреблений.
Импортный таможенный тариф введен в действие Законом РФ "О таможенном тарифе" 21.05.93 г. Дополнения и изменения в этот тариф вносятся Постановлением Правительства РФ. Импортный таможенный тариф преследует следующие основные цели:
- с его помощью осуществляется протекционистская торговая политика,
- регулируется потребление продукции, которая не производится в стране или производится в недостаточном количестве,
- благодаря его действию обеспечиваются финансовые поступления в госбюджет.
Согласно новому Таможенному Кодексу доказательство правильности определения страны происхождения товара становится достаточно трудоемким делом. Так же как и в случае определения кода ТН ВЭД, по новым правилам необходимо получить предварительное решение таможни и по стране происхождения товара.
Правила получения предварительного решения те же самые, что и в случае кодификации товаров. Решение принимается только по письменному заявлению, к которому прилагаются документы, доказывающие однозначность страны происхождения товара.
К таким документам относятся следующие:
- декларация о происхождении товара, составленная в произвольной форме, но содержащая сведения, позволяющие определить страну происхождения. В качестве декларации могут применяться коммерческие либо иные документы по товару, составленные изготовителем, продавцом или экспортером;
- документ, доказывающий, что товар имеет происхождение именно из этой развивающейся или наименее развитой страны. Таким документом является Сертификат о происхождении товара (по форме "А"), выданный компетентным органом страны (аналогом российской Торгово-промышленной палаты).
Указанные документы подтверждают страну происхождения для товаров, которые были полностью произведены в этой стране.
Экспортные таможенные тарифы применяются крайне редко в мировой практике. С начала экономических преобразований в России несколько раз вводился и отменялся экспортный тариф. Экспортный таможенный тариф,в отличие от импортного тарифа, охватывает не такое большое количество товаров. Если в импортном тарифе присутствует практически вся товарная номенклатура ВЭД, то экспортный тариф более скромен – он содержит около 120–130 товаров.
Ставки вывозных таможенных пошлин утверждаются только постановлениями Правительства, причем происходит это практически постоянно. Взимание экспортных пошлин производится с предприятий, поставляющих продукцию на экспорт, вне зависимости от форм собственности. Предприятия с иностранным капиталом, например, точно так же уплачивают экспортную пошлину, как и чисто отечественное предприятие или организация. Уплата экспортной пошлины производится в рублях по официальному курсу евро на день платежа или в иностранной валюте (по желанию экспортера).
По определению, тарифными льготами (или тарифными преференциями) называются предоставляемые на условиях взаимности или в одностороннем порядке льготы в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу страны. Льготы могут предоставляться в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от уплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз или вывоз товаров. Возврат таможенных пошлин производится, например, при помещении товаров под определенные таможенные режимы. Снижение ставки пошлины предусмотрено для определенных товаров, происходящих из развивающихся стран и т. п.
Таможенная стоимость для импортируемого товара определяется согласно положениям Налогового кодекса РФ (ч.2) и рассчитывается как сумма фактурной контрактной стоимости товара, сложенной со стоимостью транспортировки до таможенной границы РФ, стоимостью погрузочно-разгрузочных работ, страховки товара и комиссионных платежей, если они не были включены в цену контракта. Определение таможенной стоимости производится самим декларантом товаров при таможенном оформлении.