Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария. На 2 марта 2013 г. в ВТО состояло 159 стран
Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции из развивающихся стран серьёзно ограничен.
Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию об условиях труда (что позволило бы считать недостаточную законодательную защиту работников конкурентным преимуществом) были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран, которые утверждали, что такие меры только ухудшат благосостояние работников в связи с сокращением числа рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности.
РБ входит в Таможенный союз, члены которой, в частности, Россия вступила в ВТО, Казахстан находится на стадии переговоров. Беларусь также планирует вступить в ВТО.
9. Конкурентоспособность в международном бизнесе: понятия и модель пяти сил конкуренции М. Портера
Международная конкурентоспособность является важнейшей комплексной характеристикой качественного состояния товаров, хозяйствующих субъектов, их структурных изменений, сравнительно с сопоставимыми аналогами других стран. Уровень конкурентоспособности в международном бизнесе может регулироваться с учетом качества факторов (производственных и др.) его достижения и возможного превосходства.
В системе международного бизнеса целесообразно выделить несколько категорий:
1. Конкурентоспособность страны- способность экономики страны, государства участвовать в международной торговле, удерживать и расширять определенные сегменты на мировых рынках, производить продукцию, соответствующую мировым образцам.
2. Конкурентоспособность региона - способность региональных органов к повышению уровня жизни населения путем привлечения инвестиций в бизнес-среду, развития наиболее перспективных отраслей экономики, инфраструктуры и малого бизнеса.
3. Конкурентоспособность компании – это способность использовать свои сильные стороны и концентрировать свои усилия в той области производства товаров или услуг, где она может занять лидирующие позиции на внутреннем и внешнем рынках. К основным факторам, определяющим конкурентоспособность компании, относятся: стратегия фирмы, наличие материал, трудовых и финансовых ресурсов, инновационный потенциал, доля рынка, эффективность менеджмента.
4. Конкурентоспособность товара — это степень его превосходства, с точки зрения потребителей, над другими товарами аналогичного назначения.
В современном обеспечении конкурентоспособности в международном бизнесе важны преимущества ее ресурсосберегающего наращивания, ускорения и качества экономического роста, гуманитарно-демократические основы конкурентных преобразований, раскрепощения и развития возможностей трудовых ресурсов, обладающих неисчерпаемым потенциалом.
Модель пяти сил конкуренции М.Портера. Он выделил пять сил конкуренции и доказал, что чем выше давление этих сил, тем меньше у существующих компаний возможности увеличивать цены и прибыль. Ослабление сил создает благоприятные возможности для компании.
Основная задача менеджера заключается в том, чтобы найти такую сферу деятельности, где была бы обеспечена защита от действия этих конкурентных сил и/или появилась бы возможность использовать их в своих целях.
Из пяти факторов конкуренции в отрасли доминирует, как правило, один фактор, который и становится решающим при разработке стратегии предприятия.
Рисунок - Модель «пяти сил» М.Портера
Первая сила Портера: Конкуренция среди действующих в отрасли фирм
Соперничество среди существующих фирм зависит от множества факторов:
1. Увеличение числа примерно одинаковых по размерам и объемам производства соперничающих фирм.
2. Темпы роста спроса на продукцию.
3. Особые условия хозяйствования в отрасли.
4. Низкий уровень затрат покупателей при переходе с потребления одной марки товаров на потребление другой.
5. Одна или несколько компаний не удовлетворены своей долей рынка и другие.
Вторая сила Портера: Риск входа на рынок потенциальных конкурентов
Возможности появления новых конкурентов в отрасли зависят от двух факторов:
1. барьеры входа в отрасль;
2. реакция компаний, уже действующих на рынке, на приход нового соперника.
Третья сила Портера: Угроза появления заменяющих продуктов (товаров-субститутов)
Фирмы одной отрасли промышленности нередко конкурируют с фирмами другой отрасли промышленности, т.к. выпускаемые ими товары являются взаимозаменяемыми.
Четвертая сила Портера: Экономические возможности поставщиков
Поставщики – это реальная рыночная сила, если предоставляемый ими товар составляет существенную часть издержек при производстве отраслевой продукции. Они могут влиять на отрасль путем увеличения цены или снижения качества поставляемого сырья или услуг.
Пятая сила Портера: Экономические возможности покупателей
Способность покупателей договориться между собой и диктовать условия сделки существенно уменьшает прибыль отрасли. Покупатели стремятся снизить цену, приобрести товары/услуги более высокого качества, сталкивая конкурентов друг с другом.
Для того чтобы проанализировать конкурентное окружение, руководителям следует оценить возможности каждой из пяти конкурирующих сил.
10. Международный маркетинг – философия современного бизнеса: его цели, задачи и функции.
Международный маркетинг (ММ)можно определить как ведение ВЭД маркетинговыми методами. В этом смысле ММ отличается как от обычного (внутреннего) маркетинга, так и от ВЭД. Выделению ММ в системе бизнеса в самостоятельное направление способствовали различные факторы:
1. Большая по сравнению с внутренним маркетингом потребность информации;
2. Сложность получения информации;
3. Нетрадиционные и более высокие риски.
Этапы развития международного маркетинга в международном бизнесе:
1. Традиционный экспорт (собственно, еще не маркетинг: фирма просто продает свой товар зарубежному контрагенту и не интересуется дальнейшей судьбой этого товара.)
2. Экспортный маркетинг (активная экспортная деятельность, сопровождающаяся обработкой зарубежного рынка, его исследованиями, приспособлением, продвижением.)
3. Внешнеэкономический маркетинг (прежде всего, расширение форм ВЭД. Наряду с экспортом он включает создание совместных предприятий, дочерних фирм, портфельные инвестиции за рубежом, консультирование, инжиниринг, лизинг и торговлю услугами).
4. Транснациональный маркетинг (работа одновременно на рынке многих .стран, сопровождаемая полной или почти полной утратой национального лица фирмы. Он характерен для ТНК и тесно связан с внедрением международного менеджмента.)
Основными условиями международного маркетинга в системе бизнеса являются:
- независимость стран;
- наличие устойчивых национальных (межнациональных, например евро) валют;
- развитость национального законодательства; надежность национальной политики;
- языковые, культурные (обычаи и нравы) различия.
Цели ММ могут быть:- краткосрочными, - оперативными, - долгосрочными.
Основные задачи международного маркетинга:
- обеспечение эффективной международной деятельности;
- создание или расширение сети сбыта;- снижение затрат на ЗП;
- снижение транспортных расходов;- возможность устранения импортных ограничений;
- повышение надежности ПД в условиях неустойчивого валютного курса;
- стимулирование, поощрение и продвижение иностранных инвестиций;
- снижение затрат, связанных с налогами;
- снижение затрат, связанных с приобретением земли и недвижимости;
- снижение затрат по охранению окружающей среды.
Функции ММ:
- аналитическая (проведение комплексных маркетинговых исследований);
- производственная (производство конкурентоспособной продукции);
- сбытовая (организация сбыта за рубежом);
- управленческая (организация маркетингового подразделения);
- контролирующая (система контроля).
Предприятию, планирующему заняться ММ, предстоит принять следующие основные решения:
1. Решение о целесообразности выхода на внешний рынок. Определение целей ММ на основе общих целей предприятия.
2. Решение о том, на какие рынки выйти ,включая определение приоритетных сфер деятельности, сегментирования зарубежных рынков и выбор их целевых сегментов.
3. Решение о методах и формах выхода на международный рынок.
4. Решение об адаптации или стандартизации комплекса ММ(товарная, логистическая, ценовая, коммуникативная политика).
5. Решение о создании структуры службы ММ на предприятии и осуществление контроля за достижением целей.