Тема 2. Понятие рациональности
Введение. Теоретические источники институционализма.
Вопросы для самоконтроля
- Прокомментируйте высказывание А.Маршалла: «Мекка экономиста находится в области экономической биологии»;
- Назовите предшественников институционалистов;
- Каково принципиальное отличие концепции институционализма от других концепций?
- Какая идея лежит в основе институционально-социологического направления?
- Кем впервые был применен термин «институционализма»?
6. Назовите основные предпосылки неоинституционализма
7. Сформулируйте центральную идею неоинституционалистов
- Почему, владельцы капитала, по мнению Т. Веблена, составляют «праздный класс»?
- Каковы последствия разрешения антагонизма между праздным и производственным классами?
- В чем проявляется научный пессимизм теории Веблена?
- Какие виды собственности выделяет Коммонс и почему?
- Какая экономическая категория лежит в основе экономической теории, по мнению Дж. Коммонса?
- Какую роль отдает Дж.Коммонс корпорациям, профсоюзам, политическим партиям и государству в экономике?
- Почему, по мнению Дж. Коммонса, существующий порядок сменится «административным капитализмом», а не «технократизмом», как считал Т. Веблен?
- Какую задачу ставит У. Митчелл в своей научной работе?
- Почему теория, созданная У.Митчеллом, носит название «теории регулируемого капитализма»?
- Почему Кларк представляет государство как «весьма неуклюжий механизм»?
- Каковы предпосылки и последствия «революции управляющих» по Дж. Гелбрейту?
- Кому отводит главную роль Дж. Гелбрейт в техноструктуре?
Тема 1. Предмет и метод. Методология институционального анализа.
Вопросы для обсуждения
1. Согласитесь, либо опровергните следующее утверждение В.Г. Гребенникова: «…институционализм выступает как система взглядов на методологию любой социальной науки»
2. Каковы важнейшие постулаты неоклассиков?
3. В чем состоит отличие методологии институционализма от методологии других теорий?
4. Что является основой отношений между людьми на рынке по мнению неоинституционалистов?
5. Что используют неоинституционалисты в качестве методологической базы исследования?
6. В чем, по-вашему мнению, видят главную проблему бывших соц. стран представители неоинституционального направления?
7. Что является исходным пунктом в методологии «холизма»?
8. Какой принцип институционалистов направлен против центрального пункта неоклассической школы – принципа «методологического индивидуализма», и почему?
9. Можно ли сказать, что принцип историзма отрицает фатальную предопределенность социальных явлений и процессов?
10. Дайте определение термину «институционализация»;
11. Неоинституционализм опирается на принцип «методологического индивидуализма» - в чем его суть?
12. О каком типе поведения индивидов идет речь: «self-interest-seeking-with-guile», т.е. «преследование собственного интереса, доходящее до вероломства»?
13. В связи с чем Г.Демсец ввел термин «экономика нирваны» и что он означает?
Практическая работа №1.
Родоначальниками старого, или традиционного, институционализма являются американские экономисты
· ТОРСТЕЙН ВЕБЛЕН (1857-1929),
· ДЖОН КОММОНС (1862-1945),
· УЭСЛИ МИТЧЕЛЛ (1874-1948),
· ДЖОН МОРИС КЛАРК (1884-1963).
Задание: Представьте в табличной форме преимущества и недостатки теории старого институционализма.
*Выполнение данной практической работы предусматривает групповую работу студентов на семинарском занятии.
Тема 2. Понятие рациональности
Вопросы для самоконтроля:
- Перечислите четыре идеальных тапа поведения индивидов по М.Веберу
- Какое поведение индивидов лежит в основе их взаимодействия на рынке?
- Можно ли провести границу между рациональностью как нормой и рациональностью как моделью поведения?
- Какой вид рациональности: а)научная б)повседневная может быть назван «нормой» поведения индивидов, и почему?
- В чем заключается смысл категории «процедуральной рациональности»?
- Чем определяется степень рациональности?
- Являются ли иллюстрацией модели неполной рациональности действия среднего студента при подготовке к экзамену?
- Является ли повседневная покупка сигарет в ближайшем магазине отражением полностью рационального поведения потребителя?
Практическая работа №2
Несогласие сторонников теории неполной рациональности с моделью выбора породило возникновение шести альтернативных интерпретаций рационального поведения, где тип поведения индивида становится функцией двух переменных:
· степени жесткости когнитивных ограничений;
· степени полноты информации;
Задание: Заполните таблицу №1.
Предложите свою модель поведения индивида.
Таблица 1
Тип ограничения | Влияние типа ограничения на рациональное поведение | Условия, при которых рациональное поведение возможно | Представители- разработчики модели | Что дает такой подход | Применение модели на практике | |
Модель ограниченной рациональности | ||||||
Модель удовлетвори- тельности | ||||||
Модель издержек | ||||||
Модель надежности | ||||||
Модель робота | ||||||
Модель обучения | ||||||
Модель эволюции | ||||||
Собственная модель поведения индивида |