Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества.
Виртуалистика оформилась в самостоятельное направление психологии, заняла значительное место в информатике и в сфере философской рефлексии. Виртуальная реальность существует, пока активна порождающая ее среда.
Виртуальная реальность может как осознаваться, так и не осознаваться (имеется в виду ситуация, когда организм, дополняя себя до целостности, создает требуемый ему идеальный план бытия и общения, работая, а лучше сказать, функционируя в системе виртуальной реальности). Когда же виртуальная реальность создается осознанно целенаправленно, она приобретает характеристики артефакта — искусственно созданного объекта и теряет спонтанность и беспредпосылочность. Виртуальная реальность — это инореальность, в которой -явно обнаруживается произвол человеческих мотиваций. За такими невинными и поэтичными характеристиками виртуальной реальности, как мир грез, мечты, ожидания, осуществленные и неосуществленные возможности, скрываются ее претензии на статус сущего, укорененного в психосоматических потребностях организма, восполнение недостаточности наличного опыта. Состояние удовлетворенности — одна из наиболее приоритетных целей моделирования виртуальной реальности. Другая цель состоит в компенсации эмоциональных или ментальных потерь.
Можно выделить некую креативную функцию виртуальной реальности, состоящую в том, что человек приобретает возможности расширения по своему желанию и предпочтению границ своего жизненного опыта, мира в целом. Ее отдаленным аналогом всегда выступало бытие метафорического художественного языка, заставляющего человека воплощаться в героя, вместе с ним страдать, переживать, страстно желая изменить ситуацию.
Личная или субъективно-интимная история каждого человека всегда во многом виртуальна. Мы часто в мыслях и воспоминаниях возвращаемся к имевшим место ситуациям и событиям, вновь их переживаем, желая их изменить. Зачастую мы так сильно сожалеем о том, что уже произошло, что вновь и вновь погружаемся в контекст минувшего, додумывая, а вернее, достраивая иные его траектории, вздыхая, «ах, если бы...»
В настоящий период виртуалистика обрела огромные коммуникационные возможности во Всемирной паутине — сети Интернет. Через призму этого параллельного, созданного техногенной цивилизацией мира можно разглядеть негативные перспективы постсетевой культуры: острые информационные войны, трансформации сексуальных отношений, процветание так называемой «культуры цинизма».
Если убрать факт присутствия компьютера, то путешествие человека в фантомах своего сознания, «застревание» в вымышленных ситуациях, деконструкция реальности может быть уподоблено и интерпретировано как психическая патология. При участии компьютерной моделирующей системы те же упражнения человека с воображаемой реальностью обретают статус нормального функционирования в виртуальном мире. В этом случае виртуальная реальность выступает как новейшая технология, привлекающая к себе тысячи и миллионы людей.
Словенский психоаналитик Сл.Жижек подчеркивает, что статус виртуальной реальности состоит в том, что она не имитирует реальность, а симулирует ее. Симуляция порождает сходство несуществующей реальности с реальными потребностями. Неправильно было бы думать, что смысл виртуальной реальности в имитации — повторении мира, напротив, она направлена на его преодоление, переиначивание или хотя бы дополнение. Поэтому принципиально новой характеристикой виртуальной реальности является ее панорамность, когда любое событие может быть прочитано и с точки зрения собственной интерпретации, и со многих других точек зрения. В панорамности содержатся возможности обнаружения как следов личной истории, так и фиксации неосуществленных идеалов действительности, а также акценты, соответствующие данному или же любому иному пространству—времени.
Можно предположить, что основания потребности в виртуальной реальности состоят в рассогласованности зова человеческой природы и санкций реального бытия, той или иной участи индивидуума. В плане реального бытия жизненная сила и воля человека предельно ограничены и скованы рамками экономических, институциональных, идеологических, культурных, этических и прочих отношений. Личность по большей части задавлена логоцентризмом, официально господствующей жесткой рациональностью. Виртуальная реальность дарит человеку бытие в потенции и все имеющиеся возможности (потенции) бытия.
Иногда за качеством виртуального закрепляется определение «бестелесная предметность», которая как раз и создает поля проявления двойственности, а быть может, и множественности внутренней экзистенции человека.
Виртуальность как технология является продуктом постиндустриальной цивилизации и информационной электронной революции. Ее (виртуальность) можно понимать и как необходимый аспект бытия информационного общества, который имеет тоталитарные тенденции поглощения голов и умов.