Административно- правовое регулирование в отраслях и сферах 9 страница

приоритет общепризнанных принципов и норм между-
народного права; развитие на их основе всестороннего со-
трудничества с иностранными государствами, международ-
ными организациями, взаимный учет й соблюдение
интересов всех членов мирового сообщества;

добровольность вхождения и участия в межгосудар-
ственных образованиях;

приверженность политике последовательной демилита-
ризации международных отношений;

отсутствие территориальных претензий к сопредельным
государствам, непризнание территориальных притязаний к
Республике Беларусь.

Основными стратегическими целями Республики Бела-
русь на международной арене являются: защита суверени-
тета государства; защита интересов граждан, общества и
государства; сохранение безъядерного статуса; приобрете-
ние нейтрального статуса. Выполнение этих и иных задач
в области международных отношений возложено сегодня
на Министерство иностранных дел Республики Беларусь.

Основные задачи и система органов государственно-
го управления в области иностранных дел

Согласно Положению о Министерстве иностранных дел
(МИД) Республики Беларусь министерство является рес-
публиканским органом государственного управления, под-
чиненным Правительству Республики Беларусь, проводя-
щим государственную политику в сфере внешних связей,
осуществляющим регулирование (управление) и координа-
цию внешнеполитической деятельности, общую координа-
цию внешнеэкономической деятельности в Республике Бе-
ларусь. МИД по отдельным вопросам деятельности,
предусмотренным законодательными актами, может под-
чиняться исключительно Президенту Республики Беларусь.
МИД в своей деятельности руководствуется Конституцией
Республики Беларусь, иными нормативными правовыми ак-
тами, международными договорами Республики Беларусь.

Основными задачами МИД являются:

практическая реализация внешней политики Республи-
ки Беларусь;

общая координация внешнеэкономической деятельнос-
ти в Республике Беларусь;

обеспечение прав и интересов Республики Беларусь в
международных отношениях;

координация деятельности республиканских органов
государственного управления по обеспечению единой поли-
тики Республики Беларусь в отношениях с иностранными
государствами, международными организациями и межго-
сударственными образованиями;

разработка предложений по вопросам внешнеполитичес-
кой и внешнеэкономической деятельности Республики Бела-
русь и реализация соответствующих решений Президента
Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь;

сбор, анализ и внесение Президенту Республики Бела-
русь, Правительству Республики Беларусь, Национальному
собранию Республики Беларусь информации по вопросам
внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности;

представление Республики Беларусь в отношениях с
иностранными государствами, международными организа-
циями и межгосударственными образованиями;

защита прав и интересов физических и юридических лиц
Республики Беларусь за рубежом;

планирование внешнеполитической и внешнеэкономи-
ческой деятельности;

координация работы по присоединению Республики Бе-
ларусь ко Всемирной торговой организации;

участие в разработке и реализации программы социаль-
но-экономического развития в части внешнеэкономической
деятельности;

оказание содействия в защите внешнеэкономических прав
и интересов юридических и физических лиц Республики Бе-
ларусь, создание благоприятных условий для продвижения
белорусских товаров (работ, услуг) на внешних рынках;

координация деятельности государственных органов
Республики Беларусь по формированию и совершенствова-
нию договорно-правовой базы отношений Республики Бе-
ларусь с иностранными государствами, международными
организациями и межгосударственными образованиями;

контроль за исполнением международных договоров
Республики Беларусь государственными органами Респуб-
лики Беларусь и оказание содействия в исполнении между-
народных договоров Республики Беларусь;

руководство работой загранучреждений Республики
Беларусь;

представление информации по внешнеэкономической
деятельности государственным органам, иным юридическим
и физическим лицам Республики Беларусь и зарубежным
партнерам;

обеспечение развития инфраструктуры внешнеполити-
ческой деятельности Республики Беларусь и оказание со-
действия в развитии инфрастуктуры внешнеэкономической
деятельности республики, организация подготовки и пере-
подготовки соответствующих кадров;

разработка предложений по таможенно-тарифной полити-
ке Республики Беларусь, участие в составлении прогнозов
внешнеторгового и платежного балансов, координация дея-
тельности по осуществлению мер тарифного и нетарифного

регулирования внешней торговли, участие в разработке пред-
ложений по налогообложению, относящемуся к государствен-
ному регулированию внешнеэкономической деятельности;

содействие в привлечении иностранных инвестиций в
экономику Республики Беларусь;

участие в работе по распределению государственных цен-
трализованных валютных ресурсов Республики Беларусь, а
также средств внешнего финансирования, привлекаемых
под гарантию Правительства Республики Беларусь;

участие в контроле за реализацией и возвратом иностран-
ных кредитов, предоставляемых под гарантию Правительства
Республики Беларусь, и в управлении внешним долгом страны;

содействие общественным объединениям Республики Бе-
ларусь в осуществлении связей с зарубежными партнерами и
развитии сотрудничества с соотечественниками за рубежом.

МИД возглавляет Министр, назначаемый на должность
и освобождаемый от должности Президентом Республики
Беларусь. Министр по должности является членом Прези-
диума Совета Министров Республики Беларусь, имеет заме-
стителей, в том числе первого, численность которых опре-
деляется Президентом Республики Беларусь. Заместители
Министра назначаются на должность и освобождаются от
должности Советом Министров Республики Беларусь по со-
гласованию с Президентом Республики Беларусь в установ-
ленном порядке.

В МИД образуется коллегия в составе Министра (предсе-
датель коллегии) и его заместителей по должности. В ее
состав по решению Совета Министров Республики Беларусь
могут входить другие руководящие работники центрального
аппарата министерства, а также загранучреждений Респуб-
лики Беларусь. Численность коллегии утверждается Сове-
том Министров Республики Беларусь. Коллегия на своих
заседаниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности
МИД. Решения коллегии оформляются приказами Мини-
стра. В случае разногласий между Министром и коллегией,
возникших при принятии решений, Министр реализует свои
решения, докладывая о них Совету Министров Республики
Беларусь, а члены коллегии в свою очередь могут сообщить
свое мнение Совету Министров Республики Беларусь.

Глава 21. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В МЕЖОТРАСЛЕВОЙ СФЕРЕ

1. Управление в области финансов

В условиях развития рыночных отношений, когда вы-
живание, нормальное функционирование предприятия, уч-
реждения, организации, во многом зависят от финансового
положения, умения правильно использовать имеющиеся
ресурсы, особое место отводится вопросам управления. На-
личие научно обоснованной системы управления финансо-
вой отраслью, ориентированной на комплексное решение
задач учета, контроля и планирования доходов и затрат,
позволяет эффективно использовать собственные финансо-
вые средства и привлеченные инвестиции, повысить в це-
лом управляемость бизнеса, его рентабельность и конку-
рентоспособность .

Именно поэтому в Республике Беларусь большое внима-
ние уделяется вопросам формирования соответствующих уп-
равленческих систем и обеспечивающей ее работу правовой
базы. Основным правовым документом, регулирующим воп-
росы финансов, является принимаемый парламентом Респуб-
лики Беларусь закон, о бюджете Республики Беларусь.
В нем устанавливаются ежегодные основные плановые фи-
нансовые показатели доходов и расходов нашего государ-
ства. К числу правовых актов, обеспечивающих необходи-
мое государственное управление в области финансов, можно
отнести также законы Республики Беларусь «Об экономи-
ческой несостоятельности (банкротстве)», «О комитете госу-
дарственного контроля», Указ Президента Республики Бе-
ларусь от 16 января 2002 г. № 40 «О дополнительных мерах
по регулированию экономических отношений», Положение
о государственном реестре финансового состояния крупных
и средних государственных предприятий и др.

Основные задачи и система органов государственно-
го управления в области финансов

Согласно Положению о Министерстве финансов (Мин-
фине) министерство является республиканским органом го-
сударственного управления и подчиняется Совету Мини-
стров Республики Беларусь.

Основными задачами Минфина являются:

проведение государственной политики, осуществление
регулирования и управления в финансовой сфере деятель-
ности и координация деятельности в этой сфере других рес-
публиканских органов государственного управления;

обеспечение активного использования финансов в це-
лях повышения эффективности производства, роста нацио-
нального дохода, создания и развития прогрессивных ры-
ночных форм и структур;

разработка предложений по совершенствованию форм
финансовых взаимоотношений организаций и граждан с
государством и по обеспечению роста финансовых ресурсов;

эффективное проведение бюджетно-финансовой и нало-
говой политики;

участие в организации инвестиционного сотрудничества
республики и регулирования внешней государственной за-
долженности;

контроль за соблюдением финансовых интересов госу-
дарства, в том числе в процессе интеграции Республики
Беларусь в мировое хозяйство;

государственное регулирование и контроль в сфере дея-
тельности с драгоценными металлами и драгоценными кам-
нями, создание в республике запасов драгоценных метал-
лов и драгоценных камней;

формирование и реализация единой государственной по-
литики в области разработки и производства защищенных
бумаг и специальных материалов;

проведение государственной политики в области стра-
ховой деятельности, государственный надзор за страховой
деятельностью на территории Республики Беларусь;

осуществление лицензирования и контроль за соблюде-
нием законодательства об осуществлении лицензируемых

видов деятельности, лицензионных требований и условий
юридическими лицами и индивидуальными предпринимате-
лями, получившими в установленном порядке специальные
разрешения (лицензии), выдаваемые Минфином;

государственное регулирование бухгалтерского учета и
отчетности;

государственное регулирование аудиторской деятельности*
Структуру Министерства финансов составляют: депар-
тамент государственных знаков; главное управление бюд-
жетной политики; главное управление налоговой политики
и доходов бюджета и др. http://www.minfin.gov.by/
Str.html. В систему Минфина входит республиканское уни-
тарное предприятие «Информационно-вычислительный
центр Министерства финансов Республики Беларусь», http:/
/www.ivcmf.by)

Минфин возглавляет Министр, назначаемый на долж-
ность и освобождаемый от должности Президентом Респуб-
лики Беларусь.

Министр имеет заместителей, численность которых оп-
ределяется Президентом Республики Беларусь, назначаемых
на должность и освобождаемых от должности Советом Ми-
нистров Республики Беларусь по согласованию с Президен-
том Республики Беларусь.

Для коллективного обсуждения наиболее важных воп-
росов и выработки решений по ним в Минфине образуется
коллегия в составе Министра (председателя коллегии), его
заместителей и руководителя главного контрольно-ревизи-
онного управления (по должности), руководителей депар-
таментов Минфина и других работников. Численность и
персональный состав коллегии утверждаются Советом Ми-
нистров Республики Беларусь.

Решения коллегии оформляются приказами Министра
либо постановлениями Минфина. В случае разногласий
между Министром и коллегией, возникших при принятии
решений, Министр проводит в жизнь свои решения, докла-
дывая о них Совету Министров Республики Беларусь, а
члены коллегии могут сообщить свое мнение в Совет Ми-
нистров Республики Беларусь.

В систему управления финансами входят также: финан-
совые управления областных исполнительных комитетов и
финансовые отделы районных (городских) исполнительных
комитетов, финансовые отделы районных администраций
г. Минска.

Финансовое управление областного исполнительного
комитета является его самостоятельным структурным под-
разделением. В своей деятельности финансовое управление
подчиняется облисполкому и Министерству финансов Рес-
публики Беларусь.

Финансовое управление руководствуется в своей дея-
тельности законодательными актами Республики Беларусь,
решениями областного Совета депутатов, решениями обл-
исполкома и распоряжениями председателя облисполкома,
нормативными правовыми актами Министерства финансов
Республики Беларусь и Положением о финансовом управ-
лении областного исполнительного комитета.

Основными задачами финансового управления являются:

обеспечение активного использования финансов в це-
лях повышения эффективности производства, создания и
развития прогрессивных рыночных формой структур;

составление проекта бюджета области и представление
его на рассмотрение облисполкома, организация работы по
распределению финансовых, в том числе валютных, ресур-
сов области, проведение в пределах своей компетенции ме-
роприятии по своевременному и полному поступлению всех
доходов, предусмотренных в бюджете, экономному и целе-
вому расходованию средств, выделяемых из бюджета;

осуществление совместно с налоговыми органами конт-
роля за соблюдением физическими и юридическими лицами
законодательства Республики Беларусь в сфере бюджетно-
финансовых отношений, в том числе валютной дисципли-
ны, за выполнением ими финансовых обязательств перед
государством.

Финансовое управление возглавляет начальник управ-
ления, назначаемый председателем облисполкома по согла-
сованию с Министром финансов Республики Беларусь.

В финансовом управлении создается коллегия, состав кото-
рой утверждается облисполкомом по согласованию с Мини-
стерством финансов Республики Беларусь.

Финансовый отдел районного (городского) исполнитель-
ного комитета является его структурным подразделением.
В своей деятельности финансовый отдел подчиняется ис-
полнительному комитету и финансовому управлению обла-
стного исполнительного комитета.

Основными задачами финансового отдела являются:

обеспечение активного использования финансов в це-
лях повышения эффективности производства;

составление проекта бюджета района (города), органи-
зация работы по распределению финансовых ресурсов райо-
на (города), проведение в пределах своей компетенции ме-
роприятий по своевременному и полному поступлению всех
доходов, предусмотренных в бюджете, экономному и целе-
вому расходованию средств, выделяемых из бюджета;

осуществление совместно с налоговыми органами конт-
роля за соблюдением юридическими и физическими лицами
законодательства Республики Беларусь в сфере бюджетно-
финансовых отношений, за выполнением ими финансовых
обязательств перед государством.

Финансовый отдел возглавляет заведующий отделом,
назначаемый председателем районного (городского) испол-
нительного комитета по согласованию с финансовым уп-
равлением областного исполнительного комитета.

2. Управление в области экономики

Экономика, ее состояние и перспективы развития явля-
ются важнейшими характеристиками государства, опреде-
ляющими благосостояние и стабильность общества. Важ-
ным условием экономического благополучия является и
участие государства в вопросах регулирования экономики.
Анализ административной практики последних десятиле-
тий показывает, что управление сферой экономики в Рес-
публике Беларусь претерпело значительные изменения. До

конца 1991 г. оно осуществлялось в условиях безрыноч-
ной, административно-командной системы народного хозяй-
ства. В основе управления экономикой лежали принципы
государственной собственности на средства производства и
жесткого государственного планирования экономического и
социального развития государства.

В результате распада СССР и перехода экономики Рес-
публики Беларусь на путь рыночных преобразований сегод-
ня у нас наряду с государственным стал развиваться и не-
государственной, частнособственнический сектор эконо-
мики. Соответственно выделились и два различных уровня
участия государства в экономических процессах: первый -
государственное регулирование государственного сектора
экономики, в основе которого лежит централизованное пла-
нирование, и второй - использование налогов, гарантий,
кредитов, таможенных тарифов и пошлин и других мето-
дов экономического воздействия на негосударственный сек-
тор экономики.

Одним из основных элементов государственного управ-
ления в области экономики является законодательство.
В последние годы в Республике Беларусь принят ряд доку-
ментов, затрагивающих вопросы управления экономичес-
кой отраслью. Среди них: постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 24 декабря 2003 г,: № 1682
«Об утверждении комплекса мер Правительства Республи-
ки Беларусь по выполнению Программы структурной пере-
стройки и повышения конкурентоспособности экономики
Республики Беларусь», постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 31 августа 2007 г. «О мероприяти-
ях по реализации Директивы Президента Республики Бела-
русь от 14 июня 2007 г. № 3» и др.

Основные задачи и система органов государственно-
го управления в области экономики

Согласно Положению о Министерстве экономики (Мин-
экономики) министерство является республиканским орга-
ном государственного управления, подчиненным Прави-
тельству Республики Беларусь, проводящим государ-
ственную политику, осуществляющим регулирование и уп-
равление в сфере разработки и реализации государственной

социально-экономической политики, координирующим де-
ятельность в этой сфере других республиканских органов
государственного управления.

Минэкономики проводит государственную политику и
осуществляет регулирование и управление государственным
имуществом и приватизацией, поддержку предприниматель-
ства, осуществляет общую координацию проведения госу-
дарственной инвестиционной политики, обеспечение про-
тиводействия монополистической деятельности и развития
конкуренции, деятельности субъектов естественных моно-
полий. http://w3.economy.gov.by/ministry/economy.nsf

В структуру министерства входят: департамент по цено-
вой политике; департамент по санации и банкротству; де-
партамент по предпринимательству и др.

Основными задачами Минэкономики являются:

разработка государственной экономической политики,
общей стратегии и главных направлений социально-эко-
номических преобразований в республике на основе комплекс-
ных научных исследований, изучения и использования ми-
рового опыта;

разработка методов и средств достижения макроэконо-
мической стабилизации, создание условий для устойчивого
экономического роста и повышения благосостояния насе-
ления на основе сочетания инструментов рыночного и госу-
дарственного регулирования;

разработка научно обоснованных концепций, государ-
ственных программ и прогнозов социально-экономического
развития Республики Беларусь на долго-, средне-, кратко-
срочную перспективу и на текущий период в целом по рес-
публике, секторам экономики, отраслям и административно-
территориальным единицам республики и изменений к ним;

проведение государственной инвестиционной политики,
формирование экономической среды, способствующей при-
влечению и повышению эффективности использования
внутренних и внешних инвестиций, и на этой основе обес-
печение устойчивого экономического развития Республики
Беларусь;

анализ и оценка социально-экономической ситуации в
Республике Беларусь, выработка в связи с этим необходи-
мых мер и предложений;

участие в государственном регулировании в бюджетно-
финансовой, налоговой, денежно-кредитной, ценовой и со-
циальной сферах как составных частях социально-эконо-
мической сфере, разработка мер, стимулирующих рациональное исполь-
зование ресурсного, производственного, научно-техническо-
го и кадрового потенциала Республики Беларусь;

прогнозирование .денежных и товарных потоков, подго-
товка платежного, торгового, финансовых и товарных ба-
лансов, баланса денежных доходов и расходов населения и
других балансов;

разработка методологии формирования издержек произ-
водства и обращения, формирования и оценки обеспеченно-
сти организаций оборотными средствами, определение ме-
тодов совершенствования расчетов в народном хозяйстве;

разработка и реализация государственной амортизаци-
онной политики, обеспечение функционирования системы
воспроизводства основных фондов и нематериальных акти-
вов, формирования и эффективного использования средств
амортизационных фондов;

разработка основных направлений развития топливно-
энергетического комплекса, определение потребностей рес-
публики в топливе, электрической и тепловой энергии;

разработка и реализация государственной политики в
области управления государственным имуществом и прива-
тизацией, защиты имущественных прав и интересов Рес-
публики Беларусь на ее территории и за рубежом, поддерж-
ки предпринимательства, малого и среднего бизнеса,
противодействия монополистической деятельности и раз-
вития конкуренции, деятельности субъектов естественных
монополий;

разработка и осуществление мер по укреплению эконо-
мического сотрудничества с государствами - участниками
СНГ, по развитию интеграционных процессов с Российской
Федерацией, а также по участию Республики Беларусь в
экономической интеграции с иными государствами.

В структуре Минэкономики действуют департамент го-
сударственных знаков и департамент по ценным бумагам.
В министерстве имеются также фонды с правами юриди-

ческого лица, главные управления, управления и отделы.
Департаменты и фонды осуществляют исполнительные,
контрольные, регулирующие и другие функции, отнесенные
к сфере ведения и компетенции Минэкономики.

В систему Минэкономики входят подчиненные ему по
вопросам реализации государственной политики террито-
риальные органы государственного управления (областные
и Минский городской территориальные фонды государствен-
ного имущества), Научно-исследовательский экономичес-
кий институт Минэкономики.

В подчинении Минэкономики находятся Республикан-
ское унитарное предприятие вычислительной техники и ин-
форматики «БелВТИ», Республиканское унитарное предпри-
ятие «Институт недвижимости и оценки».

Минэкономики возглавляет Министр, который назна-
чается на должность и освобождается от должности Прези-
дентом Республики Беларусь.

Министр экономики имеет заместителей, назначаемых
на должность и освобождаемых от должности в установ-
ленном порядке. Численность заместителей Министра эко-
номики определяется Президентом Республики Беларусь по
представлению Совета Министров Республики Беларусь.

Для коллективного обсуждения наиболее важных воп-
росов и выработки решений по ним в Минэкономики обра-
зуется коллегия в составе Министра (председатель колле-
гии), заместителей Министра, директоров департаментов и
фонда по должности. В ее состав по решению Совета Мини-
стров Республики Беларусь могут входить другие работни-
ки Минэкономики и находящихся в его подчинении орга-
низаций. Численность коллегии утверждается Советом
Министров Республики Беларусь.

Решения коллегии оформляются протоколами и реали-
зуются на основании принятых на их основе приказами,
постановлениями Минэкономики. В случае разногласий
между Министром и членами коллегии, возникших при при-
нятии решений, Министр проводит в жизнь свои решения,
докладывая о них Совету Министров Республики Беларусь,
а члены коллегии в свою очередь могут сообщить свое мне-
ние в Совет Министров Республики Беларусь.

В целях выработки научно обоснованных решений по
социально-экономическим вопросам, а также координации
экономических исследований при Минэкономики создается
экономический совет, в состав которого включаются специ-
алисты органов управления, отраслей экономики, ведущие
ученые, руководители территориальных органов по эконо-
мике, управлению государственным имуществом, привати-
зации, предпринимательству, антимонопольной и ценовой
политике.

В систему управления экономикой входят также: коми-
теты экономики областных исполнительных комитетов,
управления (отделы) экономики городских (районных) ис-
полнительных комитетов, управления экономики район-
ных администраций г. Минска.

Комитет экономики областного исполнительного ко-
митета является его структурным подразделением осуще-
ствляющим регулирование и управление в сфере разработ-
ки и реализации социально-экономической политики
области, подчиняется облисполкому и Министерству эко-
номики Республики Беларусь.

Основными задачами комитета являются:

разработка общей стратегии и главных направлений со-
циально-экономического развития области с учетом обще-
государственных интересов, местных условий и ресурсов;

разработка научно обоснованных программ и прогнозов
социально-экономического развития области на долго-,
средне-, краткосрочную перспективу и на текущий период в
целом по области, отраслям экономики и административ-
но-территориальным единицам области;

координация на основе экономических методов руковод-
ства деятельности расположенных на территории области
организаций республиканской и коммунальной форм соб-
ственности с целью повышения эффективности хозяйство-
вания, достижения высоких конечных результатов;

проведение инвестиционной политики, формирование
экономической среды, способствующей привлечению и по-
вышению эффективности использования внутренних и внеш-
них инвестиций;



анализ и оценка социально-экономической ситуации в
области, выработка в связи с этим необходимых мер и пред-
ложений;

организация осуществления экономических реформ, про-
водимых в Республике Беларусь;

принятие мер по реализации государственной политики
по поддержке и развитию предпринимательства.

Комитет возглавляет председатель, который назнача-
ется на должность и освобождается от должности председа-
телем облисполкома по согласованию с Министром эконо-
мики Республики Беларусь.

Председатель комитета имеет заместителей, назначае-
мых на должность и освобождаемых от должности по его
представлению председателем облисполкома.

Для коллективного обсуждения наиболее важных воп-
росов и выработки решений по ним в комитете образуется
коллегия в составе председателя комитета (председатель
коллегии), заместителей председателя, а также других ру-
ководящих работников комитета, управлений, комитетов и
отделов облисполкома. Положение о коллегии, численность
и персональный состав коллегии утверждаются облиспол-
комом. Решения коллегии оформляются протоколами.
В случае разногласий между председателем коллегии и чле-
нами коллегии, возникших при принятии решений, предсе-
датель проводит в жизнь свои решения, докладывая о них
председателю облисполкома. Члены коллегии в свою очередь
могут сообщить свое мнение председателю облисполкома.

Управление (отдел) экономики городского (районного)
исполнительного комитета области является структурным
подразделением городского (районного) исполнительного
комитета, осуществляющим регулирование и управление в
сфере разработки и реализации социально-экономической
политики города (района), подчиняется городскому (район-
ному) исполнительному комитету и комитету экономики
областного исполнительного комитета.

Основными задачами управления (отдела) являются:

разработка общих направлений социально-экономичес-
кого развития города (района) с учетом общегосударствен-
ных интересов, а также местных условий и ресурсов;

Наши рекомендации