Уклонение от уплаты налогов 1 страница
Масштабы уклонения от уплаты налогов в странах СНГ достигли огромных размеров, что самым пагубным образом сказывается на экономике и социальном уровне развития наших стран. Массовое уклонение от уплаты налогов производится с участием межнациональных организованных преступных структур, часть которых действует легально под видом коммерческих организаций с переброской денежных средств за рубеж. Эти операции совершаются в сочетании с другими видами экономических преступлений и не могут быть выявлены без согласованного участия правоохранительных органов различных стран.
8. Противодействие расследованию преступлений
Применительно к анализу способов сокрытия преступлений транснациональными преступными организациями следует отметить, что и здесь возможности преступных группировок гораздо выше, чем у традиционных преступных групп. В первую очередь это связано с прямым противодействием расследованию таких преступлений.
На стадии подготовки к совершению преступлений меры противодействия сводятся к проведению подготовительных действий (выявление условий, наблюдение за объектами, проникновение на объект, установление контактов с нужными людьми, подбор исполнителей и т.д.), позволяющих осуществить замысел с минимумом помех и скрыться с места преступления. Противодействие на этапе дознания и следствия заключается в сокрытии преступной деятельности и активном влиянии на ход следствия с целью заведения его в тупик либо направления по «нужному» лидерам преступного мира сценарию. При этом все чаще наблюдаются попытки использования международными преступными структурами коррумпированных связей, особенно в числе работников правоохранительных органов:
—для обеспечения переправки грузов и ценностей
через границы;
—для противодействия экстрадиции;
—для «отсечения» в процессе расследования эпизо
дов тяжких преступлений, совершаемых за границей;
—утечка конфиденциальной информации.
«Зоной повышенного интереса» организованных преступных формирований являются учреждения и органы уголовно-исправительной системы. В случае осуждения ключевым интересом преступников становится создание наиболее благоприятных условий отбывания наказания,
решение вопроса условно-досрочного освобождения из мест лишения свободы.'
К числу специфических особенностей механизма совершения преступлений транснациональными преступными сообществами относится то, что они используют имеющиеся каналы связи для совершения самых различных преступлений. По этим каналам в различные страны СНГ зачастую перемещаются наркотики, фальшивые деньги, оружие, антиквариат, ценности, преступники, скрывающиеся от следствия и суда.
Именно основное свойство транснациональных преступных группировок — наличие каналов преступных связей открывает пути для широкого спектра операций с предметами, запрещенными к обороту:
—незаконный оборот и производство оружия и
специальных взрывчатых устройств (например, в тече
ние длительного времени взрывчатые устройства для
преступных организаций в России производились в
Латвии);
—незаконное производство и оборот наркотиков и
сильнодействующих веществ;
—незаконный оборот сильных ядов, отравляющих и
радиоактивных веществ;
—торговля людьми (женщинами, малолетними);
—незаконная переправка людей через границы;
—изготовление и сбыт фальшивых денег;
—международная торговля похищенными автомоби
лями;
—транснациональный рекет на транспорте и автома
гистралях.
Особую опасность в настоящее время представляют транснациональные преступные организации, занимающиеся производством, контрабандным вывозом в соседние страны и распространением наркотиков. Уже сами масштабы этой деятельности настолько велики и сложны, охватывают по сути всю планету, что само по себе совершение этого преступления требует обязательного участия организованных преступных сообществ. Вот только несколько каналов связей международной наркомафии, проходящие через Казахстан и Россию.
1. Наркотики растительного происхождения (конопля) — из Казахстана в Россию и другие страны.
' Кувалдин В. П. Сущность и основные направления противодействия организованных преступных структур органам внутренних дел // Проблемы борьбы с организованной преступностью: Материалы научно-практической конференции (28 —29 ноября 1995 года).— М.: Московский институт МВД России, 1996. - С. 41 - 44.
2. Полуподпольные китайские фармацевтические
предприятия контрабандно перевозят сильнодействую
щие лекарственные средства в Россию и Казахстан.
3. Опиумный маршрут: Афганистан — Таджики
стан — Киргизия (Ош) — Россия и Казахстан.
4. Колумбия — Россия — Казахстан — кокаин и его
производные в обмен на оружие; параллельно в страны
СНГ колумбийской наркомафией ввозятся также фаль
шивые деньги.
5. Наркотики с перевалочных баз в Западной Евро
пе—в Россию.
Организация изготовления в странах СНГ с учетом огромного научного потенциала принципиально новых видов наркотиков, в частности 3-метилфентанила, который приготовляется наркоманами в соотношении 1:20000, его почти беспрепятственно можно переправлять через государственные границы (был случай, когда из Москвы этот наркотик переправлялся в Израиль в виде почтовых открыток, пропитанных этим веществом). Расследование этих преступлений, проводившееся совместно МВД и ФСБ России позволило раскрыть значительную часть сети сбыта наркотика и, главное, уничтожить подпольные лаборатории по изготовлению синтетических наркотиков. Осуществленные в этой связи оперативно-розыскные мероприятия позволили 23 апреля 1992 года у дома № 2 на Новой площади в г. Москве задержать по подозрению в совершении незаконных операций с этим новым наркотическим средством Квабзиридзе Т. А. В результате личного обыска и обыска, проведенного в квартире у Квабзиридзе, обнаружено 719 мл. ампулированной жидкости. Экспертное исследование содержания ампул показало, что эта жидкость является раствором 3-метилфентанила — синтетического наркотического средства, по своей наркотической активности и воздействию на организм человека во много раз превосходящего ранее известные виды наркотиков, в частности, морфин — в 5,5 тыс. раз.
Дальнейшее расследование позволило выявить хорошо организованную и технически оснащенную, законспирированную сеть торговцев 3-метилфентани-лом, пресечь деятельность подпольных лабораторий по его производству. Выявленные лица, причастность которых к делу доказана, привлечены к уголовной ответственности.
Кроме того, в процессе предварительного следствия по делу о незаконном обороте наркотиков выявлена группа лиц, совершивших контрабандный ввоз на территорию Российской Федерации большой партии наркотического
средства — бупренорфина, незаконные сделки по сбыту этого средства, незаконные валютные операции и контрабандный вывоз валютных средств из территории России в крупных размерах, а также многочисленные завладения личным имуществом граждан путем мошенничества под видом купли-продажи валютных средств.
Расследованием этого дела установлено, что Жмудский В. В., занимаясь в течение длительного времени частным бизнесом, в том числе связанным с куплей-продажей автомобилей, ведя праздный образ жизни, весной 1992 года решил приумножить свои доходы на сделках с незаконным оборотом наркотиков. Заведомо зная, что вложенный в наркобизнес капитал приносит доход, он, в осуществление преступных намерений, создал преступную группу в составе Абдуллина — одного из авторитетов преступного мира, специализировавшегося на вымогательстве и «кидках» граждан при совершении валютных сделок и Мчедлишвили — гражданки Республики Грузии, имевшей опыт преступной деятельности в сфере наркобизнеса и связи среди наркодельцов Грузии. Располагая информацией о том, что в Индии практически свободно продается наркотическое средство бупренорфин, пользующееся большим спросом в Грузии, обвиняемые разработав план контрабандной доставки в Россию этого наркотика, в феврале — марте 1992 года через Пуранд Чанд — гражданина Индии организовали частное приглашение в г. Дели и, уточнив после этого детали поездки, 25 марта 1992 года все вместе вылетели в г. Дели. Находясь в течение 5 дней в Индии, обвиняемые незаконно приобрели с целью сбыта у местных поставщиков крупную партию бупренорфина в количестве не менее 40 тыс. ампул емкостью 2 мл. каждая и 31 марта 1992 года рейсом Аэрофлота, скрыв от таможенного досмотра ввозимые ампулы, контрабандным путем доставили в Москву купленные наркотики, где были задержаны.
Необходимо отметить типичность и массовость аналогичных уголовных дел, преступная деятельность по которым охватывала несколько стран. Интересно, что действовавшая в течение 6 лет постоянная следственно-оперативная группа МВД и ФСБ России постоянно шла по связям от одной преступной группы к другой, выходя все на новых и новых преступников и эпизоды совершения преступления. Действие такой группы в качестве межнациональной дало бы куда больший эффект. Неоднократно работа по задержанию крупных партий наркотиков, основных участников преступных сообществ срывалась из-за невозможности своевре-
менно выехать в ту или иную страну или добиться своевременности выполнения международного отдельного поручения.
Так, в сентябре 1995 года с участием 8 УВД и 2 УВДТ России и МВД Украины проведена комплексная операция по перекрытию каналов контрабандного поступления наркотиков и оружия из-за рубежа. Изъято около 100 кг наркотиков, 58 единиц огнестрельного и холодного оружия, большое количество боеприпасов, задержано незаконно ввозимых товаров на несколько миллиардов рублей.
В целях стабилизации криминогенной обстановки правоохранительными органами сопредельных государств проведено две оперативно-поисковых операции по маршруту следования поезда Душанбе — Москва. Разоблачены три организованные этнические преступные группировки, возбуждено 35 уголовных дел, дополнительно выявлено и взято на учет для дальнейшей оперативной отработки около двухсот правонарушителей.
Очевидно, что решение проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков, как свидетельствует анализ данных криминалистической характеристики этих преступлений, может быть найдено лишь в дальнейшей интеграции усилий нескольких государств.
9. Вымогательство, совершаемое транснациональными преступными группировками
Можно выделить ряд типов транснациональных преступных группировок, специализирующихся на вымогательстве в зависимости от способа совершения вымогательства, личности потерпевших и сфер преступной деятельности.
1. Вымогательство в отношении соотечественников, выезжающих за рубеж:
— вымогательство в отношении соотечественников,
занимающихся бизнесом в одной из стран СНГ (китайцы,
вьетнамцы, граждане Украины, России и Казахстана, вхо
дящие в преступные группировки, действующие за рубе
жом;
— вымогательство в отношении мелких торговцев, вы
езжающих за покупками за границу (контролируется
практически весь путь их передвижения, момент покупки
товаров и, как правило, при участии коррумпированных
таможенников, возвращение в страну пребывания);
— вымогательство в отношении беженцев, покинув
ших «горячие точки»;
— вымогательство в отношении крупных предприни
мателей из стран СНГ, осуществляющих сделки за грани
цей, особенно не вполне законные; в отношении таких
лиц преступными группировками ведется настоящая эко-
номическая разведка в том числе с использованием коррумпированных связей в правоохранительных органах в целях завладения выгодным направлением бизнеса, захвата имущества, вымогательство крупных сумм денег;
— сексуальная эксплуатация женщин, вывезенных под
различными предлогами за границу; так в середине 90-х го
дов совместно с полицией нравов Швейцарии была ликви
дирована преступная группа, в которую входили работники
балета одного из российских театров, вывозивших танцов
щиц в ночные клубы этой страны и постоянно облагавших
их «данью», а зачастую и избивавших девушек.
2. Организованное похищение автомобилей:
— организация угонов в странах Западной Европы
(часто в сговоре с «потерпевшим», получающим часть
суммы и страховку, заявление об угоне с опозданием, пе
регон нескольких автомашин через границу по одним и
тем же поддельным документам через пункты таможен
ного контроля, изготовление новых документов, номеров
и сбыт в различных странах СНГ;
— контроль за трассами перегонки купленных инома
рок в страны СНГ;
— контроль за маршрутами международных авто
транспортных перевозок с нападениями на водителей
или вымогательством денег или грузов, организация сбы
та похищенных грузов (иногда вместе с автомобилями)
через подставные фирмы.
10. Преступления против интеллектуальной собственности
Последние годы характеризуются появлением новых видов международных преступлений, которые, хотя и не принято относить к проявлениям организованной преступной деятельности, однако они, по существу, ими являются. Это касается, в частности, нарушений авторских прав, присвоения чужой интеллектуальной собственности. Дело в том, что участие в совершении преступлений целой группы лиц официально существующей государственной или коммерческой организации приобретает черты системной преступной деятельности с высоким уровнем организации (например, изготовление и распространение «пиратских» видеокассет и т. д. Поскольку в данном случае преступная деятельность распространяется на несколько стран, то и борьба с ней является совместной задачей правоохранительных органов нескольких стран. Здесь по сути должен быть применен весь комплекс следственных действий и оперативно-розыскных мероприя-
тий, аналогичный совместному расследованию организованной преступной деятельности.
Криминалистический анализ транснациональной организованной преступности показывает, что, во-первых, ее уровень постоянно возрастает и занимает все более заметное место в структуре национальной преступности прежде всего из-за недостаточно эффективной борьбы с нею; во-вторых, появление на территории СССР нескольких суверенных государств создало дополнительные трудности в борьбе с организованной преступностью, которая осталась единой, что требует совершенно новых методов взаимодействия между правоохранительными органами различных' стран и новой организации этой деятельности.
/ /. Антиквариат
Грандиозные масштабы в настоящее время приняли похищение и незаконный вывоз культурных ценностей за пределы стран СНГ. Правоохранительным органам удается задержать лишь небольшую их часть. Однако прогресс в этом направлении несомненен. Также в период с 3 по 6 августа 1998 года на территории Челябинской области силами служб УВД, ГУУР МВД России, Южно-Уральского УВДТ, Челябинской таможни, ФПС РФ, налоговой полиции и УВД Кустанайской области Казахстана, с целью профилактики и раскрытия преступных посягательств на культурные ценности, а также пресечения их незаконной торговли и контрабандного вывоза за пределы России и Казахстана подготовлен и проведен комплекс специальных мероприятий под условным наименованием «Антиквариат».
Во время проведения на территории Челябинской области операции «Антиквариат» на границе с Республикой Казахстан, на таможенном посту г. Троицк, были организованы группы заслона, группы поиска, группы разбора из числа сотрудников милиции, представителей таможни, Федеральной пограничной службы. Аналогичные группы по договоренности с силовыми структурами были организованы на территории Республики Казахстан.
В ходе операции «Антиквариат» в городе и области зарегистрировано 512 преступлений, при этом раскрыто 347 (из них 121 ранее совершенных), привлечено к уголовной ответственности 86 человек. Задержан 31 преступник, из числа находящихся в федеральном розыске. Раскрываемость по «горячим следам» составила 48,7%.
Глава II
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА В БОРЬБЕ
С ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫМИ ПРЕСТУПНЫМИ
СООБЩЕСТВАМИ
Основы организации международного сотрудничества в борьбе с транснациональными преступными сообществами
Организованная преступная деятельность в странах СНГ все более приобретает транснациональный, международный характер. Это проявляется, с одной стороны, в совершении организованными группами преступлений на территории нескольких государств, с другой — в совершении преступлений межгосударственного характера, (в частности, незаконного оборота наркотиков, фальшивомонетничества, захвата заложников, пиратства и т. п.). Эти особенности организованной преступности касаются как стран ближнего зарубежья (в рамках бывшего Советского Союза), так и других зарубежных государств.1
Резкое ухудшение условий жизни огромных масс людей, межнациональные конфликты в условиях открытых границ и сохраняющихся дружеских и родственных связей вызвало резкий рост миграции наиболее молодой и активной, а также социально необустроен-ной части населения, что резко ухудшило оперативную обстановку в основных центрах миграции и в приграничных регионах стран СНГ.
Огромное распространение в странах СНГ получили преступления, совершаемые иностранцами. В их числе сбыт поддельных загранпаспортов; незаконный въезд в Россию и Украину; нелегальное проживание; неправомерное использование кредитных карт и других международных платежных банковских документов. Выявлены факты установления иностранными гражданами преступных контактов с нашими гражданами в целях сбыта пользующегося спросом товара, обмена валюты по повышенному курсу и для совершения других, в том числе общеуголовных, преступлений.
' Цепелев В. Ф. Транснациональный аспект организованной преступности и некоторые проблемы борьбы с ней//Актуальные проблемы теории и практики борьбы с организованной преступностью в России: материалы научно-практ.Конфер.- (17- 18мая 1994года).- М, 1994. -С.87-90.
В последнее время проявились факты совершения преступлений организованными международными преступными группировками.1
В 1991 —1992 годах в среднем по России раскрывалось лишь 25% преступлений, связанных с иностранными гражданами. Все это свидетельствует о необходимости более активного и обстоятельного исследования особенностей организации расследования преступлений, совершаемых иностранцами и в отношении их.
При расследовании уголовных дел, связанных с иностранными гражданами, всегда необходимо учитывать, что они (подозреваемый, потерпевший, свидетель) в любой момент могут выехать из России. В связи с этим особую актуальность приобретают быстрота и оперативность действий следователя.
Следует учитывать также снятие имевшихся ранее ограничений по перемещению иностранных граждан по территории государства. Иначе говоря, следователю необходимо в течение дня, а порой и нескольких часов, по взаимодействию с органами дознания допросить свидетелей, потерпевших, подозреваемых, провести очные ставки, опознания, осмотры, а также иные следственные действия, связанные с участием иностранных граждан. В противном случае теряются источники доказательств, перспектива успешного расследования, а соответственно и судебного разбирательства по уголовному делу.2
К их числу относятся: получение необходимой информации о географическом положении, истории, политическом строе и обычаях страны иностранца, подбор и вызов переводчиков, решение вопроса об участии в производстве следственного действия консультантов или дипломатических представителей и других лиц, подбор соответствующих лиц для опознания.
Особенности рабочего этапа следственного действия с участием иностранных граждан проявляются в установлении психологического контакта (с участием переводчика), разъяснения важности и необходимости производства следственного действия, прав и обязанностей иностранца в предупреждении об ответственности по ст. 181, 182 УК РФ и т. д. Даже обозначенный и далеко не полный перечень проблем организации и
Григорьев П. В. Проблемы раскрытия и расследования преступлений, связанных с иностранными гражданами и совершаемых в сфере рыночных отношений // Выявление, раскрытие и расследование преступлений, характерных для рыночных социально-экономических отношений. - Тула: ВЮЗШ, 1993. - С. 41 - 44. 'Тамже.- С. 43- 44.
ПО
тактики расследования преступлений, связанных с иностранными гражданами, убеждает в необходимости их целевого исследования.
Эффективная борьба с организованными формами преступности, имеющими транснациональный аспект, возможна лишь при совместной, скоординированной деятельности правоохранительных органов всех заинтересованных государств, особенно в рамках СНГ. А это предполагает, во-первых, разработку согласованных программ борьбы с преступлениями международного характера и с организованной преступностью в целом; во-вторых, подготовку и подписание соответствующих соглашений (конвенций) о правовой помощи и сотрудничестве в борьбе с преступностью; в-третьих, создание межгосударственного, в особенности в рамках СНГ, координирующего органа, обеспечивающего взаимодействие правоохранительных органов этих стран. В этих целях должен быть подготовлен комментарий в Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам в части, касающейся вопросов сотрудничества по борьбе с преступностью. Подготовить рекомендации всех договоров, заключенных РФ в области борьбы с преступностью, вряд ли возможно, целесообразно и выполнимо.1
Кроме того, в целях координации деятельности правоохранительных органов России в области международного сотрудничества в борьбе с преступностью целесообразно создать единый для всех правоохранительных органов РФ управленческий центр (например, на базе межведомственной комиссии Совета Безопасности по борьбе с организованной преступностью и коррупцией), в функции которого входило бы организационное, информационно-аналитическое, методическое и иное обеспечение этой деятельности. Аналогичные меры принимаются и высшим руководством Республики Казахстан.
Сразу же после распада СССР обозначились новые проблемы, связанные прежде всего с резким ростом уровня транснациональной организованной преступности:
1. Вопросы экстрадиции, выдачи преступника, стороне, где совершено преступление, в том числе механизм экстрадиции. Что может явиться основанием для ареста лица, разыскиваемого Интерполом?! На каком уровне должен санкционироваться арест лии.а, выдача которого
1 Цепелев В. Ф. Транснациональный аспект организованной преступности и некоторые проблемы борьбы с ней//Актуальные проблемы теории и практики борьбы с организованной преступностью в России: материалы научно-практ.Конфер.(17- 18мая 1994года) - М., 1994. - С.87-89.
требуется? Имеют ли юридическую силу санкции на арест, переданные по каналам Интерпола, на территории, где разыскивается виновное лицо?
2. Пределы правовой силы документов процессуально
го характера, изданных за рубежом. Допустимость как
вида доказательства копий документов либо их самих, пе
реданных по каналам Интерпола.
3. Вопросы возвращения похищенного имущества за
рубеж и из-за рубежа, особенно в случаях, когда лицо,
приобретая на него права владения, не знало о «пре
ступном происхождении» данного имущества.
4. Не урегулирован механизм исполнения института
подобного «отдельным поручением». Было бы целесооб
разно обязать исполняющую сторону либо исполнить
«поручение», либо представить мотивированный отказ.
5. Вопросы о судимости. Следует ли считать лицо,
имеющим судимость, если оно осуждено за рубежом и
отбыло там наказание?1
Некоторые из указанных проблем получили разрешение в многочисленных двусторонних и многосторонних соглашениях, подписанных на различном уровне между странами СНГ. Однако в целом проблема еще далека от разрешения. Это отрицательно сказывается на эффективности деятельности правоохранительных органов всех государств Содружества.
Решение проблем взаимодействия между правоохранительными органами стран СНГ потребовало прежде всего формулирования основных принципов совместной деятельности. В качестве таковых рассматривались:
1) принцип отказа в сотрудничестве по преступлени
ям, не получившим международное признание;
2) принцип гуманности;
3) принцип уважения правовой системы, суверените
та и безопасности каждого государства;
4) принцип неотвратимости наказания.2
' Мамедов Э. Б. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью //Проблемы расследования преступлений в условиях формирования правового пространства СНГ и развития международного сотрудничества: Рабочие материалы научно-практической конференции — Санкт-Петербург, 1993.- С. 6-7.
2 Кузьмин С. В. Международное сотрудничество в области борьбы с преступностью: тенденции развития правовых институтов // Проблемы расследования преступлений в условиях формирования правового пространства СНГ и развития международного сотрудничества: рабочие материалы научно-практической конференции - Санкт-Петербург, 1993. - С. 80.
К этому необходимо добавить еще ряд принципов, соблюдение которых крайне важно для такой специфической деятельности как раскрытие и расследование преступлений, особенно тех, которые являются проявлением организованной преступной деятельности.
Принцип эффективности связан с реализацией функций правоохранительных органов с максимальной результативностью этой деятельности при минимальных затратах времени и сил.
Принцип быстроты реагирования обусловливается немедленным принятием мер к выполнению международных поручений, к выполнению совместных операций. К сожалению в настоящее время выполнения таких поручений следователям и оперативным работникам стран СНГ порой приходится ждать месяцами, в то время как неотложность является обязательным требованием, которое должно предъявляться к совместной деятельности. Следственные ситуации, связанные с контролируемыми поставками предметов, запрещенных к обороту, преследованием преступников по «горячим следам», изъятием следов и предметов преступного посягательства требуют максимальной быстроты и согласованности работников правоохранительных органов стран СНГ.
Указанный принцип должен получать реализацию в тексте международных соглашений, в некоторых из которых определяются предельный срок реагирования на международные поручения. В настоящее время связаться с зарубежными правоохранительными органами довольно трудно. Подобные контакты осуществляются лишь через центральные ведомства, что значительно замедляет расследование, поскольку увеличиваются периоды получения информации. Для сокращения времени этой операции в городах, областях и республиках, на территории которых большое количество деяний совершается иностранцами либо местными жителями в сговоре с иностранцами, необходимо создать специальные подразделения.
На первоначальном этапе это могут быть межрегиональные учреждения, специализирующиеся на борьбе с названными преступлениями. В них должна накапливаться информация об иностранцах, совершивших преступления на территории страны, их связях, способах осуществления криминального деяния, приемах поведения в процессе расследования, применяемых методах противодействия и т. д. Названные сведения должны поступать не только в процессе «внутреннего» расследования, но и от соответствующих органов стран, гражданами которых являются обвиняемые (подозреваемые), и даже тех государств, в которых они временно проживали.
Из
Работники практических и научно-исследовательских организаций стран Содружества обладают значительным объемом сведений, представляющих интерес для зарубежных коллег. Это прежде всего данные о предполагаемых перемещениях за границу членов организованных групп, предстоящих сделках и контактах за рубежом. При задержании наших граждан за границей полезной будет информация о свойствах их личности и преступном опыте, в частности об использовавшихся ими способах противодействия расследованию.
Наконец, может возникнуть необходимость проведения совместных тактических операций с участием представителей иностранных правоохранительных органов. Работники соответствующих учреждений, расположенных на приграничных территориях, имеют возможность непосредственно знакомиться с деятельностью иностранных коллег, процессуальными и тактическими особенностями их работы. Сотрудники иных подразделений такими возможностями не обладают.1
В проработке нуждаются вопросы процессуальных правил производства за границей следственных действий по уголовным делам, расследуемым в нашей стране. В настоящее время уже возникают трудности, связанные с оценкой доказательств, полученных и исследованных в зарубежных государствах в соответствии с действующим там законодательством. Такие ситуации усугубляются и тем, что в большинстве случаев ни следствие, ни суд не в состоянии проверить процедуру собирания подобных доказательств.