Этапы процесса ценообразования
Внешние факторы
1 Выявление факторов внешней среды, влияющих на уровень цен
2 Постановка целей ценообразования
3 Выбор метода ценообразования
4 Формирование ценовой стратегии предприятия
5 Разработка тактики ценообразования
6 Установление первоначальной цены на товар и услугу
7 Рыночная корректировка цены
8 Страхование цены от неблагоприятных внешних воздействий.
Самый общий вид процесса ценообразования, он не является неизменным, на любом из этапов под сильным воздействием определенных факторов цена может быть скорректирована. Значение и влияние на установление цен факторов внешней среды трудно переоценить, например конъюнктуры рынка, конкуренции, спроса.
Метод ценообразования может модифицироваться, т.к. на него будут оказывать влияние самые разные факторы: традиции ценообразования конкретной отрасли, поведение конкурентов, изменение методологии учета затрат и налогообложения и пр.
Рыночная корректировка цены, проводимая тогда, когда товар уже находится в процессе сбыта, так же оказывает свое влияние.
Существует целый ряд факторов, которые значительно влияют на процесс ценообразования на предприятии.
Потребители.Для того чтобы правильно оценивать предпочтения покупателей, необходимо обладать определенными знаниями об общих закономерностях и особенностях поведения покупателей на рынке, речь идет о психологических аспектах поведения покупателей: потребностях, мотивации при выборе товара и услуги, способах потребления, отношении к товарам и услугам, а также новшествам, чувствительности потребителя к ценам и качеству товаров и услуг. Кроме психологических существуют экономические аспекты поведения покупателей: покупательская способность, бюджетные ограничения и их связь с потребительскими предпочтениями.
Рыночная среда— сложное и многогранное понятие, она формируется под влиянием большого количества экономических, политических и других факторов. Основные модели рынка: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.
Цену на рынке контролирует само предприятие, группа предприятий, государство и рынок.
Участники каналов товародвижения в т.ч.
· прямые каналы — товары и услуги доставляются конечному потребителю без участия посредников;
· косвенные каналы — товары и услуги доставляются конечному потребителю с помощью одного или нескольких посредников;
· смешанные каналы — имеют особенности первых двух видов
каналов.
Государство и его влияние на ценообразование.Фиксация цен и основные способы фиксации цен:
Использование цен прейскурантов.
Прейскуранты цен на товары и услуги — это официальный сборник цен и тарифов, утверждаемый и издаваемый министерствами, ведомствами, государственными органами ценообразования. Цен прейскурантов, может быть — близко к 100% в условиях тотального контроля государства и незначительным, близким к нулю — в преимущественно рыночном способе ценообразования. Самое трудное — определить уровень, на котором должна быть зафиксирована цена в прейскуранте.
Установление монопольных цен
Цены предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке. фиксируются государство и решающим образом влияет на конкуренцию, обеспечение доступа на рынок. Государственное регулирование ограничивает свободу действий других участников рынка. По российскому законодательству предприятие занимает доминирующее (монопольное) положение, если его доля на рынке составляет от 35% до 65%;
Замораживание цен.
Используется в случае возникновения диспропорций в ценах или кризисных ситуаций в экономике и проводится исключительно в целях стабилизации положения, в краткосрочном периоде.
Установление предельного уровня цен(верхнего или нижнего лимита цен). Требуется введение фиксированных коэффициентов к прейскурантным ценам, использование предельных надбавок, регламентацию основных параметров формирования цен (порядок формирования издержек, максимальный размер прибыли, размер и структура налогов), установление максимального размера разового повышения цен, определение и регулирование цен на продукцию и услуги государственных предприятий.
Регулирование системы свободного ценообразования происходит за счет законодательного регламентирования ценообразовательной деятельности участников рынка и ограничения недобросовестной конкуренции, характеризуется запретами:
-запрета на демпинг — запрета на продажу товара ниже себестоимости его производства с целью устранения конкурентов.
-запрета на недобросовестную ценовую рекламу — подобная реклама создает у потребителей иллюзию снижения цен и имеет целью привлечение их внимания к товару;
-запрета на вертикальное фиксирование цен — запрет производителям диктовать свои цены посредникам, оптовой и розничной торговле;
-запрета на горизонтальное фиксирование цен — запрет на соглашение нескольких производителей о поддержании цен на продукцию на определенном уровне.