Использование системы национальных
Счетов в макроэкономическом анализе
И прогнозировании
Как было отмечено выше, одним из наиболее важных направлений экономического анализа на основе данных СНС является изучение темпов экономического роста и колебаний экономической конъюнктуры. Темпы экономического роста, анализируемые на основе данных о динамике объема ВВП в постоянных ценах, как правило, зависят от изменений экономического потенциала страны вследствие наращивания инвестиций. Колебания экономической конъюнктуры обычно рассматриваются как изменения объема ВВП в краткосрочной перспективе вследствие изменений уровня использования существующих основных фондов. Показатели темпов экономического роста используются для анализа общих тенденций экономического развития страны за тот или иной период, оценки эффективности проводимой экономической политики. Например, данные о темпах экономического роста в странах СНГ, приведенные в табл. 6.1, позволяют судить о глубине экономического спада, произошедшего в странах СНГ за годы экономических реформ.
Таблица 6.1
Индексы физического объема ВВП стран СНГ за 1992—1998 гг.
(в постоянных ценах, в процентах к предыдущему году)
1992г. | 1995г. | 1996г. | 1997г. | 1998 г. | |
Азербайджан | 77,4 | 88,2 | 101,3 | 105,8 | 110,0 |
Армения | 58,2 | 106,9 | 105,9 | 103,1 | 107,2 |
Беларусь | 90,4 | 89,6 | 102,8 | 111,4 | 108,3 |
Грузия | 55,1 | 102,6 | 111,2 | 111,3 | 102,9 |
Казахстан | 94,7 | 91,8 | 100,5 | 101,7 | 97,5 |
Кыргызстан | 86,1 | 94,6 | 107,1 | 109,9 | 101,8 |
Молдова | 71,0 | 98,1 | 94,1 | 101,6 | 91,4 |
Россия | 85,5 | 95,9 | 96,5 | 100,8 | 95,4 |
Таджикистан | … | 87,6 | 83,3 | 101,7 | 105,3 |
Туркменистан | … | …. | … | … | … |
Узбекистан | 88,9 | 99,1 | 107,1 | 105,2 | 104,4 |
Украина | 90,1 | 87,8 | 90,0 | 97,0 | 98,3 |
В среднем по СНГ | 86,1 | 94,7 | 96,6 | 101,0 | 96,6 |
Вместе с тем на основе данных табл. 6.1 можно сделать вывод, что начиная с 1995 г. во многих странах СНГ падение объемов ВВП замедлилось, а в некоторых из них отмечался его рост в реальном выражении. Анализ зависимости темпов экономического роста от других переменных показывает, что высокие темпы роста экономики, как правило, обеспечиваются при низких темпах инфляции, высокой доле в объеме ВВП сбережений и инвестиций, относительно низкой доле в объеме ВВП расходов государственного управления, а также при относительно открытом характере экономики, что позволяет привлекать иностранные инвестиции, внедрять современные технологии, а также стимулирует конкуренцию отечественных производителей с зарубежными.
Другим важным направлением экономического анализа, основанным на данных СНС, является изучение отраслевой структуры экономики, а также ее изменений за тот или иной период. В табл. 6.2 приведены данные об отраслевой структуре ВВП России за 1991 — 1998 гг.
Как видно из табл. 6.2, за годы реформ в отраслевой структуре ВВП России произошли значительные изменения. Прежде всего это выразилось в значительном увеличении доли услуг. Так, если в 1991 г. доля услуг в объеме ВВП составляла 37,3%, то в 1998 г. она достигла 57,3%. Однако следует отметить, что приведенные в табл. 6.2 данные об отраслевой структуре ВВП получены на основе оценки показателей в текущих ценах, и поэтому они отражают влияние как изменений цен, так и изменений физического объема производимых товаров и услуг.
Таблица 6.2
ВВП России по отраслям за 1991—1998 годы
(в текущих ценах, в процентах)
1991 г. | 1992 г. | 1995г. | 1996 г. | 1997г. | 1998г. | |
Промышленность | 39,3 | 35,0 | 31,4 | 30,7 | 28,6 | 28,1 |
Сельское хозяйство | 14,0 | 7,2 | 8,1 | 7,6 | 7,1 | 6,5 |
Строительство | 9,4 | 6,3 | 8,8 | 8,2 | 7,8 | 7,1 |
Транспорт и связь | 7,4 | 7,4 | 11,5 | 13,5 | 12,2 | 11,9 |
Торговля | 12,3 | 29,0 | 18,5 | 15,9 | 16,6 | 19,3 |
Финансы, страхование, недвижимое имущество | 7,6 | 6,9 | 8,8 | 9,4 | 13,4 | 12,5 |
Здравоохранение, образование, культура | 7,6 | 6,1 | 7,8 | 8,9 | 8,8 | 9,0 |
Управление | 2,4 | 2,1 | 5,1 | 5,8 | 5,5 | 5,6 |
Итого |
Важным направлением анализа данных СНС для формирования макроэкономической политики страны является изучение структуры использования ВВП на конечное потребление, валовое накопление, чистый экспорт. В контексте этого анализа устанавливается также структура потребительских расходов домашних хозяйств (например, доля расходов на покупку продовольственных товаров), доля ВВП, расходуемого на оборону, управление, здравоохранение, образование и научно-исследовательские работы. Данные о структуре использования ВВП России за последние 8 лет свидетельствуют о тенденции к снижению доли валового накопления и, в частности, валового накопления основного капитала. Так, например, если в 1991 г. доля валового накопления в ВВП России составляла 36,1%, то в 1998г. она снизилась до 18,2%. Важным элементом в структуре ВВП являются расходы домашних хозяйств на конечное потребление. Одновременно они образуют важную часть располагаемых доходов населения — одного из наиболее важных показателей уровня жизни населения. В начале 90-х гг. в России и во многих других странах СНГ инфляция опережала рост номинальных располагаемых доходов населения, и, таким образом, произошло существенное снижение уровня жизни во всех странах СНГ. Например, в России реальные располагаемые доходы населения в расчете на душу населения сократились в 1998 г. по сравнению с 1991 г. на 50%. По сравнению с 1991 г. в структуре потребительских расходов домашних хозяйств во всех странах СНГ в последние годы резко повысилась доля расходов на продукты питания. Как известно, доля расходов на питание является одним из общепризнанных показателей уровня жизни населения. Например, в наиболее развитых в экономическом отношении странах она составляет около 30%, тогда как во многих странах СН Г она достигает 50—70%.
Наиболее общими показателями уровня жизни, разрабатываемыми в рамках СНС, являются показатели фактического конечного потребления домашних хозяйств и скорректированного располагаемого дохода, которые включают социальные трансферты в натуральной форме, т. е. стоимость бесплатных услуг в области образования, здравоохранения, социального обеспечения и т. д., предоставляемых домашним хозяйствам учреждениями государственного управления и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства. Динамика фактического конечного потребления домашних хозяйств в России и многих других странах СНГ была в последние годы ниже динамики расходов населения на конечное потребление. Это объясняется тем, что в условиях общей коммерциализации экономики доля бесплатных услуг снижается.
Процессы распределения доходов изучаются в СНС с помощью ряда показателей (первичные доходы, трансферты и т. д.), регистрируемых в счетах распределения и перераспределения доходов. В связи с этим большой интерес представляют показатели, характеризующие роль государства в процессах перераспределения доходов. О масштабах перераспределительных процессов посредством государственного вмешательства свидетельствует показатель, характеризующий отношение доходной части государственного бюджета к ВВП. Поскольку бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, показатели отражают разные механизмы перераспределения финансовых ресурсов вертикального и горизонтального характера (между секторами экономики, отраслями и территориями).
Одной из важнейших характеристик эффективности государственного управления являются масштабы дефицита государственного бюджета, определяемые как соотношение размера дефицита и ВВП. В системе международных экономических отношений Европейского Союза установлен предельный размер дефицита по сравнению с ВВП (в настоящее время около 3%), дающий право странам стать членами Валютного союза. Выдача кредитов международными финансовыми организациями странам с переходной экономикой также обусловлена требованием жесткого контроля над размером дефицита государственного бюджета.
В Российской Федерации бюджет был наиболее дефицитным в 1994 г. (10,3%), в 1995г. его уровень снизился до 3,1%, однако в 1996 г. вновь увеличился до 4,3%, в 1997 г. — до 5,0%, а в 1998 г. — снизился до 3,6%. Во ; многих развитых странах дефицит государственного бюджета по отношению к ВВП составляет около 2—4% (например, в Японии, ФРГ, Канаде, Франции, США). В 1998 г. в странах СНГ дефицит государственного бюджета не превышал 3% только в Армении, Кыргызстане, Молдове и Украине.
Определение налогового бремени на основные группы производителей — важное направление экономического анализа на основе данных СНС. В СНС предусмотрены четкие правила регистрации налоговых платежей, даны различия между налогами на производство и импорт, с одной стороны, и налогами надоходы и имущество, с другой. Производители товаров и услуг платят и те и другие налоги, и поэтому важно определить величину налогового бремени, соотнеся ее с ВВП.
Соотношение темпов роста денежной массы и инфляции по сравнению с динамикой физического объема производства характеризует скорость обращения денежной массы. Так, по предварительным данным, за 1998 г. в Российской Федерации динамика денежного агрегата М2 отста-•вала на 28 процентных пунктов от темпов инфляции. Это в свою очередь в условиях сокращения объема производства ВВП (на 4,6%) означало увеличение скорости обращения рублевой массы приблизительно на 20%. Как считают некоторые эксперты, снижение скорости обращения денег, обусловленное ростом доверия к национальной валюте, позволяет увеличивать эмиссию денег без повышения инфляции.
Интенсивность инфляции измеряется посредством индексов-дефляторов ВВП и отдельных его составляющих. Для России индекс—дефлятор ВВП в 1998 г. по сравнению с 1990 г. увеличился в 7233 раза. Для измерения инфляционных процессов более широко применяется индекс потребительских цен, в значительной мере предопределяющий размеры дефлятора ВВП. •
Важным направлением макроэкономического анализа является изу-. чение производительности труда в экономике и влияния ее динамики на изменения в структуре экономики. В статистике известны два обобщающих показателя производительности: показатель производительности труда и показатель общей (факторной) производительности. Показатель производительности труда представляет собой отношение выпуска продукции к затратам живого труда, в качестве которых могут быть использованы показатель численности занятых в производстве, число отработанных человеко-часов или другие аналогичные показатели, например, динамика фонда оплаты труда в сопоставимых ставках оплаты. Показатель общей (факторной) производительности характеризует отношение выпуска продукции к совокупным затратам труда и капитала. На практике во многих странах статистические органы, как правило, ограничиваются исчислением и публикацией показателя производительности живого труда. При определении производительности труда приходится решать теоретико-методологические проблемы. Одна из них возникает при измерении динамики физического объема технологически емких продуктов, технико-экономические параметры которых быстро изменяются во времени. Например, в результате технического прогресса в течение относительно короткого периода радикально изменились технические возможности компьютеров и снизились цены на них. Однако расчет индексов цен, которыми можно было бы воспользоваться для дефлятирования стоимости произведенных компьютеров с целью исчисления индексов физического объема, сопряжен с большими трудностями, так как технико-экономические параметры компьютеров претерпели значительные изменения. Отметим, что расчет индексов цен предполагает, что цены в двух периодах относятся к одним и тем же товарам.
Другая проблема в этой области связана с измерением динамики выпуска нерыночных услуг, оказываемых учреждениями государственного управления. Дело в том, что выпуск в этих отраслях условно принимается равным сумме текущих затрат на производство. Поэтому динамика выпуска приравнивается к динамике затрат. При таком подходе удовлетворительные результаты бывают только при условии, если производительность труда в этих отраслях существенно не изменяется. Однако такое условное допущение может привести к искажению результатов расчетов.
В некоторых случаях для измерения динамики выпуска в этих отраслях применяются показатели, характеризующие выпуск в натуральных измерителях (например, число лиц, получивших образование, число пациентов и т. д.).
Для исчисления показателя общей (факторной) производительности труда требуется также соизмерение затрат труда и капитала. При решении этой задачи для взвешивания можно применять доли оплаты труда и прибыли в ВВП. Следовательно, индекс общей производительности труда можно определить по формуле:
,
где Iq — индекс физического объема ВВП;
Iw — индекс затрат труда;
Ik — индекс затрат капитала;
Dw — доля оплаты труда в ВВП;
Dk— доля прибыли в ВВП.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается отличие СНС от бухгалтерского учета?
2. Перечислите основные агрегаты СНС и охарактеризуйте взаимосвязь между ними.
3. В чем состоит отличие между ВВП и ВИД?
4. В чем заключается различие между сбережением и приростом денежной наличности и депозитов?
5. Опишите классификацию хозяйствующих субъектов по секторам и отраслям.
6. Назовите основные группы счетов СНС.
7. Каковы основные принципы оценки показателей СНС?
8. Что такое валовая добавленная стоимость?
9. Как измеряются основные показатели СНС на валовой и чистой основе?
10. Дайте определение показателя «чистое кредитование/чистое заимствование».
Литература
1. Система национальных счетов. Издание ООН, 1993.
2. Европейская система интегрированных экономических счетов/Пер, с англ. — М.: Экономика, 1992.
3. Система национальных счетов — инструмент макроэкономического анализа: Учеб. пособие/Под ред. Ю.Н.Иванова. — М.: Финстатинформ, 1996.
4. Хи кс Дж. Стоимость и капитал. — М.: Прогресс, 1993.
5. Липпе П. Экономическая статистика/Пер, с нем. — Германия, Изд-во ФСУ ФРГ.
б.Студенский П. Доход нации. — М.: Статистика, 1992.
7. Пономарей ко А.Н. Что означает статистический термин «теневая экономика» и как она отражается в национальных счетах//Вопросы статистики. 1995. №6.
8. European System of Account, ESA 1995, Eurostat, December 1995.
9. Национальные счета России в 1991—1998 гг. — М.: Госкомстат России, 1999.