Тенденции развития автомобильной промышленности в Украине.
Автомобилестроение в Украине, как и во всем бывшем Союзе, никогда не было развито на должном уровне. Это касается, прежде всего, качества и ассортимента продукции, что в условиях общего экономического кризиса привело к значительному упадку отрасли. В автомобилестроении нашей страны сложилась четкая специализация предприятий на выпуск отдельных типов машин. Возникнув в силу особенностей своего размещения в промышленно развитых районах Украины, где имелись наиболее благоприятные условия для организации внутренней и межотраслевой кооперации, автомобилестроение сейчас начало развиваться и в новых экономических районах.
Как известно, в бывшем Советском Союзе производство автотранспортных средств располагалось неравномерно (часть автозаводов и заводов по выпуску комплектующих изделий находилась в России). Однако почти каждая бывшая республика СССР имела (и сохранила) монопольное производство какого-либо изделия. Так, Украина - единственный производитель средних городских, всех видов туристских и междугородных автобусов, большегрузных лесовозов, трубовозы и многоцелевых автомобилей, автопогрузчиков грузоподъемностью 5 т и выше, а также легковых малолитражных автомобилей первой группы (типа "Таврия").
Автомобильная промышленность производит около 60 миллионов легковых и грузовых машин в год, в ней заняты миллионы людей по всему миру. В развитых странах она обеспечивает около 10% ВВП. Автомобиль – это предмет массового производства, массового маркетинга и массового потребления. Наличие в стране собственного автомобильного производства является не только важнейшей составляющей ее статуса на международной арене, но и непосредственно двигателем развития экономики страны в целом. Автомобильная промышленность – это одна из базовых отраслей в стране, и если это собственное производство, а не сборка, то на нее работают в стране до 900 предприятий. Мировой опыт показывает, что автомобилестроение представляет собой весьма прибыльную отрасль и характеризуется высокими доходами производителей, большим количеством созданных рабочих мест и мощным влиянием на развитие других отраслей экономики: металлургическую, нефтехимическую, электронную промышленность и др.
Автомобилестроение - одно из наиболее науко-, капитало- и трудоемких производств. Для его развития необходимы большие объемы инвестиций, передовые инженерные разработки и наем квалифицированного инженерного корпуса. При благоприятных условиях автомобильная промышленность увеличивает количество рабочих мест. В ряде стран эта отрасль субсидируется, протежируется и активно лоббируется государством по активному продвижению на мировом рынке автомарок национального производства или сборки.
Сегодня автомобильная промышленность Украины не является базовой отраслью экономики страны, которая до кризиса давала 4% ВВП. В тот период доходы от автопрома в бюджеты разных уровней составляли 7 млрд. грн., сегодня доля автопрома в ВВП сократилась, а соответственно и отчисления в бюджеты снизились. Автомобильная промышленность Украины может производить все типы транспортных средств: легковые автомобили ("АвтоЗАЗ"), грузовики, спецавтомобили, военную автомобильную технику ("АвтоКрАЗ"), городские и магистральные автобусы ("ЛАЗ"), автомобили повышенной проходимости ("ЛуАЗ").
Развитие собственной автомобильной промышленности - один из вариантов развития экономики страны. Успешное развитие автомобилестроения в Украине (включая выпуск иностранных моделей) возможно лишь при наличии собственных автозаводов. Другие способы развития автомобильной отрасли (импорт, создание сетей СТО, крупноузловая сборка) являются малоэффективными. Путь европейских стран на авторынке представлял собой своеобразную эволюцию «от крупноузловой до мелкоузловой сборки и полномасштабного производства», но при этом европейские страны всегда начинали с модернизации старых заводов и усовершенствования существующего модельного ряда.
Сейчас для выживания отрасли необходима государственная политика поддержки автомобильной промышленности. В первую очередь необходимо вернуть на рынок потребительское кредитование с учетом нынешних реалий, в данный момент в Украине можно взять кредит под 30%, в то время как в Европе – под 2 - 4%. Также должны появиться муниципальные транспортные компании, закупающие украинскую технику. Кроме того, пора уделять внимание и подготовке кадров. Сегодня уже нет специалистов для работы в автопроме.
Чтобы стать равноправным и конкурентоспособным производителем автомобилей, необходимо создать не только производство автомобилей, но и современных комплектующих, на данный момент в Украине нет ни одной вертикально интегрированной компании. Перспективы украинского автопрома сегодня - продолжение сборки корейских, российских, немецких, чешских и, китайских автомобилей, при условии высоких заградительных пошлин на импорт новых, а в дальнейшем - организация их полномасштабного производства с дальнейшей разработкой собственного конкурентоспособного автомобиля.