Определение рыночной структуры и рыночной власти
Рынок представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков и имеет собственную структуру.
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение,порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Классификация структуры рынка:
1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений:
– рынок товаров и услуг;
– рынок средств производства;
– рынок труда;
– рынок инвестиций;
– финансовый рынок;
2) по географическому положению:
– местный рынок;
– региональный рынок;
– национальный рынок;
– мировой рынок;
3) по степени ограничения конкуренции:
– монополистический рынок;
– олигополистический рынок;
– рынок монополистической конкуренции;
– рынок совершенной конкуренции;
4) по отраслям:
– автомобильный рынок;
– компьютерный рынок;
– текстильный рынок;
– рынок сельхозпродукции;
5) по характеру продаж:
– оптовый рынок;
– розничный рынок.
Некоторые из выделенных рынков также неоднородны и имеют собственную структуру. Так, товарный рынок включает в себя потребительский рынок (рынок предметов первой необходимости, рынок товаров длительного пользования и т.д.), рынок инвестиционных товаров (товаров производственного назначения) и рынок информации.
Не менее многолик и разнообразен финансовый рынок, где предметом купли-продажи выступают деньги, предоставляемые в пользование в различных формах. Финансовый рынок состоит из рынка инвестиций (долгосрочных вложений капиталов), рынка кредитов и ссуд, рынка ценных бумаг (первичного, связанного с эмиссией ценных бумаг, и вторичного, предназначенного для их перераспределения), денежного (национальной денежной единицы) и валютного рынков. Развитый рынок требует и развитой инфраструктуры.
Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара.
Одним из проявлений рыночной власти является монополия.
Монополия – это исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.
Монопольные предприятия – это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой. Монополистическая деятельность осуществляется на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения прибылей.
Главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР
Наличие развитой рыночной структуры является обязательным условием нормального функционирования рыночной экономики страны.
Рынок имеет сложную структуру, и рыночные отношения происходят на рынках различного типа.
На рынке потребительских товаров выступают товары повседневного спроса (еда, одежда). Покупателями выступают домохозяйства, продавцами -предприятия.
На рынке земли осуществляется торговля земельными участками, жилыми и нежилыми зданиями. Под землей как ресурсом понимается не только сама земля, но и природные богатства, находящиеся на земле и в ее недрах.
На рынке труда покупатели предлагают рабочие места, а продавцы – рабочую силу. Спрос и предложение на рынке рабочей силы во многом зависят от цены на предлагаемый товар. Здесь действует закон спроса и закон предложения. Доходы от трудовой деятельности составляют 80% национального дохода.
Рынок капитала существует в двух формах: денежной и вещественной (инвестиционный продукт). Под рынком капитала понимают инвестиционные средства в денежной форме, которые впоследствии могут быть использованы для приобретения инвестиционных товаров. Спрос и предложение на капитал проявляются и на кредитно-финансовых рынках.
Рынок потребительских товаров в настоящее время представлен широким ассортиментом, насыщен товарами. Проблема дефицита, очередей, талонов ушла в прошлое. Магазины приобрели оригинальный дизайн, увеличилось рабочее время. Все это свидетельствует о зрелости рынка потребительских товаров.
Недостатки рыночных структур. К недостаткам можно отнести преобладание импортных товаров. Это ведет к экономической зависимости страны. Девальвация рубля в 1998 г. увеличила цены на все импортные продукты.
Рынок инвестиционных товаров находится в сложном положении. Часть сырьевых ресурсов экспортировали за границу. В условиях экономического кризиса очень низок спрос на инвестиционные товары. А в той части, в которой он существует, спрос направлен в первую очередь на импортные товары.
На рынке недвижимости активно продаются (арендуются) помещения. Земельные участки пока практически не могут быть объектом купли-продажи. В этой отрасли распространение получила аренда производственных, жилых, офисных помещений.
На рынке труда серьезный перекос происходит со стороны спроса и со стороны предложения. Перестройка экономики требует изменений в занятости населения. Закрытие шахт, массовый уход в отставку военных требует масштабной переквалификации рабочей силы. Этот процесс претерпевает трудности из-за слабой мобильности рабочей силы. Люди, оставшиеся без работы где-нибудь на Севере, зачастую не имеют возможности вернуться в центральные районы страны. Проблемой является отсутствие информации о предлагаемых вакансиях.
Конкуренция – неотъемлемое условие развития рыночных структур. Ее признаки выражаются в том, что рынок:
1) не монополизирован государством или частной компанией;
2) юридически подкреплен законом, охраняющим права частной собственности;
3) предполагает многообразие форм собственности, где наряду с государственными функционируют частные и акционерные предприятия.
ВАРИАНТЫ РАВНОВЕСИЯ ФИРМЫ В КРАТКОСРОЧНОМ И ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ
Равновесие означает такое состояние рынка, которое при определенной цене характеризуется равновесием спроса и предложения.