Налоги и налоговая система. Виды и принципы налогообложения. Кривая Лаффера
Основным источником доходов государства являются налоги.
Налоги – это обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей; это изъятие в пользу государства заранее определенной и установленной в законодательном порядке части дохода хозяйствующего субъекта.
Налоги многофункциональны. Они выполняют следующие функции:
1. Фискальная функция, посредством которой формируются доходы государства, необходимые для финансирования его расходов.
2. Регулирующая функция, направленная на государственное регулирование экономики и достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Налоги в этом качестве могут играть как поощрительную, стимулирующую роль, так и ограничительную, сдерживающую.
3. Распределительная (социальная) функция состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения, т.е. происходит перераспределение средств социально незащищенным слоям населения за счет перенесения налогового бремени на высокодоходные категории населения.
4. Контрольная функция, позволяющая государству через налоги осуществлять контроль финансово-хозяйственной деятельности организаций и граждан, а также источников доходов и расходов.
Назначение и роль налогов в экономике определяют основные принципы налогообложения.
Налогообложение – это система распределения доходов между юридическими и физическими лицами и государством; это способ регулирования доходов и источников пополнения государственных средств.
Принципы налогообложения едины для любой страны и заключаются в следующем:
· уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов;
· налогообложение доходов должно носить однократный характер;
· обязательность уплаты налогов;
· простота, доступность и удобство системы и процедуры взимания налогов для налогоплательщиков, а также экономичность взимания налогов для учреждений, собирающих налоги;
· гибкость и адаптируемость налоговой системы к меняющимся социально-политическим условиям. Она должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.
Практические принципы налогообложения реализуются путем формирования соответствующих правил взимания налогов, которые находят отражение в налоговой системе страны.
Налоговая система – это совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин), а также свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения и систему государственных налоговых органов.
Налоговая система базируется на законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные элементы налога. К ним относятся:
· объект налога, т.е. доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество и т.д.).
· субъект налога, или налогоплательщик, т.е. лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог; им может быть юридическое или физическое лицо.
· источник налога – это доход, за счет которого уплачивается налог.
· ставка налога – это величина налога на единицу обложения. Ставка может быть твердая (устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения) или долевая (устанавливается в процентах к объекту обложения).Различают среднюю и предельную налоговые ставки. Первая характеризует долю налога в доходе, вторая - прирост налога по отношению к приросту дохода.
· налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога;
· срок уплаты налога – срок, в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, независимо от вины налогоплательщика, взимается штраф или пени в зависимости от просроченного срока.
Классификация налогов может осуществляться по следующим признакам:
I. По признаку соотношения между ставкой налога и доходом налоги делятся на:
· прогрессивный, при котором средняя ставка повышается по мере возрастания дохода;
· регрессивный, при котором средняя ставка понижается по мере возрастания дохода;
· пропорциональный, при котором средняя ставка остается неизменной, независимо от размера дохода.
II. По способу взимания различают:
· прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества хозяйствующих субъектов и не могут быть легко переложены теми, кто по закону выплачивает налог государству, на других субъектов (подоходный налог, налог на прибыль, налог на недвижимость, налог с наследства и дарений и т. п.);
· косвенные налоги, которые устанавливаются в виде надбавок к цене товара или тарифов на услуги.Они взимаются фактически с потребителя, хотя плательщиком налога государству выступает торговое или производственное предприятие (налог на добавленную стоимость; акцизы – налоги, включаемые в цену товаров массового потребления: соль, табак, спиртные напитки; таможенные пошлины; налог с продаж и др.).
III. По субъекту – налогоплательщику налоги делятся на:
· налог с физических лиц (подоходный налог, налог на имущество, курортный сбор, налог на дарение);
· налог с предприятий и организаций (налог на прибыль, НДС, акцизы, налог на имущество предприятий и организаций);
· смешанные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (госпошлина, налог с владельцев транспортных средств, таможенные пошлины).
IV. По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги различают:
· федеральные (общегосударственные) налоги (подоходный налог, налог на прибыль, таможенные пошлины и др.);
· региональные налоги (налог на имущество предприятий, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц);
· местные налоги (земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на право торговли и др.).
В ПМР выделяются республиканские и местные налоги.
V. По целевой направленности налоги делятся на:
· общие (абстрактные) – вводятся государством для формирования бюджета в целом;
· специальные (целевые) – вводятся для финансирования конкретного направления затрат государства (сборы на содержание милиции, налоги на нужды общеобразовательных учреждений).
VI. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж:
· закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд;
· регулирующие (разноуровневые) налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, согласно бюджетному законодательству (налог на прибыль с предприятий и организаций; подоходный налог с физических лиц).
Налоги могут взиматься следующими способами:
1. Кадастровый – (от слова кадастр – таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог с владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, независимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.
2. На основе декларации. Декларация – документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.
3. У источника. Налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы, из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.
Вопрос о том, каким быть налогу (высоким или низким), - предмет постоянных дискуссий экономистов. Государственное вмешательство в экономику всегда связано с повышением налогов, ослабление вмешательства – с их снижением. Главный вопрос в том, как то и другое влияет на экономику.
Американский экономист А. Лаффер доказал, что при ставке подоходного налога выше определенного уровня резко снижается деловая активность, ибо предпринимательская деятельность становится невыгодной. А более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, принятию деловых рисков, расширению национального производства и дохода. В результате расширяется налоговая база, которая сможет поддержать налоговые поступления на высоком уровне даже при том, что ставки налога будут ниже. Связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями получила название кривая Лаффера (рис.2).
Рис. 2. Кривая Лаффера
Если налоговая ставка равна нулю (точка 0), то государство ничего не получит. Если налоговая ставка rb = 100%, то никто не будет заинтересован работать и государство тоже ничего не получит. При какой-то ставке (скажем, ra = 50%) сумма, взимаемая государством в виде подоходного налога, достигнет максимума Ta (точка А). Попытки повысить налоговые ставки приведут к снижению Tb (точка В).
Кривая Лаффера наглядно иллюстрирует, что ставка налога не должна превышать 50%. Исходя из этого можно сделать вывод, что при низких налоговых ставках, не отягощающих работу предприятия, они будут приносить высокий налогооблагаемый доход в бюджет. По мере роста ставки налога снизятся доходы предприятий, а с ними и налоговые поступления в бюджет. Поэтому для обеспечения необходимыми поступлениями государственный бюджет государству следует не увеличивать налоговые ставки, а содействовать предпринимателям в расширении существующих и создании новых производств, чего можно достичь, например, посредством предоставления предпринимателям налоговых льгот и отсрочек по налоговым платежам.
Вместе с тем, налоговое законодательство предусматривает различного рода санкции (от штрафов различных размеров до уголовной ответственности) за нарушения в сфере налогообложения: уклонения от уплаты налогов, просрочка налоговых платежей, включение в налоговую декларацию ложных сведений.