Раздел II Индустриальная экономика 8 страница
В новых штатах Запада началось развитие высокоинтенсивного животноводства. Из Англии были ввезены улучшенные породы рогатого скота, из Испании — длинношерстные овцы (мериносы) и т.д. Успешное развитие зернового производства и животноводства в зоне колонизации привело к необходимости перестройки аграрного сектора северо-восточных штатов. Производители сельскохозяйственных продуктов этого региона, не располагавшие крупными участками, не выдерживали конкуренции с колонистами Северо-Запада, поставлявшими дешевые качественные зерновые и мясные товары. Перестройка заключалась в постепенном переходе от экстенсивного хозяйства к интенсивному с ориентацией на производство молочной продукции, выращивание овощей, промышленное садоводство. Сельское хозяйство Северо-Востока приспосабливалось к потребностям быстрорастущих индустриальных центров. Развитие железнодорожной транспортной сети способствовало процессу отраслевой специализации этих районов США.
Произошли сдвиги и в отраслевой специализации южных штатов. В колониальную эпоху они являлись главными производителями табака, риса, индиго. К концу XVIII в. табачные плантации стали нерентабельны, поскольку хищническая эксплуатация земель в Виргинии вызвала их истощение. В результате Войны за независимость были потеряны английские рынки риса. В то же время по мере развертывания промышленной революции на европейском континенте и в самих США резко возрос спрос на хлопок. Под воздействием этого фактора в первой половине XIX в. за счет освоения новых территорий Юга и Юго-Запада в невиданных масштабах расширялись посевные площади под хлопок, превращавшиеся в главный продукт специализации этих штатов. Если в 1791 г. они давали лишь 0,4% мирового производства хлопка-сырца, то в 1831 г. — 49,6%, а в 1860 г. — уже 66%. Основная масса американского хлопка поглощалась европейским, прежде всего английским, рынком. После 1815 г. начался рост его внутреннего потребления. К 1860 г. четвертая часть производимого в стране хлопка перерабатывалась американскими предприятиями.
Таким образом, в первой половине XIX в. сельское хозяйство США достигло внушительных успехов, выражавшихся в значительном росте аграрной продукции, глубоких сдвигах в отраслевой структуре, коренном изменении технической базы. Оно быстро перестраивалось в соответствии с требованиями индустриального сектора, городского населения, мирового рынка. На пути дальнейшего прогресса в сельском хозяйстве стояли противоречия, обусловленные противоположными формами его организации в отдельных районах страны. Если на Северо-Востоке и Северо- Западе быстрыми темпами развивалось свободное фермерское хозяйство, то для южных штатов это был период расцвета плантаторской рабовладельческой системы.
К 1860 г. в США насчитывалось 2044 тыс. фермерских хозяйств. Уже к 20-м гг. XIX в. фермеры стали основными производителями аграрной продукции в стране. Подавляющая их часть вела хозяйство на собственной земле. Их земельная обеспеченность (особенно в зоне колонизации) была значительно выше, чем в Европе. В середине XIX в. заметную роль стали играть арендаторы. На Среднем Западе их доля среди землевладельцев доходила до 20%. Хозяйства зажиточных фермеров, как правило, имели товарный характер. Именно в них активно использовалась сельскохозяйственная техника, применялся наемный труд. Рынок рабочей силы для капиталистически организованного аграрного сектора формировался за счет иммигрантов, а также разорявшихся фермеров.
Развитие аграрной экономики Юга базировалось на массовом применении труда рабов-негров. Несмотря на запрет их ввоза (с 1808), повышение на них цен (в конце XVIII в. раб стоил менее 300 долл., накануне Гражданской войны — 1800 долл.), численность рабов постоянно росла. С конца XVIII в. она увеличилась почти в шесть раз (с 750 тыс. до 4,4 млн). Рабы составляли 12% населения США. Если 71,3% всех рабовладельцев использовали в своих хозяйствах не более 10 рабов, то количество плантаторов, владевших сотней и более рабов, было крайне ничтожно — 0,45% всех рабовладельцев. Однако именно эта группа представляла экономическую и политическую силу, определяла характер связей с другими штатами и мировым рынком. Плантационное хозяйство, оставаясь рабовладельческим по своей организационной форме, превращалось, с одной стороны, в поставщика сельскохозяйственного сырья, прежде всего хлопка, для капиталистически развивавшейся промышленности Севера США и европейских государств, с другой — в рынок сбыта индустриальных товаров, прежде всего иностранных. Таким образом, плантационная рабовладельческая система к середине XIX в. оказалась втянутой в орбиту как мирового капиталистического хозяйства, так и в процесс становления промышленного капитализма в самих США.
Развитие торговли, денежной и кредитной систем. Промышленный переворот, прогресс в сельском хозяйстве, усовершенствование транспортной сети, создание принципиально новых видов транспорта сопровождались быстрым развитием в первой половине XIX в. внутренней и внешней торговли.
За полвека значительно увеличился объем внешней торговли. Экспорт вырос в 3,7 раза, импорт — в 4 раза. С середины XIX в. в связи с подъемом в сельском хозяйстве начался интенсивный рост экспорта. За десятилетие, 1850—1860-е гг. он увеличился в 2,3 раза. В экспорте страны преобладало сельскохозяйственное сырье (хлопок, шерсть, кожа) и продовольствие; готовые изделия составляли 12% вывоза. Доля хлопка в экспорте была равна в 1860-е гг. 57%. С 1816 по 1860 г. стоимость вывоза зерновых возросла более чем в три раза, мясных продуктов — в 10 раз. До половины американского экспорта приходилось на Англию, являвшуюся главным покупателем хлопка, а с середины XIX в. — и продовольствия. Доходы от экспорта сельскохозяйственной продукции обеспечивали валютные поступления, необходимые для промышленного импорта. В указанный период еще сохранялась зависимость американской индустрии и потребительского рынка (особенно южных штатов) от ввоза иностранных, в первую очередь английских, машин, оборудования, промышленных товаров, производство которых еще не было налажено в США.
Денежная система США после Войны за независимость также претерпевала изменения. В колониальной Америке масштаб цен измерялся в английских фунтах, хотя основной денежной единицей в обращении был испанский доллар. После войны в 1792 г. Законом о чеканке монет была введена десятичная монетная система. Замена старого британского масштаба цен было одним из важнейших нововведений, совершенных «отцами-основателями» Америки. Несмотря на явное удобство пользования подобной системой, население страны противилось этому новшеству. Поэтому переход к новой денежной десятичной системе в полной мере был осуществлен только после Гражданской войны. В соответствии с Законом о чеканке монет был установлен биметаллический стандарт, главным недостатком которого являлось колебание рыночных цен золота и серебра.
Революционный конгресс, созданный в ходе войны за независимость, с целью финансового обеспечения армии ввел налоги. Сбор налогов затруднялся из-за нехватки твердой валюты. Поэтому новое правительство стало выпускать долговые обязательства. Отдельные штаты для поддержки своих ополчений действовали подобным же образом. Участие отдельных штатов в денежном обращении и кредитовании являлось отличительной чертой развития американской банковской системы. Децентрализация эмиссионного дела привела к резкому расширению выпуска бумажных денег, дезорганизовывала экономику только что созданных Соединенных Штатов. С целью создания учреждения, способного регулировать выпуск денег, Континентальный конгресс в 1781 г. выдал чартер (документ на право ведения банковских операций) Банку Северной Америки (Филадельфия). В 1784 г. были организованы Банк Нью-Йорка и Банк Массачусетса. Заметным событием стало предоставление 20-летнего чартера банку Соединенных Штатов в 1791 г. Этому в большой мере способствовал первый министр финансов США А. Гамильтон. Создание банка вызвало серьезные и продолжительные споры о компетенции федерального правительства и властей штатов в области банковской деятельности. Защитники банка указывали на необходимость этого института, ссылаясь на Конституцию США, где говорилось о том, что конгресс имеет право на чеканку монет и определение их паритета к золоту и иностранным монетам, а следовательно, на установление контроля за эмиссией денег.
Банк Соединенных Штатов выполнял много функций. Важнейшей из них являлось регулирование количества денег в обращении, т.е. защита экономики от инфляции. Созданное по примеру Английского банка, это учреждение было первым образцом законодательного контроля за банковской деятельностью. Из устава Английского банка заимствовался пункт о запрете на торговлю товарами, вводились ограничения на кредитование производственных секторов, практика предоставления регулярных отчетов о положении банка публичному должностному лицу, устанавливались лимиты, определявшие количество земли, иных объектов аренды, товаров, имущества, которые мог приобрести или использовать банк, а также предельная сумма долгов (она не должна была превышать капитал банка с учетом кредита на вклады) и т.д.
Поскольку Банк Соединенных Штатов был хранителем фондов федерального правительства, он мог предъявлять банкноты банку-эмитенту (осуществляющему эмиссию) для размена на золото и серебро. Выполняя эту функцию, банк выступал в роли центрального банка, регулирующего количество денег в обращении, что не отвечало интересам лиц, выступавших за расширение денежной массы. Первый Банк Соединенных Штатов успешно расширял деятельность и к 1811 г. (срок окончания действия чартера) осуществлял операции на территории всей страны, открыв отделения во всех крупных портовых городах, предоставлял кредиты, производил контроль за функционированием банковской системы. С прекращением его деятельности число банков в штатах стало быстро расти.
Банки штатов предоставляли кредиты, выпускаемые ими деньги (банкноты, депозиты) значительно увеличивали совокупное предложение денег в стране, однако их покупательная способность падала. В связи с этим, а также с потребностями военного времени (англо-американские войны) в 1816 г. второй Банк Соединенных Штатов получил чартер. Он выполнял те же функции, что и первый, но управление им было недостаточно эффективно. Кроме того, банк стал вмешиваться в политику. В результате президент Джексон наложил вето на законопроект, который мог бы продлить полномочия банка по истечении 20 лет. Оппозиция национальному банку была столь велика, что власти штата Мэриленд установили налог на операции отделения банка, вынудив его прекратить деятельность. Верховный суд при рассмотрении этого дела признал налог незаконным. Вслед за прекращением деятельности второго Банка Соединенных Штатов вновь резко увеличилось количество банков в отдельных штатах. Если к 1800 г. было открыто 29 банков, то в 1820 г. их насчитывалось 300, 1836 г. - 500, 1860 г. – 1601.
Таким образом, формирование кредитной системы США в первой половине XIX в. отличалось противостоянием сторонников централизации банковского дела и их оппонентами. В реальной банковской практике это выражалось в расширении деятельности банков отдельных штатов.
Быстрое экономическое развитие США в первой половине XIX в. сопровождалось ростом противоречий между северными и южными штатами. Центральной проблемой оставалось рабство. Южане выступали за его сохранение, перенос рабовладельческой системы на земли Запада, северяне выступали за фермерский путь развития этих земель.
Плантаторы Юга проявляли интерес к фритредерству — свободной торговле, что облегчало вывоз за границу хлопка и ввоз промышленных товаров. Индустриальный Север настаивал на защите внутреннего рынка высокими ввозными пошлинами.
Эти противоречия вылились в Гражданскую войну 1861 — 1865 гг. между Севером и Югом. Война закончилась победой Севера. Было отменено рабство, принят Закон о гомстедах — земельных наделах, проведена реконструкция хозяйства южных штатов.
Гражданская война расчистила путь для быстрого развития капитализма во всех сферах экономики, сохранив при этом целостность страны.
5.3. «Революционная модель» промышленного развития. Япония
Предпосылки промышленного переворота. Предпосылки промышленного переворота в Японии складывались в ходе буржуазных реформ, проводимых правительством страны в 60—70-е гг. XIX в.
Ранние формы капиталистических отношений и условия для их дальнейшего развития зарождались в процессе разложения феодального строя со второй половины XVII в. К середине XIX в. монополия феодальной собственности на землю была подорвана.
Об этом свидетельствовал тот факт, что У3 всей обрабатываемой земли оказалась в руках так называемых новых помещиков — ростовщиков, городских торговцев, разбогатевших крестьян, саму- раев-землевладельцев. Формирование рынка земли происходило вопреки существовавшему законодательству. Согласно законам, лица, взявшие в заклад крестьянские наделы, лишались на них прав; купля-продажа земли запрещалась (кроме целинной и принадлежавшей самураям). Однако значительная часть крестьянства вынуждена была закладывать, продавать или просто бросать землю, не выдерживая бремени оброчных и налоговых платежей (их общий размер достигал 70% урожая). Число безземельных крестьян возрастало в результате запрета дробить мелкие держания при наследовании. Обезземеливание крестьянства создавало определенные условия для формирования рынка рабочей силы. Этот процесс сдерживался тем, что крестьяне не имели прав на свободное передвижение по территории страны и смену вида деятельности.
Аграрное производство было главной отраслью экономики Японии, но оно постепенно стало утрачивать свой чисто натуральный характер. К середине XIX в. оброк и другие виды платежей взимались в натурально-денежной форме. В связи с этим крестьянские хозяйства втягивались в товарно-денежные отношения.
Многие хозяйства «новых помещиков», князей (особенно в юго-западных провинциях) ориентировались на рынок, переходя от производства монокультуры — риса — к выращиванию хлопка и выработке шелка-сырца, поскольку возрастал спрос промышленности на эти виды сырья. В стране при стабильном сборе зерна расширялись площади под посевами технических культур. Эти сдвиги в структуре сельскохозяйственного производства свидетельствовали о росте его товарности.
Разложение японского феодализма выражалось в появлении мануфактур. За первую половину XIX в. была создана 181 новая мануфактура (в XVII в. — 33 мануфактуры, в XVIII в. — 90). В мануфактурном производстве использовались некоторые технические усовершенствования, в частности сила воды. Технические новинки применялись в горном деле и выплавке металлов. Рост мануфактур и упадок цехового ремесла особенно ярко проявились в прядильно—ткацком производстве. Централизованная мануфактура преобладала в ткацком деле, в прядильном производстве — рассеянная мануфактура. Мануфактуры появились в сахарном, горно-рудном, металлообрабатывающем, фарфорофаянсовом, гончарном производствах. Большая часть мануфактур, в основном производящих вооружение, принадлежала крупным феодалам и государству. На казенных мануфактурах применялся труд беглых крестьян. Некоторые феодалы строили крупные промышленные предприятия европейского типа. В княжестве Сацума имелись текстильная фабрика, заводы по производству сахара, серной кислоты (1853), первая в стране судоверфь для строительства военных кораблей (1854). Однако эти единичные примеры нельзя рассматривать как начало промышленного переворота.
Рост товарности аграрного производства, развитие мануфактур создавали условия для расширения товарных рынков. К середине XIX в. такие города, как Осака, Нагасаки, Фусими, Нагоя и другие, превратились в крупные торговые центры. Постепенно шло формирование общеяпонского рынка с центром в Осаке.
Рынок капиталов к середине XIX в. еще не сложился, хотя и появились дополнительные источники накопления капитала (по мимо оброчных платежей, торговой прибыли, ростовщического процента) — прибыль, получаемая за счет предпринимательской деятельности государства, крупных феодалов и «новых помещиков». Основная масса торговцев и ростовщиков, обладавших значительными средствами, предпочитала заниматься традиционным, менее рискованным делом — операциями на рисовой бирже, спекулятивными земельными сделками, нелегальной скупкой земли. Поэтому капиталы оседали в сфере обращения. Кредитные операции осуществлялись старыми торгово-ростовщическими домами или отдельными ростовщиками. Как правило, ссуды выдавались под залог земли или товаров.
Таким образом, в Японии к середине XIX в. сложились определенные предпосылки для формирования капиталистического хозяйства. Однако по уровню экономического развития она отставала от европейских государств и США. Току ганский феодальный режим, долговременная закрытость страны, политическая раздробленность, тормозившая формирование всеяпонского рынка (товаров, капиталов, земли, рабочей силы), сдерживали становление капиталистического уклада.
Важным фактором, ускорившим разложение феодальных и развитие капиталистических отношений, явилось насильственное открытие Японии для внешнего мира. В 1853 г. к японским берегам прибыла мощная эскадра под предводительством коммодора Перри, доставившая правительству страны послание президента США с предложением установить торговые отношения между двумя государствами. В 1854 г. военная экспедиция вернулась, вынудив японцев подписать первый неравноправный договор, открывавший для американцев порты Симода и Хакодате. В 1858 г. США силой оружия заставили японское правительство подписать новый договор, носивший явно дискриминационный характер. Он предусматривал открытие для торговли между двумя странами ряда новых портов, ограничение вывозных пошлин до 5%, в то время как пошлины на ввозимые в США товары устанавливались в размере от 5 до 35%, соблюдение принципа наибольшего благоприятствования, установление экстерриториальности американцев в гражданских и уголовных делах и пр. Подобные договоры Япония была вынуждена подписать с Англией, Францией, Голландией.
Включение Японии силовым путем в систему мирового капиталистического рынка оказало противоречивое воздействие на ее экономическое развитие. Высокий уровень спроса на мировом рынке на японские сельскохозяйственные товары в связи с их относительной дешевизной способствовал росту товарности аграрного производства, ускорению процесса расслоения деревни, значительному укреплению экономических позиций помещиков, богатых крестьян, торговцев, ростовщиков. Их деятельность подрывала монопольное положение старых торговых гильдий, создавая тем самым более свободные условия для развития торговли.
Перед промышленниками открылись широкие возможности для приобретения зарубежных машин и оборудования. С 1860 г. обороты внешней торговли быстро возрастали. В экспорте на первом месте стоял вывоз шелка (от 50 до 60% стоимости всего экспорта), затем шли чай, медь, рыба и другие морские продукты. Японские производители хлопка получили возможность выхода на мировой рынок из-за сокращения его экспорта из США, где шла Гражданская война. В импорте преобладали ткани и пряжа, ввозилось оружие, суда, промышленное оборудование.
В промышленности развернулось строительство предприятий, базировавшихся на европейской технике. За 1854—1867 гг. только в легкой промышленности было построено 111 новых предприятий. В этот период закладывалась основа для развития тяжелой промышленности. В 1868 г. в стране имелось 53 предприятия, выпускавших машиностроительную продукцию, инструменты, металлоизделия, оружие.
Наряду с государственными и клановыми создавались частнокапиталистические мануфактуры (в основном шелкомотальные и винокуренные). После снятия запрета на строительство крупных судов (в 1853) в десяти княжествах были сооружены верфи. За 1853—1867 гг. на них было построено более 50 кораблей, а на верфях бакуфу (правительства сегуна) — 44. В 1856 г. был спущен на воду первый в Японии пароход.
Все это свидетельствовало о начале промышленного переворота. Однако в условиях феодального режима фабричная система развивалась медленно. Ввоз в Японию иностранных промышленных товаров приводил к разорению домашней промышленности и городского ремесла. Разорившиеся мелкие товаропроизводители пополняли рынок рабочей силы для развивавшегося мануфактурного и фабричного производства. Следовательно, внешний фактор — насильственное вовлечение страны в мировую торговлю — ускорял процессы формирования капиталистического хозяйства.
Вместе с тем внешняя торговля становилась фактором, дезорганизующим экономику. Массовый экспорт сельскохозяйственной продукции вызывал повышение цен на нее на внутреннем рынке. Удорожание сырья поставило в затруднительное положение ведущие отрасли промышленности — хлопчатобумажную и шелкоткацкую. На потребительском рынке из-за роста цен на продовольствие сложилась крайне острая ситуация.
Накопление капиталов в стране было затруднено спекуляцией на золоте и серебре, неэквивалентным обменом. Для иностранных компаний и частных лиц все более прибыльным становились операции по обмену серебра на золото с вывозом последнего, поскольку курс серебра по отношению к золоту в Японии был в три раза выше, чем на мировом рынке. Массовая утечка золота подрывала финансовую систему государства и способствовала повышению цен на внутреннем рынке. Пассивный баланс внешней торговли отражал ее неэквивалентный характер: сельскохозяйственная продукция вывозилась по ценам ниже мировых, а ввозимые промышленные товары из-за высоких пошлин реализовывались по более высоким ценам.
В условиях экономического кризиса, краха государственных финансов, угрозы иностранного порабощения в Японии возникло мощное антииностранное движение, наблюдался рост антиправительственных выступлений, в которых принимали участие самые широкие слои населения. Объединенные силы оппозиции (представители самурайских княжеств Теею, Сацума и др., крупной торговой буржуазии), стремившиеся к модернизации существовавшего феодального режима, совершили правительственный переворот, получивший название «революции Мейдзи» (1867—1868). В результате произошло свержение сегуна и была реставрирована реальная власть императора. Вновь сформированное абсолютистское правительство во главе с императором Мацухито (1868—1911), поставив перед нацией задачу догнать и превзойти Запад в экономическом и военном отношении, приступило к проведению реформ в политической сфере, экономике, образовании.
В ходе этих реформ создавались предпосылки, необходимые для становления капиталистической системы. Правительство Японии, встав на путь преобразований, оказалось в трудном положении. Решение задачи скорейшей индустриализации страны требовало ликвидации феодальных форм управления и хозяйствования. Наряду с этим правительство стремилось сохранить положение старых феодальных кругов — князей и самураев, а также представителей торгово-ростовщической буржуазии. Поэтому все проводившиеся государством реформы носили двойственный характер, проводились постепенно; в процессе их реализации феодальные элементы не подверглись немедленной и полной ломке, а приспосабливались, встраивались в новые механизмы управления и хозяйствования.
Одновременно проводились политические преобразования, а именно: ликвидация княжеств, становление новой системы государственного управления, унификация законов и судопроизводства, создание регулярной армии. Они были направлены на формирование централизованного государства, что являлось решающим фактором превращения Японии в мощную мировую державу. Одним из первых законодательных актов нового правительства стал указ 1869 г., обязавший феодалов передавать свои владения императору. При этом законодатели обратились к историческому прошлому страны — кодексу Тайхоре (VIII в.), согласно которому земля являлась достоянием императора. Реформа устанавливала порядок наделения императором населения землей.
Земля формально, без выкупа закреплялась на правах частной собственности за тем, кто ею фактически распоряжался. Крестьяне, наследственные держатели земельных наделов, превращались в собственников. «Новые помещики» в результате реформы легализовали свои права на одну треть пахотной земли страны, которая с середины XIX в. находилась в их руках вопреки существовавшим законам. Крупным землевладельцем стал император.
В 1873 г. был введен поземельный налог, являвшийся основным источником государственного дохода, а следовательно, финансовой базой проводимых правительством реформ. Налог распространялся на всех землевладельцев и взимался в денежной форме центральным правительством. Его размер (включая местные налоги) составлял около 50% собранного урожая, что приблизительно равнялось величине земельной ренты, получаемой до реформы феодалами. Поземельный налог, таким образом, представлял собой выкуп, который платили новые владельцы земли государству, которое 40% дохода расходовало на выплату пожизненных пенсий самураям.
Окончательная ликвидация княжеств произошла в 1871 г. с образованием префектур во главе с префектами вместо ранее существовавших наследственных губернаторов.
Князьям и самураям высших рангов, лишенным владений и феодальных привилегий, государство гарантировало высокие пенсии, предоставление льгот при поступлении на государственную службу. При проведении военной реформы в 1872 г. была создана регулярная армия на основе всеобщей воинской повинности. Самураям всех рангов предоставляли право на свободный выбор вида деятельности, получение государственных пенсий, 50%-ную скидку при покупке казенной земли
Рядом указов правительство установило определенные гарантии свободы личности для всех граждан государства. Декретами 1870, 1871 гг. унифицировались законы и судопроизводство, устанавливалось равенство всех подданных императора перед законом, уничтожалась сословная дискриминация. Последовавшие указы о свободе выбора профессии для лиц всех сословий, праве свободного передвижения по стране означали ликвидацию феодальной зависимости
В 1868 г. принимается указ об отмене цехов, гильдий, клановых монополий, в 1871 гг. был разрешен свободный выбор сельскохозяйственных культур для посева, в 1872 г. принимается указ о свободной торговле рисом и другими сельскохозяйственными продуктами
Преодоление политической раздробленности позволило устранить все внутренние таможни, ввести единую денежную систему. С 1870 г. началась чеканка золотой и серебряной монет — иены, равной по весу и пробе доллару США, взамен множества денежных знаков, находившихся в обращении. Таким образом, формировались условия для образования единого всеяпонского рынка, экономического объединения страны
Экономические реформы (аграрная, банковская) были направлены на ускорение первоначального накопления капитала, создание новых общественно-экономических структур. В ходе аграрной реформы 1872—1873 гг. было окончательно ликвидировано феодальное землевладение, сформировался слой новых собственников земли
В результате аграрной реформы были созданы предпосылки для становления капиталистических форм сельскохозяйственного производства: узаконены частная собственность на землю, свобода ее купли-продажи, ипотека. Однако реформа поставила различные группы землевладельцев в неравные стартовые условия для вхождения в рыночную экономику. Основная масса собственников земли — крестьяне — была лишена такой возможности. Они потеряли значительное количество земли. Часть общинной земли (луга, леса, пастбища) перешла к императору. Арендованные или заложенные крестьянами до реформы земли отошли к «новым помещикам». В итоге их большая часть оказалась собственниками мелких участков земли; в свою очередь, малоземелье вынуждало арендовать землю. Поскольку около половины дохода, получаемого в крестьянском хозяйстве, изымалась в форме поземельного налога, то поиск средств для арендной платы вынудил земледельцев закладывать землю, обращаться к ростовщикам.
Став собственниками земли, несмотря на все трудности, крестьяне не желали расставаться со своими хозяйствами. Это обстоятельство, во-первых, было одной из причин аграрного перенаселения, вызывавшего постоянный рост арендной платы; во-вторых, сдерживало процесс формирования рынка труда. В условиях растущей арендной платы, недостаточного количества свободной рабочей силы крупным землевладельцам было выгоднее сдавать землю в аренду, чем организовывать хозяйства по капиталистическому образцу. Сохранение полуфеодальных отношений в деревне, когда основная масса собственников земли была вынуждена обращаться к дореформенным способам ведения хозяйства, ослабляло стимулы для капиталистической организации помещичьего хозяйства, придавало процессам формирования предпосылок индустриализации страны определенные особенности
Рынок труда в этот период пополнялся главным образом за счет земледельцев, временно оставлявших свое хозяйство и вынужденных прибегать к побочному заработку. На рынке труда преобладали предложения со стороны временных неквалифицированных рабочих из крестьян-отходников. Причем большую их часть составляли женщины и подростки. Ощущался острый дефицит квалифицированных кадров, постоянных рабочих. Известную роль в формировании рынка труда играли разорение ремесленников и деклассирование низших слоев самурайства. Запрещение монопольных цехов, конкуренция иностранных товаров приводили к обнищанию и разорению ремесленников. Однако основная их часть не становилась наемными рабочими, а приспосабливалась к изменившимся условиям, сохраняя старый «цеховой дух».
Институт самураев, возникший еще в XII в., в ходе буржуазных преобразований встраивался в новую систему хозяйствования. Самураи с их ярко выраженным национальным честолюбием, постоянным стремлением поставить Японию впереди других государств, огромным влиянием среди рядовых японцев сыграли большую роль в становлении японского капитализма. Сословие самураев составляло 5—6% населения страны. Имущественное положение самурайского сословия различалось, доходы колебались от 1,8 до 10 тыс. коку риса, уровень жизни у некоторых был ниже, чем у крестьян. Процесс разложения этого сословия начался задолго до краха Токугавского режима