Теория экономической организации фирмы
Хотя фирма является основным экономическим субъектом, осуществляющим хозяйственную деятельность и способствующим развитию национальной экономики, универсальная и общепринятая теория фирмы пока не разработана. Существующие теории фирмы условно можно подразделить на теории, базирующиеся на анализе рациональности ее существования, организационной структуры, организационного поведения, и альтернативные теории.
Особую роль в современных условиях играет первая группа, к которой относят теорию трансакционных издержек, разработанную Р. Коузом, опиравшимся на работы Дж. Робинсон и Э. Чемберлина. Р. Коуз исходит из того, что основой существования фирмы являются трансакционные издержки, величина которых и определяет ее размеры. В отличие от неоклассической теории, уделяющей основное внимание теории рынка, он обращается к отношениям внутри фирмы. Исследователь задается вопросами: почему существует фирма? Что определяет число фирм и их специализацию? Очевидно, что производство может вестись и без создания фирм, совершенно децентрализованно, на основе контрактов между индивидами, через рыночные сделки. Альтернативу рыночным сделкам Р. Коуз видит в осуществлении определенных сделок внутри фирмы. Критерием выбора между этими вариантами (рынок или фирма) является величина трансакционных издержек. Трансакционные издержки К.Дж. Далмон определяет следующим образом: это «издержки сбора и обработки информации, издержки проведения переговоров и принятия решения, издержки контроля и юридической защиты выполнения контракта»[12]. За пределами фирмы размещение ресурсов определяется ценами через последовательность рыночных трансакций обмена. Внутри фирмы эти рыночные трансакции устранены, и ресурсы распределяются на основе административных решений.
Почему фирма создает и поддерживает эту административную структуру, если размещение ресурсов может быть предоставлено системе цен? Дело в том, что использование рынка предполагает определенные издержки, которых можно избежать с помощью использования административной структуры. Если трансакции осуществляются через рынок, возникают издержки установления соответствующих цен, издержки проведения переговоров и заключения отдельного контракта на каждую рыночную трансакцию и другие издержки. Существование фирмы также не устраняет все контрактные отношения, но владелец фактора не должен заключать большое количество контрактов с владельцами других факторов производства, с которыми он сотрудничает внутри фирмы.
Следовательно, фирма выгодна потому, что деятельность на рынке сопряжена с некоторыми издержками, а создав организацию и управляя размещением ресурсов административными методами, можно избавиться от этих издержек.
Конечно, фирма должна решать свои задачи с меньшими издержками, чем издержки вытесненных ею рыночных трансакций, иначе всегда возможен возврат к рынку. Тем не менее, у каждой фирмы есть возможность обратиться к другой фирме, которая справится с задачей с более низкими издержками.
Другой фактор, заслуживающий внимания, — это различное отношение регулирующих органов к обменным трансакциям, совершаемым на рынке, и к таким же трансакциям, организуемым внутри фирмы. Если рассмотреть действие налога на продажи, мы увидим, что этот налог падает на рыночные трансакции, но не относится к таким же трансакциям внутри фирмы. Такое регулирование дает жизнь фирмам, служит причиной возникновения фирм в специализированной обменной экономике.
Фирма, таким образом, есть система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя.
Такой подход дает возможность научного толкования высказываний о том, почему фирма становится больше или меньше. Фирма становится больше, когда дополнительные трансакции организуются предпринимателем, и она делается меньше, когда он отказывается от организации таких трансакций. Почему же предприниматель не берется организовать на одну трансакцию больше или меньше? Почему, наконец, все производство не осуществляется одной большой фирмой? Во-первых, с увеличением размеров фирмы может начаться сокращение дохода от предпринимательской деятельности, т.е. издержки на организацию дополнительных трансакций внутри фирмы могут возрастать. Естественно, должна достигаться точка, в которой издержки на организацию одной дополнительной трансакции внутри фирмы равны издержкам осуществления трансакции на открытом рынке (или издержкам ее организации другим предпринимателем). Во!вторых, по мере увеличения количества осуществляемых трансакций может оказаться, что предприниматель неспособен использовать факторы производства с наивысшей выгодой, т.е. разместить их в таких точках производства, где они обладают наивысшей выгодой. Наконец, цена предложения одного или нескольких факторов может возрасти из-за того, что «прочих преимуществ» у малой фирмы больше, чем у большой.
При прочих равных условиях фирма будет тем больше, чем:
– меньше издержки организации и чем медленнее растут эти издержки с умножением организуемых трансакций;
– меньше ошибок делает предприниматель и чем медленнее растет число ошибок с умножением организуемых трансакций;
– больше понижается (или меньше растет) цена предложения факторов производства с увеличением размера фирмы.
Чем больше трансакций организует предприниматель, тем вероятнее, что эти трансакции будут осуществляться в разных местах либо будут очень разнообразными. Это является добавочной причиной падения эффективности с ростом размера фирмы. Изобретения, которые позволяют пространственно сблизить факторы производства, создают тенденцию к увеличению размеров фирмы (телефон, телеграф, компьютер и т.д.).
Свой вклад в углубление теории трансакционных издержек внесли такие исследователи, как О. Уильямсон, А. Алчейн, С.Дж. Гроссман, О.Д. Харт и др. Последователи Р. Коуза определяют границы существования фирмы, объясняют опасности оппортунизма и специфичность некоторых ресурсов, включают в анализ фирмы такие новые параметры, как вертикальная интеграция, изменения иерархической структуры и др. Эта теория является основной, на которую опираются все остальные теории фирмы.