Ценовая эластичность спроса. Зависимость объема спроса на товар от изменения цен на него называется эластичностью спроса по цене
Зависимость объема спроса на товар от изменения цен на него называется эластичностью спроса по цене. Эластичность спроса по цене показывает, на какой процент увеличится (уменьшится) спрос при уменьшении (увеличении) цены на данный товар на 1 %.
Математически эластичность спроса по цене может быть выражена в виде следующего коэффициента эластичности:
процентное изменение объема спроса D % Q
E = =
процентное изменение цены D % P
Исходя из математических правил, процентное изменение можно рассчитать по формуле:
Q2 – Q1
D % Q =
(Q2 + Q1) : 2
Где,
Q1 - объем спроса до его изменения,
Q2 - объем спроса после его изменения,
По аналогии определяется процентное изменение цены:
P2 – P1
D % P =
(P2 + P1) : 2
Где,
Р1 – цена спроса изначальная,
Р2 – цена спроса после изменения.
Определение процентных чисел позволяет записать полную формулу для вычисления эластичности:
(Q2 – Q1) : ( Q2 + Q1)
Ed =
(P2 – P1) : ( P2 + P1)
Закон спроса говорит о том, что: чем больше цена, тем меньше спрос, и, наоборот, при прочих равных условиях. Следовательно, цена и спрос изменяются в противоположных направлениях, т.е. значение коэффициента эластичности спроса по цене всегда отрицательно. Поэтому, в экономической теории принято оперировать с абсолютным значением эластичности спроса. Абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может меняться от нуля до бесконечности.
В зависимости от размера Ed различают следующие формы эластичности спроса по цене:
1. Эластичный спрос (Ed > 1)
P
P2
10 %
P1 D
20 %
Q2 Q1 Q
Рисунок 3.1. Кривая эластичного спроса
Величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Например, 10 % увеличение цены приведет к 20 % снижению спроса (Ed = 2).
Эта форма говорит о том, что спрос очень чувствителен к изменению цены. На практике такая форма эластичности спроса свойственна предметам роскоши или качественным дорогостоящим товарам.
2. Неэластичный спрос (Ed < 1)
P
P2
10 %
P3 D
4 %
Q2 Q1 Q
Рисунок 3.2. Кривая неэластичного спроса
Величина спроса изменяется на меньший процент, чем цена. Например, 10 % увеличение цены ведет к 4 % снижению спроса (Ed=0,4). Эта форма эластичности свидетельствует о том, что спрос менее чувствителен к изменению цены. На практике неистинный спрос предъявляется потребителями на товары первой необходимости.
3. Спрос с единичной эластичностью (E=1)
P
P2
10 %
P1 D
10 %
Q2 Q1 Q
Рисунок 3.3. Кривая спроса с единичной эластичностью
Процентное изменение величины спроса эквивалентно процентному изменению цены товара. Например, 10 % увеличение цены товара ведет к 10 % снижению спроса. (Ed=1).
4. Совершенно эластичный спрос (Ed ® ¥)
P
P2
1 %
P1 D
Q1 Q
Рисунок 3.4. Кривая совершенно (абсолютно) эластичного спроса
Самое малое изменение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от 0 до предела своих возможностей или полностью отказываться от покупок. Абсолютно эластичный спрос характерен для сезонных товаров. Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке в период массового сбора.
5.Совершенно неэластичный спрос (Ed=0).
P
D
P2
P1
Q Q
Рисунок 3.5. Кривая совершенно (абсолютно) неэластичного спроса
Спрос абсолютно не чувствителен к цене, как бы продавец не изменял цену, объем спроса будет оставаться постоянным. Эта форма спроса характерна для товаров, цены которых вообще не интересуют потребителя. Например, инсулин для больных сахарным диабетом, наркотики – для наркоманов.
Эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов:
1. Наличие заменителей данного товара. Чем больше заменителей данного продукта, тем больше эластичность спрос на него.
Например, спрос на кукурузное масло эластичен, поскольку его можно без особого ущерба заменить на любое другое растительное масло.
2. Значимость товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости имеет неэластичную форму, а спрос на товары, не играющие важные роли в жизни потребителя, обычно эластичен.
Например, не зависимо от колебаний цен на хлеб, мыло, туалетную бумагу, эти товары будут приобретаться потребителями в практически неизменных количествах. Тогда как, колебания цен на телевизоры, компьютеры, автомобили, будут, либо стимулировать дополнительное их приобретение, либо провоцировать полный отказ от потребления этих товаров отдельными индивидами.
3. Временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке. Спрос на коротком промежутке времени менее эластичен, чем на длительном. Т.е. количество времени, которым располагает потребитель, предопределяет возможность выбора. Чем больше времени, тем больше заменителей данного товара можно найти.
4. Удельный вес товара в доходе потребителя. Чем большее место занимает продукт в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него.
Например, разница в стоимости хлеба в ближайшем магазине и в магазине, находящемся через два квартала – 10 коп., обычно такая разница, учитывая цену хлеба, не может побудить потребителя к поездке за «дешевым» хлебом. Но, разница в цене автомобилей в г. Донецке и г. Мариуполе, составляющая 20% его цены, может заставить предпринять смену места покупки товара.
5. Доступ к товару. Чем более ограничен доступ к товару, тем ниже эластичность спроса на него.
Данный фактор является основополагающим при функционировании «черных» рынков, т.е. в условиях дефицита, когда товар большинству потребителей не доступен, его цена перестает играть для последних хоть какое-то значение.
Коэффициент эластичности спроса по цене имеет важное практическое значение. Во-первых, его можно использовать для определения формы эластичности интересующего вас товара; во-вторых, зная эластичность спроса и динамику выручки, определить политику ценообразования продавца. Т.е., существует тесная связь между эластичностью спроса и выручкой производителя.
Выручка производителя классически рассчитывается, как6
V = Q * P
Где,
V – общая выручка,
Q – объем продаж,
P – цена продаж.
Рассмотрим основные варианты взаимодействия общей выручки и эластичности спроса по цене:
Вариант 1.
Если спрос эластичен, то снижение цены увеличивает общую выручку, поскольку снижение цены за единицу товара обеспечит прирост продаж, более чем достаточный для компенсации потерь от снижения цены. Иначе говоря, при эластичном спросе изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении.
Вариант 2.
Если спрос не эластичен, то понижение цены вызовет сокращение общей выручки, т.к. увеличение объема продаж окажется недостаточным для компенсации уменьшения цены. Другими словами, при неэластичном спросе изменение цены вызовет изменение выручки предприятия в том же направлении.
Вариант 3.
Когда эластичность спроса равна единице, снижение (увеличение) цены не будет влиять на изменение выручки.
Коэффициент эластичности спроса по цене на практике может использоваться, кроме уже перечисленного, при определении уровня заработной платы, занятости населения, спектра товаров, облагаемых акцизом и т.д.