Виды занятий и методика обучения
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
По дисциплине
“ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ”
По специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление»
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры
от « » июля 2012г., протокол № .
МОСКВА 2012
Оглавление
1. ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА.... 4
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА.... 5
3. ВИДЫ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ... 5
4. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ... 5
5. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА.... 6.
6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ..... 7
7. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.... 7
8. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.... 12
9. Словарь терминов... 16
10. Примерный перечень вопросов к итоговой аттестации.... 21
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры
от « » июня 2012 г., протокол №
Одобрено на заседании учебно-методической комиссии МИУ
от « » июня 2012 г., протокол №
Учебно-методический комплекс подготовил: коллектив авторов:
Чумаченко Л.А., Ольховиков Л.А.
ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА
ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ. Сущность и содержание теории управления; эволюция управленческой мысли; новая управленческая парадигма; теоретические основы менеджмента и его современное состояние; проблемы менеджмента в условиях перехода к рыночным отношениям. Цели и функции теории управления; функциональное разделение управленческого труда. Внутренняя и внешняя среда в управлении; организационные формы и структуры управления. Общенаучные методы теории управления; методы управленческого воздействия; методы решения управленческих проблем и реализации функций менеджмента. Методология и организация процесса разработки управленческого решения; целевая ориентация управленческих решений; анализ альтернатив действий. Коммуникация в процессе управления; управление как процесс; решения в процессе управления; модели и методы принятия решений; ситуационный подход в процессе управления. Основы кадровой политики на предприятии; активизация человеческого ресурса; условия и факторы результативной работы менеджера; культура и стиль. Государственная служба, управление и этика; специфические требования к государственному аппарату и его работникам. Понятия, сущность и содержание эффективности менеджмента; затраты на управление; управление нововведениями и развитием теории управления. Системный подход; исследование систем управления и их проектирование.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Программа учебной дисциплины "Теория управления", относящейся к циклу общепрофессиональных дисциплин в структуре основной образовательной программы, составлена в соответствии с государственными требованиями и предназначена для реализации этих требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности "Государственное и муниципальное управление". Данная дисциплина является базовой для освоения специальных дисциплин: "Система государственного и муниципального управления", "Муниципальное управление", "Управление общественными отношениями", "Региональная экономика и управление", "Разработка управленческие решения", "Управление персоналом", "Социология управления" и других.
В дисциплине "Теория управления" дается система научных знаний, которая составляет теоретическую основу управления, обеспечивает научными рекомендациями практику управления в государственных и муниципальных организациях.
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Процесс изучения материалов дисциплины включает следующие виды занятий – лекции, практические (семинарские) занятия и самостоятельную работу обучаемых.
Общий объем лекционного курса – 40 часов. На занятиях возможно использование технических средств обучения.
Практические занятия, как правило, проводятся в форме семинаров. Общий объем семинарских занятий – 28 часов. Используются следующие виды занятий: доклады, сообщения, дискуссии, деловые игры. На практических (семинарских) занятиях по дисциплине могут применяться разнообразные методики и методы обучения, включая: опрос (устный или письменный), дискуссии, ролевые и управленческие игры, круглые столы и т.п.
В соответствии с учебным планом для самостоятельной работы студентов отводится 82 часа.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
В процессе изучения дисциплины предусмотрены несколько форм контроля: оперативный, рубежный и итоговый.
Оперативный контроль предназначен для определения качества усвоения лекционного материала. Подобный контроль может проводиться либо в письменной форме (письменный опрос обучаемых), либо в устной – в конце группового занятия.
Рубежный контроль предполагает выполнение курсовой работы. Выполнение работы является обязательным для всех обучающихся. Студенты и слушатели, не выполнившие в полном объеме работу, предусмотренную учебным планом, не допускаются к сдаче зачета или экзамена.
Итоговый контроль проводится в форме письменного теста и/или устного экзамена.