Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства. Хозяйство ЦЭР представляет собой мощный многоотраслевой комплекс, в котором резко преобладает промышленность

Хозяйство ЦЭР представляет собой мощный многоотраслевой комплекс, в котором резко преобладает промышленность. Ее основы были заложены еще в конце XVII и первой четверти XVIII вв. Прежде всего речь идет о металлургии и текстильной промышленности. Сначала в районе появились городские ремесленные мастерские и многочисленные сельские кустари, которые занимались домашним ткачеством, слесарным, кожевенно-обувным, железным делом и др. ЦЭР стал первым индустриальным районом страны.

В советский период в ЦЭР значительно возрос объем промышленного производства, изменилась его структура. Наибольший удельный вес заняла крупная тяжелая промышленность, преимущественно обрабатывающая, нематериалоемкая, с глубокой специализацией и тесной кооперацией в изготовлении конечного продукта. Вместо текстильной промышленности по своей значимости на первое место вышли отрасли машиностроения и металлообработки. Большое развитие получила химическая промышленность, хотя и текстильное производство, изготовление различных предметов потребления сохранили свою важную роль.

В районе сформировалась уникальная военная промышленность - атомная, ракетно-космическая, оружейная, авиационная и др. Он стал первой базой индустриализации страны, опорой ее научно-технического прогресса, хозяйственной целостности и обороноспособности.

Промышленность способствовала развитию других отраслей региональной экономики, однако и обострила немало проблем, в первую очередь экологических.

Отраслевая структура промышленности района разветвлена отраслями рыночной специализации являются: машиностроение, химическая, легкая (особенно текстильная) и полиграфическая промышленность. В общероссийском обмене и экспорте участвуют около 80% продукции машиностроения, 50% химической и 75% текстильной промышленности района.

Машиностроение и металлообработка по товарной продукции и числу занятых в производстве занимают первое место в России. Выпускается продукция широкой номенклатуры, нередко высокого качества, пользующаяся спросом на рынках ЦЭР, других районов России и за рубежом. Располагая квалифицированной рабочей силой, передовой наукой и высокими технологиями, опытно-конструкторской и экспериментальной базой, машиностроение ЦЭР прежде всего ориентируется на выпуск сложной и точной продукции, не требующей больших расходов дефицитного здесь сырья, топлива и электроэнергии. В этой связи важнейшими специализированными отраслями являются радиотехническая, электронная, электротехническая, приборостроительная, производство средств автоматизации и управления и др. Среди главных центров данных отраслей: Москва и города Подмосковья, Ярославль, Тула, Владимир, Орел, Рязань, Смоленск, Калуга.

Большое развитие получила станкостроительная и инструментальная промышленность, главным образом в Москве и Московской области (Коломна, Егорьевск, Дмитров), в Рязани и Сасове, в Иванове и г. Сухиничи Калужской области.

В промышленности района особенно выделяется производство разнообразных транспортных машин: автомобилей, тепловозов, вагонов, речных судов и др. Крупный центр автомобилестроения - Москва, где находится АО "АвтоЗИЛ", специализирующееся на выпуске грузовых автомобилей среднего тоннажа и малосерийных легковых автомобилей высшего класса, филиалы завода находятся в Рязани, Смоленской области (чугунолитейный завод в г. Ярцево), в Ярославле, Орловской области (Мценский завод алюминиевого литья) и других центрах. Недавно на базе АО "АвтоЗИЛ" организовано производство автосамосвалов.

В Ликино-Дулеве и Голицыне (Московская область) выпускаются автобусы, в Брянске - автомобили разного назначения, в Туле - мотороллеры и мотоциклы, в Ярославле - дизельные моторы.

Район является родиной российского железнодорожного машиностроения. Здесь выпускаются почти все тепловозы (Коломна Московской области, Людиново Калужской области. Муром Владимирской области, Брянск) и магистральные пассажирские вагоны страны (Тверь). Изотермические вагоны производят в Брянске, вагоны для метро - в Мытищах, вагоны для электричек - в Демихово (Московская область).

Авиационная промышленность размещается в Москве, Подмосковье, Смоленске, Рыбинске Ярославской области (моторостроение).

Судостроение представлено производством речных судов в Москве, Ярославле, Рыбинске и Костроме.

В ЦЭР размещается сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение. Самоходные комбайны и сенокосилки выпускаются в Люберцах (Московская область), колесные тракторы - во Владимире, льноуборочные комбайны - в Бежецке (Тверская область), картофелеуборочные комбайны и сельскохозяйственный инвентарь - в Туле и Рязани, грузопогрузчики для животноводства и кормопроизводства - в Орле.

Район широко известен и производством продукции бытового назначения: часов (Москва, Орел, Углич), фотоаппаратов (Красногорск), телевизоров (Москва и др.), радиоприемников, холодильников (Москва, Муром) и т.д.

Велики масштабы и широка номенклатура выпуска технологического оборудования для всех отраслей экономики района, а также других районов. Большая часть предприятий располагается вблизи потребителя их продукции. Прежде всего это относится к текстильному машиностроению в Иванове, Шуе, Коломне, Орехово-Зуеве, Костроме, Орле. По выпуску текстильных машин ЦЭР занимает 1-е место в России. Оборудование для швейной промышленности производится в Подольске, Туле, Ржеве; для трикотажной - в Туле; для кожевенно-обувной и пищевой промышленности - в Орле; для химической промышленности - в Ярославле, Москве, Костроме, Орле, Мытищах; для угольной промышленности - в Туле, Узловой, Скопине, Ясногорске; для электроэнергетики - в Подольске; для металлургии - в Электростали и др. Здесь выпускаются машины для промышленности строительных материалов и строительной индустрии, например в Орле; для лесной и деревообрабатывающей промышленности - в Ярославле, Кинешме, Кимрах, Рыбинске; для мебельной промышленности - в Москве, Чехове, Ярославле. В Рыбинске производится полиграфическое оборудование.

Преодолев нынешние финансово-экономические трудности, можно будет максимально использовать преимущества экономики ЦЭР. Для этого нужно осуществить структурную перестройку машиностроения, отказаться от устаревших производств, в том числе ВПК, и прекратить выпуск продукции, не пользующейся спросом, модернизировать перспективные предприятия. Необходимо углубить специализацию машиностроения на производстве продукции высоких технологий и товарности. А это залог эффективного развития других отраслей хозяйства района, база его самофинансирования и укрепления всей российской экономики.

Вторая важнейшая отрасль рыночной специализации промышленности района - химическая, ориентированная на его высокий производственный потенциал, научную базу и квалифицированные кадры, на потребителя внутри района и отчасти на местное сырье (каменная соль, фосфориты, бурый уголь). За последние десятилетия органическая химия и производство азотных удобрений переориентированы с подмосковного угля на нефть и газ, поступающие в район по трубопроводам и в цистернах из других районов (Западная Сибирь, Север, Поволжье и др.). Правда, это сырье сегодня слишком подорожало. По развитию химической промышленности ЦЭР лидирует среди других районов. Здесь производится 10% минеральных удобрении РФ. Фосфорные удобрения выпускаются в Воскресенске на привозных апатитовых концентратах. Добыча фосфоритов и их переработка в муку находятся в Московской и Брянской областях. Главными центрами производства азотных и сложных удобрений являются Новомосковск и Щекино, а в Смоленской области - Дорогобуж.

В ЦЭР сложилась крупная нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность (Москва, Ярославль, Рязань). На этой основе, а также на привозном вторичном углеводородном сырье развивается органическая химия. Производство синтетических смол и пластмасс находится в Московской и Тульской областях, а изделий из пластмасс - в Москве, Орехово-Зуеве и в Сафонове (Смоленская область). Район занимает ведущее место в России по выпуску химических волокон (Клин, Серпухов, Рязань, Тверь, Щекино, Шуя, Мытищи). Синтетический каучук производится в Ярославле и Ефремове на привозном нефтегазовом сырье. В Ярославле и Москве выпускается 25% производства шин РФ. Здесь же сконцентрировано производство резинотехнических изделий, а в Москве - резиновой обуви. В Ивановской области размещается производство синтетических красителей, а в Ярославской и Московской областях - изготовление лаков, красок, химических реактивов, фотохимических препаратов.

Перспективное развитие химической промышленности района сдерживается дефицитом сырья, воды, энергии и сложной экологической ситуацией. Химия должна обрести чистые технологии и ориентироваться прежде всего на внутренний рынок. Следует также укреплять производственно-экономические связи с местными предприятиями.

Третья отрасль рыночной специализации ЦЭР - легкая промышленность. На долю района приходится 1/3 производства продукции этой отрасли в РФ. Развитие легкой промышленности здесь обусловлено исторически. Имеются крупная научно-производственная база, кадры и большой потребительский спрос, разветвленные транспортно-экономические связи. Старейшей и самой крупной отраслью легкой промышленности является текстильная. В районе производится почти 83% хлопчатобумажных, 78% льняных, более 58% шерстяных, 43% шелковых тканей России. Почти вся текстильная промышленность работает на привозном сырье. Кроме этого, в больших масштабах используются химические волокна, производимые местными комбинатами. В текстильной промышленности развивается внутриотраслевая кооперация в рамках единого технологического цикла. Значительны и межотраслевые производственные связи, например с машиностроением, химической промышленностью, сельским хозяйством района. Ныне из-за экономических трудностей, кризиса неплатежей, дефицита сырья, большей частью устаревшей технологии и оборудования производство тканей резко сокращается. Но на предприятиях, выпускающих качественную продукцию, заметно возрастает ее экспорт, в том числе в страны Западной Европы.

Хлопчатобумажная промышленность сконцентрирована в Иванове и области, а также в Москве и Подмосковье (Орехово-Зуево, Серпухов), в Твери и Вышнем Волочке. Довольно развита эта отрасль в Ярославской и Владимирской областях.

Производство шерстяных тканей сосредоточено в Москве и ближайших городах. Здесь же, а также в Рязанской, Владимирской, Ивановской областях размещается и шелковая промышленность.

На производстве льняных тканей специализируются Костромская, Владимирская и Ярославская области. Главный центр льняной промышленности - Кострома. Все предприятия отрасли вырабатывают ткани из местного льна-долгунца и сырья, которое частично поставляется из соседних областей Северо-Запада и Севера (Вологодская область).

Текстильная промышленность активно участвует в общероссийском и международном территориальном разделении труда, имеет высокую товарность. Из района вывозится 3/4 всей текстильной продукции, в том числе более 4/5 хлопчатобумажной.

Отраслью рыночной специализации в районе также является полиграфическая промышленность, представленная крупными полиграфическими комбинатами - "Правда", "Известия" в Москве, а также в Чехове Московской области, в Твери, Ярославле, Владимире.

В ЦЭР развиваются многие другие отрасли легкой промышленности, а также пищевая, промышленность строительных материалов и строительная индустрия, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая и др.

Базовую роль в экономике района играет высокоразвитая электроэнергетика. Определенное значение имеет и топливная промышленность. ЦЭР - один из самых крупных в РФ производителей и потребителей электроэнергии, а также тепла. Топливная промышленность лишь частично удовлетворяет местные потребности. Добыча угля в Подмосковном бассейне сокращается, что в современных условиях не совсем оправдано. Добыча торфа (Московская, Ярославская и Тверская области) не имеет значения в энергобалансе. Снабжение топливом осуществляется в основном за счет других районов. Сюда поступает природный газ, энергетические угли, а из Поволжья с нефтеперерабатывающих заводов - мазут. Часть его производится на Ярославском, Московском и Рязанском нефтеперерабатывающих заводах. Основу электробаланса составляют тепловые станции - ГРЭС и ТЭЦ. Самая мощная электростанция - Костромская ГРЭС на газе. Крупные электростанции - Конаковская и Рязанская ГРЭС на мазуте, а также Калининская и Смоленская АЭС. В столичном регионе расположены мощные ТЭЦ, использующие в качестве топлива природный газ и мазут, иногда уголь. Каширская и Шатурская ГРЭС раньше работали на местном торфе, а теперь используют природный газ. На углях Подмосковного бассейна действуют Новомосковская, Черепетская, Щекинская ГРЭС в Тульской области. Роль гидроэлектростанций в электробалансе района невелика. Недавно пущена в эксплуатацию Загорская гидроаккумулирующая станция (ГАЭС - Сергиев Посад) для снятия пиковых нагрузок в энергосистеме. Все электростанции объединены в Центральную энергосистему, которая является главным связующим звеном Единой энергосистемы (ЕЭС) России, а также стран СНГ. Через Смоленскую АЭС, Беларусь и Польшу предполагается выход ЕЭС РФ в Западную Европу. Возможности значительного увеличения масштабов производства электроэнергии в ЦЭР ограничены не столько из-за дефицита энергоносителей, сколько по причине экологически опасных оборудования и технологии, особенно на АЭС.

Черная металлургия ЦЭР частично обеспечивает его машиностроение качественным металлом и метизами, хотя большую часть готового проката приходится ввозить. Основным металлургическим предприятием является Новотульский комбинат, выпускающий чугун, сталь и прокат, металлический порошок, а также успешно занимающийся переработкой отходов основного производства. Около Тулы находится Косогорский металлургический завод, использующий местные руды и выпускающий литейный чугун, ферросплавы. Специальные марки стали (подшипниковая, нержавеющая, инструментальная и др.) производят Московский завод "Серп и молот" и завод в г. Электростали. Здесь для выплавки стали используются лом и отходы машиностроения, что снижает себестоимость металла. В Орле и Щелкове размещаются сталепрокатные заводы, поставляющие машиностроительным предприятиям разнообразную металлопродукцию.

Все заводы цветной металлургии неполного цикла. Они занимаются переделом металлического лома, производят литье и сплавы (Москва, Кольчугино, Подольск, Мценск).

Промышленный комплекс во многом влияет на развитие других отраслей экономики и интегрируется с ними, в том числе с сельским хозяйством. Довольно интенсивно развивается агропромышленный комплекс. Здесь производится около половины сельскохозяйственной продукции Нечерноземной зоны РФ. По производству льна-долгунца и картофеля район занимает одно из первых мест в России. Возрастает его значение в общероссийских сборах ржи, пшеницы, крупяных культур, сахарной свеклы, овощей и плодов, а также в производстве молочной и молочно-мясной животноводческой продукции. Выделяется несколько зон специализации сельского хозяйства.

1. Северо-западная льняная и животноводческая со значительной переработкой молока (Смоленская, Тверская, Костромская области).

2. Зона товарного овощеводства (Ярославская область).

3. Центральная зона - специализирована на производстве овощей, картофеля, молока, говядины, свинины, мяса птицы (развито пригородное хозяйство - Московская область, часть Ивановской и Владимирской областей).

4. Южная зона - основная зерновая база района, в том числе по выращиванию пшеницы, ржи, ячменя, гречихи, зернобобовых и др. Развито картофелеводство, особенно в Брянской и Орловской областях. Из технических культур возделываются и перерабатываются на месте сахарная свекла и конопля (Орловская и другие области). Развито молочно-мясное скотоводство, свиноводство и птицеводство. Велика роль садоводства и пчеловодства.

Сельское хозяйство покрывает только часть потребности района в продовольствии и сырье. Исключение составляют картофель, овощи, молоко, льноволокно, потребность в которых почти полностью удовлетворяется местным производством. Постоянно ведется поиск эффективных форм организации АПК. Начинает развиваться фермерство, особенно в Орловской области.

Транспорт и экономические связи. ЦЭР характеризуется развитым транспортным комплексом, во многом определяющим экономическую жизнь района. По плотности железнодорожной сети район занимает 1-е место и значительно превосходит среднероссийский показатель. В грузо- и пассажирообороте ведущая роль принадлежит железнодорожному транспорту, но быстро растет доля автоперевозок. Район первенствует в РФ по протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием. Транспортный баланс пассивен. Преобладает ввоз многотоннажного сырья и топлива над вывозом транспортабельной готовой продукции. Крупнейший транспортный центр - Москва, которая является узлом 11 железнодорожных линий, 15 автомагистралей, многочисленных воздушных трасс и трубопроводов, важного участка Единого водного пути европейской части РФ. Сегодня в районе весьма актуальны многие транспортные проблемы, например техническая реконструкция железных дорог и обновление подвижного состава; создание современных автомагистралей и обустройство местных дорог; улучшение водных путей и оптимизация грузопотоков на транспорте; реализация крупных инвестиционных проектов, в частности строительства скоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург; совершенствование трубопроводной сети и усиление безопасности функционироваю транспортной системы.

В условиях перехода к рынку будут происходить изменения в специализации Центрального экономического района вследствие удорожания энергоносителей, сокращения импорта материалов для легкой и химической промышленности, уменьшения оборонного заказа. В машиностроительном комплексе района сократится доля химического, строительно-дорожного машиностроения, производства машин для АПК и легкой промышленности. Часть мощностей этих отраслей может быть перепрофилирована на производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности, а также оборудования, машин и механизмов для крестьянских и подсобных хозяйств, небольших мастерских. Увеличится доля наукоемких отраслей: приборостроения, станкостроения, электроники, а также автостроения. Эти отрасли в перспективе могут стать основой экспортного потенциала района. Наибольшие структурные изменения произойдут в конверсионных отраслях машиностроения, где будет осуществляться перепрофилирование предприятий (по разным оценкам 15-30%) на производство оборудования для топливно-энергетического и химико-лесного комплексов, транспорта и связи; возрастет роль электроники и производства средств автоматизации и управления.

В легкой промышленности сократится доля текстильной подотрасли из-за трудностей с обеспечением сырьем. Основные перспективы в отрасли будут иметь производства, либо ориентированные на местный рынок (чулочно-носочные, трикотажные, швейные), либо имеющие экспортные возможности (льняное, особо модные изделия по моделям отечественных художников, народные промыслы).

Наши рекомендации