Девять естественных законов лидерства

по Уоррену Бланку (1995)

1. У лидера есть готовые идти за ним последователи-союзники.

2. Лидерство – это сфера взаимодействия.

3. Лидерство происходит как событие.

4. Лидеры пользуются влиянием, выходящим за пределы формальной власти.

5. Лидеры действуют за пределами формальных процедур.

6. Лидерство сопряжено с риском и неопределенностью.

7. Инициативы, выдвинутые лидером, подхватывают не все.

8. Лидерство – продукт сознания, способности к переработке информации.

9. Лидерство – самопроизвольно возникающее явление. Лидеры и последователи обрабатывают информацию в рамках собственных субъективных, внутренних оценок и соотнесений.

Роли и обязанности лидеров

· Переход от разработки стратегии к формированию видения будущего организации.

· Переход от роли командира к роли рассказчика.

· Переход от роли архитектора систем к роли проводника изменений и служителя другим людям.

Факторы, определяющие способность к лидеру

· Генетически обусловленные задатки и опыт первых лет жизни.

· Образование с акцентом на гуманитарные науки.

· Жизненный опыт.

· Профессиональная подготовка.

Эволюция теорий лидерства

Эволюция теорий лидерства отражает изменения общества в целом, в том числе норм, установок и ментальности людей.

Группы теорий лидерства

· Теории великого человека – лидер имеет некоторые врожденные характеристики «героя», которые позволяют ему приобретать власть и влияние над людьми.

· Теории личностных качеств – основаны на предположении о том, что выделение «особых» качеств позволит прогнозировать становление и воспитание лидеров.

· Поведенческие теории– создали основу для классификации стилей руководства или стилей поведения руководителей.

· Ситуационные теории– основаны на взаимосвязи стилей руководства и конкретных рабочих ситуаций. Лидеры могут оценивать ситуацию и адаптировать к ней свое поведение.

· Теории влияния– основаны на влиянии друг на друга лидера и группы (харизматическое лидерство; лидерство, основанное на видении).

· Теории взаимоотношений– основаны на взаимоотношениях лидера и его группы и их влиянии друг на друга (трансформационное лидерство, теории обслуживающего лидерства, теория личностных качеств, необходимых лидеру для установления конструктивных взаимоотношений: эмоциональный интеллект, ум, честность, высокая мораль, смелость).

· Современные теории лидерства– основаны на формировании организационной культуры, создании обучающейся организации и инновационном лидерстве.

Тема 2. Научные концепции лидерства

План

2.1. Теории личностных качеств.

2.2. Поведенческие теории лидерства.

2.3. Теория индивидуализированного лидерства.

2.4. Ситуационные подходы к лидерству.

Теории личностных качеств

Первые попытки понять сущность лидерства были сосредоточены на изучении личностных качеств лидера. Личностные качества – это индивидуальные отличительные черты лидера (интеллект, честность, уверенность в себе, настойчивость и др.) В исследованиях начала ХХ века была сформирована теория великой личности. Теория великой личности определяет качества лидера, отличающие его от остальных людей. Однако в большинстве исследований была обнаружена слабая связь между личностными качествами и успехом лидера (Fred E. Fiedler, 1954, 1958, 1967).

Развитие психологии способствовало изучению личностных качеств лидеров с помощью анкет и тестов. Оценивались особенности личности (креативность, уверенность в себе), физические параметры (возраст, энергичность), способности (объем знаний, свободное владение речью), социальные качества (популярность, коммуникабельность) и качества, связанные с работой (стремление добиться высоких результатов, упорство в преодолении трудностей). Эффективными лидерами признавались те, которым удавалось добиться высоких результатов, занять более высокую должность и зарабатывать деньги.

В 1948 году Р.М. Стогдилл (R.M. Stogdill) провел обзор более 100 научных исследований, проводившихся в рамках теории личностных качеств. Он выделил личностные особенности успешных лидеров: интеллект, инициативность, навыки взаимодействия, уверенность в себе, стремление взять на себя ответственность, честность, агрессивность, независимость, устойчивость к стрессам. Вывод Стогдилла: наличие отдельных качеств не гарантирует успеха; значения отдельного качества зависит от конкретной ситуации.

В 1990-е годы интерес к изучению личностных качеств возрос в связи с проследованиями эмоционального интеллекта и его составляющих (самосознание, способность владеть своими эмоциями, способность сохранить оптимизм, внимательное отношение к окружающим, коммуникабельность и др.)

Наши рекомендации