Преобразование отношений собственности.
Процесс реформирования собственности может осуществляться различным образом:
• эволюционно или революционно;
• со сменой формы собственности или в рамках существующей.
Трансформация отношений собственности возможна в результате:
• национализации или денационализации;
• этатизация (огосударствления) или разгосударствления;
• приватизация или реприватизация.
Национализация—это процесс превращения частной собственности в государственную. Национализация может осуществляться различными путями:
• через безвозмездную конфискацию имущества;
• полный или частичный выкуп объекта.
Следствием неограниченной национализации может стать огосударствление или этатизация (от фр. Еtаt - государство) экономики, проявляющаяся в следующих формах:
• господстве государственной собственности;
• монополии государства на принятие основных экономических решений;
• выполнении государством чрезмерных, несвойственных ему функций
Огосударствление приводит к неэффективности экономической системы, её бюрократизации, уничтожению конкуренции, нарастанию социальных противоречий. В результате этого возникает объективная необходимость в проведении денационализации.
Денационализация—процесс противоположный национализации, связан с преобразованием объектов государственной собственности в другие формы, прежде всего на основе разгосударствления и приватизации.
Разгосударствление(деэтатизация)—это передача от государства юридическим лицам частично или полностью функций прямого хозяйственного управления, формирование многоукладной, «смешанной» экономики. Формально разгосударствление затрагивает не форму собственности, а механизм её реализации. Разгосударствление означает:
• сокращение доли госсектора в экономике;
• уменьшение доли национального продукта, перераспределяемого через госбюджет;
• коммерциализацию государственных предприятий путём контрактной системы, акционирования при сохранении контрольного пакета за государством, развития арендных отношений;
• ликвидацию государственной монополии внешней торговли;
• выведение субъектов из-под прямого административного
управления государственными органами.
Приватизация—это передача государственной собственности в частную, поэтому приватизацию можно рассматривать как продолжение процесса разгосударствления.
Программы приватизации в мировой практике определялись следующими побудительными мотивами:
• идеологическими, направленными на изменение границ государственного и частного секторов в пользу последнего во имя расширения свободы действий субъектов;
• экономическими, направленными на либерализацию экономики. В рамках данного подхода исходили из того, что государственное производство менее эффективно, чем частное по внутренне присущим характеристикам, к которым относятся закрытость от конкуренции и уверенность в экономической поддержке государства;
• финансовыми, направленными на сокращение дефицита государственного бюджета, сокращение потребностей государственного сектора, расширении рынков капиталов.
Выбор способов приватизации зависит от целого комплекса факторов (политических, экономических, финансовых, социальных и т.д.). Основными мeтодами приватизации являются:
• массовая бесплатная приватизация на основе выдачи чеков, ваучеров, купонов в зависимости от трудового стажа, возраста, состава семьи граждан. Этот метод позволяет сравнительно быстро распределить государственную собственность среди населения, создав негосударственные формы собственности. В условиях бесплатного и уравнительного распределения на первый план выступают социальные интересы. В процессе реализации этого метода нередко изменения отношений собственности носит формальный характер, не возникает серьёзных стимулов к изменению эффективности производства и удовлетворению финансовых интересов государства.
• передача или льготная продажа государственных активов приватизируемых предприятий трудовому коллективу. Данный метод также является социально наиболее приемлемым и обеспечивает бесконфликтное в целом первичное распределение госсобственности. Изменения эффективности производства связаны во многом с решением проблем управления собственностью.
• приватизация методом прямых продаж государственных активов по рыночной стоимости. Преимуществом этого метода является поступление доходов в бюджет, инвестиций в приватизируемое предприятие, возрастает эффективность производства, но возможно обострение социальных противоречий. К наиболее распространённым способам приватизации в данной форме относятся: полная продажа государственных предприятий частным лицам, допуск частного капитала в государственный сектор, продажа акций предприятий, выкуп арендованного имущества, купля-продажа по конкурсу или на аукционе.
Реализуются следующие формы приватизации:
• акционирование - трансформация государственных предприятий в открытые или закрытые акционерные общества путём эмиссии и продажи акций;
• аренда с выкупом - договор аренды имущества с последующим выкупом, что ведёт к перераспределению прав собственности;
• инвестиционный конкурс - продажа государственных предприятий при осуществлении со стороны покупателей инвестиционных программ. Право собственности переходит к тому, кто предложил максимальный объём инвестиций;
• коммерческий конкурс - продажа активов при согласии покупателя на выполнение определённых условий и предложения максимальной цены. При продаже могут оговариваться следующие условия: по сохранению рабочих мест, профиля предприятия, обязательств по дополнительному инвестированию. Коммерческий и инвестиционный конкурсы могут проводиться путём открытых торгов (в присутствии претендентов) или закрытых (закрытого тендера), когда предложения подаются в закрытых конвертах.
• аукцион- продажа по максимальной цене на открытых торгах от покупателя при этом не требуется выполнения каких-либо условий по отношению к объекту собственности.
В отдельных странах в ходе преобразования собственности иногда используется такой способ как реприватизация - возврат ранее конфискованной или национализированной собственности безвозмездно прежним собственникам. Реприватизация проводилась в 80-е годы ХХ-го века в ряде стран Западной Европы, а в 90-е- в некоторых постсоциалистических странах.
Таким образом, основной стратегической целью разгосударствления и приватизации является преодоление в национальной экономике застойных явлений, повышение эффективности функционирования, создание конкурентной среды, ускорение социально-экономического развития.
В преобразовании собственности в РБ выделяют четыре этапа. На первом этапе (1991-1992) приватизация осуществлялась «стихийно», в основном по инициативе самих экономических субъектов и за их средства. Отсутствие разработанной законодательной базы, контроля за легализацией доходов, монополизации информации о продаже рентабельных объектов превратили приватизацию в «прихватизацию», растаскивание государственной собственности, что потребовало проведения серьёзной подготовительной работы по её совершенствованию. Среди негативных тенденций этого этапа следует выделить следующие: занижение стоимости производственных фондов, преобладание кредитных средств как источника выкупа, неразработанная методика определения рыночной стоимости объектов, слабый учёт рентабельности производства, льготный режим приобретения для трудовых коллективов, используемый директорским корпусом для злоупотреблений (перепродажи, сдачи в аренду т.п.).
На втором этапе (1993-1995 гг.) в действие вступили основополагающие законодательные акты: «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в РБ», « Об именных приватизационных чеках», Государственная программа приватизации. Основными методами приватизации стала: преобразование государственных предприятий в открытые акционерные общества, выкуп арендованного имущества, продажа на аукционе и по конкурсу малых предприятий коммунальной собственности и объектов незавершённого строительства. Факт создания приватизируемого государственного имущества всем народом, низкий жизненный уровень населения, незначительные денежные сбережения сделали приоритетными бесплатную приватизацию на основе чеков «Имущество» и «Жильё» и продажу предприятий по льготным ценам трудовым коллективам. Основной целью было создание смешанных форм собственности, снижение огосударствления, развитие конкуренции.
На третьем этапе (1995-2005 гг.) происходило дальнейшее совершенствование механизмов трансформации собственности, основой которого стали Декрет Президента Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» (1998) и Концепция управления государственным имуществом на 2001-2005 гг. Политика приватизации и трансформации собственности основывалась на двух основных принципах: росте эффективности производства через постепенное и сбалансированное осуществление реформ и учёте социальных факторов и последствий преобразований. При реформировании собственности Республика Беларусь исходила из того, что ускоренное преобразование государственных предприятий в негосударственные может привести к резкому сокращению числа работающих и росту напряжённости в стране. Одновременно преобладание денежных форм приватизации на данном этапе стимулировало появление новых эффективных собственников.
На современном четвертом этапе РБ проходит “точечное реформирование” объектов государственной собственности на основе индивидуального подхода, базирующегося на изучение инновационного потенциала предприятий, возможности внедрения новых технологий, экономической эффективности. Собственность передается, как правило, покупателю, выбранному на конкурентной основе и на условиях, согласовавшихся в ходе переговоров. В зависимости от условий приватизации правительство может оставить за собой осуществление общего руководства и контроля, сохранение доли в уставном капитале, участие в Совете директоров, обладание “золотой акцией” и т.д.
В целях повышения эффективности использования имущества, находящегося в республиканской собственности, принято постановление Совета министров от 30 апреля 2004 года, в соответствии с которым Министерству экономики поручено составить график подготовки объектов к отчуждению, если свыше пяти лет объекты не используются или неэффективно используются. Основным способом приватизации государственных предприятий останется их преобразование в открытые акционерные общества с последующей продажей принадлежащих государству акций.
Одновременно стал использоваться метод продажи убыточных объектов за символическую плату. Так, в 2006 году дочернее торговое предприятие “Закат” в г. Новогрудок (Гродненская область), численность работающих 25 человек, продано по конкурсу за 1 базовую величину 31 тыс. рублей, так как его финансовые обязательства на 19,9 млн. рублей превышали активы баланса. В целом реформирование отношений собственности направлено на улучшение структуры государственного имущества, совершенствование системы управления, а также обеспечение долгосрочной и эффективной работы реформируемых предприятий.
Одновременный переход к новым отношениям собственности в Беларуси осуществляется на основе взвешенного подхода, ориентированного на сохранение стабильность социально – экономических условий. Беларусь, отказавшись от варианта “шоковой терапии”, проводит эволюционное реформирование экономики. “Белорусская модель” социально – ориентированной экономики, принятая за основу развития, сочетает свободную частную инициативу, конкуренцию с активной ролью государства, экономическую эффективность с высоким уровнем социальной защиты граждан. Эволюционный подход позволяет сверить действия правительства с происходящими изменениями и не допускать потрясений в стране, поскольку конечной целью реформирования экономики является не скорость приватизации, а рост благосостояния населения.
Всего за время проведения реформ (на 1 июля 2006 года) приватизировано 4103 объекта государственной собственности, в том числе 1088 объектов республиканской и 3108 – коммунальной собственности. Общая численность работающих на реформированных предприятиях составила около 960 тыс. человек.
Из общего числа реформированных государственных предприятий 1941 (47,8%) – преобразовали в открытые акционерные общества, 724 (17,8%) – выкуплены коллективами работников, 422 (10,7%) – проданы по конкурсу, 976 (24,1) – на аукционах.
В отраслевом разрезе реформировано 534 промышленных предприятия или 37,5% от общего количества государственной собственности данной отрасли; 289 строительных организаций (30,5%); 1508 объектов торговли и общественного питания (72,5 %), 759 предприятий АПК (44,9 %); 973 организации в других отраслях народного хозяйства.
Перечень объектов республиканской собственности, подлежащих приватизации, ежегодно формируется Министерством экономики Республики Беларусь на оснований предложений республиканских органов государственного управления. Перечень объектов коммунальной собственности формируется местными органами. Информация о готовящихся к приватизации объектов государственной собственности, ходе подготовке к акционированию, возможностях участия в этом процессе отечественных и иностранных инвесторов публикуется в периодической печати и на официальном сайте Министерства экономики в сети ИНТЕРНЕТ.
Осуществление мер по разгосударствлению и приватизации привело к следующим принципиальным изменениям в отношениях собственности:
• установлен плюрализм (многообразие) форм собственности;
• преодолена монополия государственной собственности;
• произошло становление новых форм хозяйственной деятельности;
• широкое распространение получили смешанные формы собственности, где ведущее место заняла акционерная собственность;
• сформирована инфраструктура рынков, обслуживающих разнообразные формы собственности.