Хронология экономической интеграции в ЕС, экономические последствия расширений ЕС, долговой кризис ЕС
Поскольку Венгрия, Польша и Чехия будучи небольшим регионом интегрируются в обширный внутренний рынок ЕС, то их выигрыш от этого в среднем будет примерно в 10 раз выше, чем старых членов данного сообщества. Моделирование по трем этим странам показывает следующее. В предстоящие 10 лет, включая подготовительный этап 2001-2004 гг., Венгрия и Польша смогут увеличить свой ВВП в неизменных ценах приблизительно на 8-9%, что будет соответствовать годовому приросту примерно 1%. Выигрыш Чехии ожидается несколько скромнее: общий прирост ВВП в те же годы оценивается 5-6%, а годовые темпы – 0,5-0,75%.
У старых участников Евросоюза за 2005-2010 гг. ВВП увеличится в среднем примерно на 0,5% (или на 0,1% в год). Те страны, которые подобно Италии, Австрии и Германии поддерживали тесные торговые отношения с государствами ЦВЕ, окажутся в большем выигрыше. В Австрии, например, суммарный рост ВВП в неизменных ценах за этот период достигнет 0,75%, что будет соответствовать среднегодовому приросту 0,15%.
В целом же и нынешние члены ЕС и только вступающие в него в результате расширения окажутся во взаимно выигрышной ситуации. Однако для некоторых из них издержки превысят выигрыш. Это относится прежде всего к Испании, Португалии и Дании. Первоначальный небольшой прирост ВВП в этих странах быстро сменится снижением.
На основе расчетов по Венгрии, Польше и Чехии можно сделать примерную экстраполяцию эффекта расширения ЕС для всех 10 кандидатов из ЦВЕ. Учитывая размеры их ВВП и тесные торговые отношения с ЕС макроэкономический эффект от их включения в него мог бы стать примерно на 1/3 выше как для старых, так и для новых его членов по сравнению с предложенными выше оценками. В долгосрочной перспективе (до 2010 г.) это могло бы означать, что суммарный прирост ВВП в неизменных ценах в государствах ЦВЕ составил бы около 12%, а в странах ЕС – около 0,66%.
Подчеркну, что для большинства действующих участников Евросоюза расширение пройдет более гладко, если будет принято положительное решение по ходатайству Германии и Австрии относительно 7-летней отсрочки предоставления гражданам Центральной и Восточной Европы права на свободное передвижение в пределах его внутреннего рынка.
Во второй половине 2009 среди инвесторов начало распространяться беспокойство относительно кризиса государственных заимствований (англ.)русск. ряда европейских стран. Его значительный рост к началу 2010 года всё более затруднял рефинансирование греческих, ирландских и португальских задолженностей.[1][2] Указанные кризисные явления сперва распространились среди таких стран еврозоны как Греция, Ирландия, Италия, Испания и Португалия, а потом перекинулись и на другие страны ЕС, в том числе находящиеся вне зоны обращения евро. Исландия, пережившая очень глубокий кризис в 2008 году, в ходе которого подверглась коллапсу вся банковская система страны, на этот раз пострадала от кризиса в меньшей степени, отчасти благодаря решению не выплачивать долги иностранным банкам. Это непростое решение было принято в ходе национального референдума. В странах, входящих в ЕС, особенно в тех, что по примеру США проводили массивные вливания в банковскую систему для её спасения, стремительно росла долговая нагрузка на государственные финансы. Именно затруднения государств своевременно выплачивать проценты и «тело» кредитов без дальнейших, всё возрастающих заимствований привели к росту разрыва в доходности по облигациям и стоимости CDS между вышеназванными странами и другими членами ЕС, в первую очередь по сравнению с эталоном надёжности — Германией.[3][4]
Панику среди инвесторов вызвало массовое снижение рейтингов стран ЕС. 9 мая 2010 года Совет министров финансов ЕС постановил сформировать специализированного резервного фонда размером (изначально) в 750 млрд евро, основной целью которого является обеспечение финансовой стабильности на европейском континенте — Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF).[5] 2 мая 2010 года страны еврозоны и Международный валютный фонд договорились о 110-миллиардном кредите для Греции, который должен сопровождаться очень жёсткими мерами экономии. Сразу же после этого был предоставлен 85-миллиардный пакет для Ирландии и 78-миллиардный план по выкупу государственных долговых бумаг Португалии. Все эти шаги имели своей целью остановить распространение кризиса, начавшегося в Греции и распространявшегося по всему континенту.
[править]
PIGS: Португалия, Италия, Греция и Испания
PIIGS: с Ирландией
Great PIIGS или PIIGGS: с Великобританией Информация в этом разделе устарела.
Вы можете помочь проекту, обновив его и убрав после этого данный шаблон.
Несмотря на принимаемые меры, проблемы нескольких стран участниц превращались в системный кризис всей еврозоны.[6] В мае 2011 греческий государственный долг оказался в центре внимания всего мира.[7] Греческое общество в подавляющем большинстве отвергало любые предложения, направленные на экономию государственных средств, выражая своё недовольство забастовками и уличными акциями протеста, переходившими в беспорядки. В конце июня 2011 греческое правительство направило в парламент законопроекты, предусматривающие экономию бюджетных средств в размере 28 миллиардов евро в течение следующих 5 лет. В случае принятия предложенных изменений грекам обещали предоставить 12 миллиардов евро из общеевропейского фонда. Без указанного денежного вливания правительство Греции было бы вынуждено объявить о банкротстве уже в середине июля 2011 года.[8]
В конце октября 2011 года на саммите ЕС лидеры стран-участниц еврозоны одобрили пакет мер, которые должны остановить неудержимый рост государственных долгов. Были приняты решения о списании 50% долгов Греции, увеличении EFSF до €1 трлн и доведении минимального порога собственного капитала европейских банков до 9%.[9