Вопрос 35. Торговая политика— относительно самостоятельное направление бюджетно-налоговой политики правительства
Торговая политика— относительно самостоятельное направление бюджетно-налоговой политики правительства, связанное с государственным регулированием объемов внешней торговли через налоги, субсидии и прямые ограничения на импорт или экспорт.
Большинство экономистов последовательно выступают за либерализацию внешней торговли, так как эффекты торговых ограничений имеют краткосрочный характер, а в более долгосрочной перспективе только свободная торговля приводит к рациональному размещению и использованию экономических ресурсов. Однако на практике на пути свободной торговли стоит большое количество барьеров, которые используются в качестве инструментов торговой политики, — тарифов, квот, добровольных ограничений экспорта и так далее.
Наиболее распространенным видом ограничения торговли является тариф— таможенная пошлина на импорт. При введении тарифа отечественная цена импортного товара поднимается выше мировой цены:
внутр. цена импортн. товара= Мир цена + тариф; {тариф=МЦ*тарифн ставка}
Тариф на импорт обеспечивает защиту отечественных производителей аналогичных товаров, а отечественные потребители оказываются в числе проигравших, так как облагаются дополнительным налогом через возросшие цены.
В условиях свободной торговли внутренние цены товаров (Pd) будут близки к мировым ценам (Pw) и избыток спроса над предложением покрывается за счет импорта (см. рис. 14.1).
В результате введения тарифа импорт сокращается до величины Q's Q'd При этом отечественное производство товара возрастает от Qs до Q's, а внутреннее потребление снижается от Qd До Q'd.
Отечественное производство расширяется, потому что отечественные производители не платят тариф и поэтому могут производить свои товары с более высокими предельными издержками, чем на мировом рынке. Тариф на импорт, таким об-разом, защищает низкоэффективныеотрасли отечественного производства от иностранной конкуренции. При этом отечественные потребители в целом сокращают свои закупки из-за повышения цен как на отечественные, так и на импортные товары. Чистые потери потребителейот введения тарифа образуют область ("а + b + с + d"), которая характеризует сокращение величины потребительского излишка.
Часть возросших платежей потребителей поступает теперь отечественным производителям в виде возросших прибылей от продаж (площадь "а"). Отечественные фирмы в импортозамещающих отраслях реализуют теперь свой первоначальный объем выпуска Qs по возросшим ценам и получают дополнительную прибыль от прироста объема производства до Q 's и реализации этой продукции по цене с тарифом. В данном случае происходит перераспределение дохода потребителей в пользу производителей, хотя определенные группы потребителей, которые владеют акциями фирм в импортозамещающих отраслях, могут получить возросшие доходы от введения тарифа.
Выигрыш производителейот введения тарифа на импорт не перекрывает потерь отечественных потребителей. Потери эти оказываются тем более существенными, чем сильнее оказывается общий импульс к повышению уровня цен и уровня инфляции, задаваемый введением торговых ограничений.
Тариф на продукт какой-либо отрасли является защитой не только по отношению к фирмам собственно этой отрасли, но и к отраслям, поставляющим данной отрасли сырье и материалы. Поэтому различают номинальный и фактический уровни защитного тарифа.
Фактический уровень защитного тарифав отрасли — величина (в процентах), на которую увеличивается созданная в этой отрасли добавленная стоимость единицы продукции в результате функционирования всей тарифной системы. Если конечная продукция отрасли защищена более высокой пошлиной, чем ее промежуточная продукция, то фактический уровень защитного тарифа превысит его номинальный уровень.1
Площадь "с" поступает в государственный бюджет и выступает поэтому в виде выигрыша государства,который равен величине импорта, умноженной на величину тарифа. Эти доходы являются трансфертом от потребителей в пользу государства, которое может использовать эти средства в соответствии с -целями бюджетно-налоговой политики:на развертывание допол-
нительных социальных программ, на снижение подоходного налога, на увеличение заработной платы государственных служащих и так далее. Часть этих средств может быть, таким образом, возвращена потребителям, но часть их может оказаться безвозвратно потерянной в виде издержек, связанных с бюрократической деятельностью администрации и "протаскиванием" в парламенте тарифов, защищающих интересы отдельных групп, что особенно характерно для переходных экономик.
Чистые потери национального благосостоянияпредставлены областями "b" и "d". Область "b" представляет производственныйэффект тарифа— сокращение благосостояния вследствие переключения потребительского спроса с более дешевой импортной продукции на более дорогую отечественную. Возросшие платежи потребителей стимулируют расширение неэффективного отечественного производства с высокими предельными издержками, в то время как при отсутствии тарифной защиты ресурсы труда и капитала могли бы быть использованы более эффективно в других секторах экономики.
Область "d" представляет потребительский эффект тарифа— сокращение благосостояния вследствие вынужденного снижения потребления. Потребители согласны были бы заплатить за дополнительное количество товара цену в интервале от Pw до Pd для того, чтобы удовлетворить свой спрос, не сокращая его. Однако тариф не позволяет этого сделать, и поэтому внутреннее потребление снижается. ;