IV. Рекомендуемые источники. Дополнительная литература
Основная литература
1. Киселева Е.А., Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учебник / Под ред. М.Н. Чепурина – Киров: АСА, 2011. Глава 3.
Дополнительная литература
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник – М.: Проспект, 2009.
2. Вечканов Г.С. Экономическая теория.2-е изд. – СПб.: Питер, 2009.
3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник. – М.: Норма, 2009.
4. Янова В.В. Экономическая теория: учеб. Пособие – М.: НОРМА, 2009.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Почему потребности человека называют «движущей силой» производства?
2. Что имеют в виду, утверждая, что каждая экономическая система сталкивается с фактом ограниченности ресурсов?
3. Существуют ли границы производственных возможностей?
4. В чем смысл экономической эффективности?
5.Раскройте сущность производственных возможностей и координирования экономических выборов. Стихийный порядок. Иерархия и власть.
Тема 1.3.Основные формы общественного хозяйства
I. Задания для самостоятельной работы
1. Дать общее определение и показать специфику натурального хозяйства и товарного хозяйства.
2. Изучить особенности процесса первоначального накопления капитала.
3. Изучить сущность, функции рынка.
4.*Охарактеризовать множественность определений рынка.
5. Проследить в историческом аспекте изменение характера товарного производства.
6. Выполнить задания Рабочей тетради по теме №3.
II. План семинарского занятия
1. Формы общественного хозяйства. Натуральное хозяйство и товарное хозяйство.
2. Разделение труда и товарное производство.
3. Рынок: общая характеристика.
III. Рекомендации по выполнению заданий и
подготовке к семинарскому занятию
Изучение темы целесообразно начать с уяснения процесса перехода к товарному производству. Сначала необходимо выявить основные черты товарного производства и исторические условия его возникновения. Важно уяснить специфику разделения труда. Представляется важным теоретическое обоснование роли процесса первоначального накопления капитала. Далее рассмотрите сущность, свойства товара. Кроме того, необходимо проследить развитие категорий стоимость, полезность, ценность.
Изучение третьего вопроса семинарского занятия целесообразно начать с рассмотрения множественности определений рынка, проследить эволюцию взглядов на рынок. Следует охарактеризовать функции рынка. Изучая структуру рынка, следует прежде выявить критерии, например, отраслевой, характер продаж и т.п. При исследовании инфраструктуры рынка следует выявить ее сущность, основные элементы, функции. Приведите примеры элементов инфраструктуры для различных видов рынков. Применительно к современной России обоснуйте главные проблемы формирования рыночной инфраструктуры.