Социально-трудовые отношения в экономических зонах Китая

Свободная, или особая экономическая зона (ОЭЗ) - ограниченная часть национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, валютного, визового, трудового режима и т.д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала.

Для привлечения иностранного капитала в экономику КНР в конце 70-х годов в двух приморских провинциях - Гуандун и Фуцзянь были созданы четыре особые экономические зоны, где инвесторам предоставлялись необходимые правовые гарантии. В апреле 1988 г. на сессии ВСНП было принято решение об образовании еще одной ОЭЗ на острове Хайнань, получившей статус провинции.[11]

В отличие от используемых в стране, в ОЭЗ применялись иные принципы найма и оплаты труда. Так, уже с конца 70-х годов набор работников в смешанных предприятиях осуществлялся на основе трудовых контрактов, в которых фиксировались уровень заработной платы, премий и штрафов, продолжительность рабочего дня и отпусков, порядок увольнения, условия социального страхования и т.д.

В каждой ОЭЗ действуют государственные бюро по трудоустройству и хозрасчетные компании трудовых услуг. Администрация предприятия сообщает им о своих потребностях в кадрах и либо самостоятельно осуществляет их подбор в любом районе Китая, либо приглашает работников из-за рубежа. Любое китайское учреждение и предприятие обязано перевести на работу на предприятие необходимых последнему специалистов, но на практике это часто не соблюдается.

При найме на работу на предприятие работник проходит квалификационный экзамен и заключает контракт, сначала «испытательный» на полгода, затем, при согласии сторон, официальный - на 3-4 года. Предприятие имеет право уволить работника, не соответствующего требованиям контракта, однако на это необходимо разрешение местных органов труда. При увольнении работника предприятие выплачивает ему компенсацию в соответствии с отработанным сроком.

В системе заработной платы действует принцип: «ниже, чем в Гонконге, выше, чем во внутренних районах страны». Доход рабочих и служащих складывается из сравнительно низкой основной зарплаты и многочисленных надбавок, в сумме ее превышающих. В рамках реформы зарплаты в ОЭЗ надбавки и дотации включаются в заработную плату. На большинстве предприятий, в т.ч. и смешанных, зарплата состоит из следующих элементов:

- основная (зарплата по разрядам) - около 31% общей суммы;

- по занимаемой должности - около 37%;

- «плавающая», зависящая от итогов хозяйственной деятельности предприятия и трудового вклада работника, - около 22%;

- надбавки за работу в смешанных предприятиях в пограничных районах, антиинфляционные дотации - около 10%.

Применяются и различные формы сдельной оплаты труда. Предприятия имеют право определять не только нормативы и формы зарплаты и окладов, но и систему вознаграждений и денежных пособий.

Реформа системы оплаты труда на предприятиях ОЭЗ началась в первой половине 80-х годов. В результате доля основной заработной платы, рассчитываемой исходя из тарифной ставки, заметно сократилась, дополнительные же выплаты, зависящие от количества и качества труда, возросли.

В 1982 г. на восьми предприятиях торговли, материально-технического снабжения и финансов в Шэньчжэне использовались три модели начисления заработной платы. Первая практиковалась на старых предприятиях с большим количеством занятых. Чтобы обеспечить всем установленный в Шэньчжэне в 80-е годы прожиточный минимум - 75 юаней на человека в месяц, сохранялись основные ставки заработной платы, определяемые исходя из уровня квалификации, стажа работы, должности, степени ответственности и трудового вклада, при постепенном увеличении доли «плавающей» части. Вторая - на всех остальных госпредприятиях, где заработная плата каждого зависела только от результатов труда и прибыли. Третья модель использовалась коллективными предприятиями розничной торговли: здесь уровень оплаты напрямую был связан с прибылью.

В ОЭЗ раньше, чем в других районах КНР, перешли и на новую систему социального страхования: большая часть расходов (в частности, на пенсионное обеспечение) была передана в управление городским властям в отличие от прежней модели, когда ответственность за пенсионное обеспечение своих работников несли предприятия.

Было образовано три фонда, обслуживающих:

· постоянный персонал смешанных и кооперативных предприятий с участием иностранного капитала;

· «контрактных» работников и всю остальную рабочую силу окружных и уездных коллективных предприятий ОЭЗ;

· рабочих и служащих государственного и коллективного секторов в городах и на территории ОЭЗ.

Основные источники пополнения фондов социального страхования - отчисления фирм в городские компании соцстраха: предприятия с участием иностранного капитала выплачивают 25% ФОТ, все остальные - 20%.

Что касается поддержки безработных, то в ОЭЗ она значительно весомее, нежели в целом по стране. Скажем, в Шэньчжэне пособие по безработице каждому уволенному начисляется в размере 10,5-31% среднемесячного дохода, рассчитанного исходя не из его заработной платы, а из средних ставок, установленных для различных категорий граждан (для молодых мужчин - 1466,6 юаня в месяц, мужчин среднего возраста - 1504,3, для молодых женщин - 1122,1, женщин среднего возраста - 898,2 юаня). До нового трудоустройства (но не более двух лет) безработный может рассчитывать на ежемесячное пособие: женщинам выплачивается 200-270 юаней, мужчинам - 240-460. Это заметно превышает не только размер пособий по безработице, но и месячный заработок граждан в большинстве провинций Китая.[12]

Таким образом, те, кто трудится в ОЭЗ, оказываются в привилегированном положении - по уровню заработной платы, пенсионному обеспечению и размерам социальных пособий. Более того, рост объемов производства и экспорта продукции способствует улучшению их материального благосостояния. В результате разрыв в доходах трудящихся в ОЭЗ и остальных районах страны не только не уменьшается, но и неуклонно увеличивается.

Будущее ОЭЗ стало предметом дискуссий. КНР вступила во Всемирную торговую организацию, одним из условий членства в которой является равенство условий торговли по всей территории страны, в связи с чем потребуется определенная юридическая корректировка статуса ОЭЗ.

В этих условиях руководство КНР, подтверждая неизменность основных положений политики в отношении ОЭЗ, вынуждено идти на определенные коррективы, устраняющие некоторые льготы. Однако вопрос о совместимости существования многочисленных, значительных по территории ОЭЗ с базовыми принципами рыночной экономики, остается в повестке дня.

Таким образом, особые экономические зоны Китая стали основой для последующего экономического развития страны и становления ее как одной из ведущих стран мира. Они позволили внедрять принципы рыночной экономики и иностранного сотрудничества, несмотря на господствующий в стране политический строй.


Наши рекомендации