Факторы формирования оборота розничной торговли
Формирование оборота розничной торговли осуществляется под влиянием факторов, которые можно объединить в следующие группы:
1. Факторы, связанные со спросом населения: численность и состав обслуживаемого населения, денежные доходы и их дифференциация по группам населения, структура расходов различных социальных групп населения, достигнутый уровень удовлетворения спроса населения на товары и др.
2. Факторы, связанные с товарным предложением: развитие производства потребительских товаров в регионе, технический уровень производства, качество товаров, развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей.
3. Факторы, связанные с ценовой политикой: уровень розничных цен на товары в торговой сети, конкуренция на региональных рынках, государственное регулирование цен.
4. Факторы, связанные с организацией торговли: формы и методы продаж, реклама, организация товароснабжения, состояние МТБ, режим работы, квалификация работников и т.д.
ОРТ - это показатель, характеризующий мощность торгового предприятия, т.к. по его величине можно судить об объёме деятельности предприятия. Также ОРТ используется для расчёта трудоёмкости, производительности труда, фондоотдачи и фондоёмкости.
Развитие розничного ТО должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда.
I соотношение обеспечивает сбалансированность спроса и предложения:
ТРпоступления товаров > ТРОРТ > ТРТЗ > ТРD
II соотношение обеспечивает повышение эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия:
ТРБП > ТРОРТ > ТРФОТ > ТРЧ
или
ТРR > ТРПТ > ТРср.ЗП одного работника
Главной целью деятельности торгового предприятия в современных рыночных условиях является получение максимальной прибыли при условии удовлетворения потребительского спроса населения. Для достижения данной цели необходимо увеличивать объем продаж, причём в большей степени, чем увеличиваются издержки обращения. Только такой рост приведёт к увеличению суммы прибыли и рентабельности торгового предприятия.
По классификации ООН, ОРТ относится к показателям, отражающим уровень жизни населения. Для характеристики уровня жизни анализируют уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров на душу населения, обеспеченность жильём и благоустройство быта, качество медицинского обслуживания и др.
Задания для практической работы
Задание 1. Пользуясь таблицей, проанализируйте динамику продажи товаров в магазине по кварталам, а также изменение удельного веса по каждому кварталу по сравнению с прошлым годом и с планом.
Квартал | Прошлый год | Отчётный год | Отклонение, % | |||||
Сумма, тыс. руб. | УВ, % | План | Факт | От плана | От прошлого года | |||
Сумма, тыс. руб. | УВ, % | Сумма, тыс. руб. | УВ, % | |||||
I | 25,8 | 25,6 | 25,7 | +2,9 | +6,2 | |||
II | 24,3 | 24,4 | 24,5 | +2,9 | +7,6 | |||
III | 23,4 | 23,2 | 23,2 | +2,5 | +5,8 | |||
IV | 26,5 | 26,8 | 26,6 | +1,7 | +7,0 | |||
Итого: | +2,5 | +6,7 |
Рассчитать динамику ОРТ в сопоставимых ценах, если за отчётный год уровень инфляции составил 117%.
Задание 2. Пользуясь таблицей, проанализируйте динамику продажи товаров в магазине по видам продаж, а также изменение удельного веса по каждому виду продаж по сравнению с прошлым годом и планом.
Виды продаж | Прошлый год | Отчётный год | Отклонение, % | |||||
Сумма, тыс. руб. | УВ, % | План | Факт | От плана | От прошлого года | |||
Сумма, тыс. руб. | УВ, % | Сумма, тыс. руб. | УВ, % | |||||
1. Продажа товаров населению, всего: | 18450,60 | 95,5 | 19282,0 | 95,7 | 19784,3 | 95,8 | +2,6 | +7,2 |
В т.ч.: За наличный расчёт | 16962,96 | 87,8 | 17368,0 | 86,2 | 17739,8 | 85,9 | +2,1 | +4,6 |
В кредит | 1487,64 | 7,7 | 1914,0 | 9,5 | 2044,5 | 9,9 | +6,8 | +37,4 |
2. Продажа по мелкому опту | 850,08 | 4,4 | 846,0 | 4,2 | 846,7 | 4,1 | +0,1 | -0,4 |
3. Другие виды продажи | 19,32 | 0,1 | 20,0 | 0,1 | 20,7 | 0,1 | +3,5 | +7,1 |
Всего: | 19320,0 | 20148,0 | 20651,7 | +2,5 | +6,9 |
Задание 3
Пользуясь таблицей, проанализируйте динамику продажи товаров в магазине по ассортиментной структуре, а также изменение удельного веса по каждой товарной группе по сравнению с прошлым годом.
Исходные данные:
Тыс. руб.
Товарная группа | Прошлый год | Отчётный год |
Мясо, мясопродукты | ||
Рыба, рыбопродукты | ||
Молоко, сыр, жиры | ||
Сахар, кондитерские изделия | ||
Мука, крупа, макароны | ||
Овощи, фрукты | ||
Прочие | ||
Итого: |
Тема 2. Товарные запасы