Факторы формирования оборота розничной торговли

Формирование оборота розничной торговли осуществляется под влиянием факторов, которые можно объединить в следующие группы:

1. Факторы, связанные со спросом населения: численность и состав обслуживаемого населения, денежные доходы и их дифференциация по группам населения, структура расходов различных социальных групп населения, достигнутый уровень удовлетворения спроса населения на товары и др.

2. Факторы, связанные с товарным предложением: развитие производства потребительских товаров в регионе, технический уровень производства, качество товаров, развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей.

3. Факторы, связанные с ценовой политикой: уровень розничных цен на товары в торговой сети, конкуренция на региональных рынках, государственное регулирование цен.

4. Факторы, связанные с организацией торговли: формы и методы продаж, реклама, организация товароснабжения, состояние МТБ, режим работы, квалификация работников и т.д.

ОРТ - это показатель, характеризующий мощность торгового предприятия, т.к. по его величине можно судить об объёме деятельности предприятия. Также ОРТ используется для расчёта трудоёмкости, производительности труда, фондоотдачи и фондоёмкости.

Развитие розничного ТО должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда.

I соотношение обеспечивает сбалансированность спроса и предложения:

ТРпоступления товаров > ТРОРТ > ТРТЗ > ТРD

II соотношение обеспечивает повышение эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия:

ТРБП > ТРОРТ > ТРФОТ > ТРЧ

или

ТРR > ТРПТ > ТРср.ЗП одного работника

Главной целью деятельности торгового предприятия в современных рыночных условиях является получение максимальной прибыли при условии удовлетворения потребительского спроса населения. Для достижения данной цели необходимо увеличивать объем продаж, причём в большей степени, чем увеличиваются издержки обращения. Только такой рост приведёт к увеличению суммы прибыли и рентабельности торгового предприятия.

По классификации ООН, ОРТ относится к показателям, отражающим уровень жизни населения. Для характеристики уровня жизни анализируют уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров на душу населения, обеспеченность жильём и благоустройство быта, качество медицинского обслуживания и др.

Задания для практической работы

Задание 1. Пользуясь таблицей, проанализируйте динамику продажи товаров в магазине по кварталам, а также изменение удельного веса по каждому кварталу по сравнению с прошлым годом и с планом.

Квартал Прошлый год Отчётный год Отклонение, %
Сумма, тыс. руб. УВ, % План Факт От плана От прошлого года
Сумма, тыс. руб. УВ, % Сумма, тыс. руб. УВ, %
I 25,8 25,6 25,7 +2,9 +6,2
II 24,3 24,4 24,5 +2,9 +7,6
III 23,4 23,2 23,2 +2,5 +5,8
IV 26,5 26,8 26,6 +1,7 +7,0
Итого: +2,5 +6,7

Рассчитать динамику ОРТ в сопоставимых ценах, если за отчётный год уровень инфляции составил 117%.

Задание 2. Пользуясь таблицей, проанализируйте динамику продажи товаров в магазине по видам продаж, а также изменение удельного веса по каждому виду продаж по сравнению с прошлым годом и планом.

Виды продаж Прошлый год Отчётный год Отклонение, %
Сумма, тыс. руб. УВ, % План Факт От плана От прошлого года
Сумма, тыс. руб. УВ, % Сумма, тыс. руб. УВ, %
1. Продажа товаров населению, всего:   18450,60   95,5   19282,0   95,7   19784,3   95,8   +2,6   +7,2
В т.ч.: За наличный расчёт     16962,96     87,8     17368,0     86,2     17739,8     85,9     +2,1     +4,6
В кредит 1487,64 7,7 1914,0 9,5 2044,5 9,9 +6,8 +37,4
2. Продажа по мелкому опту     850,08     4,4     846,0     4,2     846,7     4,1     +0,1     -0,4
3. Другие виды продажи     19,32     0,1     20,0     0,1     20,7     0,1     +3,5     +7,1
Всего: 19320,0 20148,0 20651,7 +2,5 +6,9

Задание 3

Пользуясь таблицей, проанализируйте динамику продажи товаров в магазине по ассортиментной структуре, а также изменение удельного веса по каждой товарной группе по сравнению с прошлым годом.

Исходные данные:

Тыс. руб.

Товарная группа Прошлый год Отчётный год
Мясо, мясопродукты
Рыба, рыбопродукты
Молоко, сыр, жиры
Сахар, кондитерские изделия
Мука, крупа, макароны
Овощи, фрукты
Прочие
Итого:    

Тема 2. Товарные запасы

Наши рекомендации