Подготовка подгрупп к проведению переговоров — 20 мин
При подготовке к переговорам каждая подгруппа должна:
4.1. Определить цель переговоров;
4.2. Определить интересы сторон;
4.3. Разработать приемлемые области соглашения;
4.4. Аргументировать позицию;
4.5. Разработать варианты взаимных уступок.
5. Проведение переговоров в режиме реального времени — 30 мин.
Делегация, участвующая в переговорах от каждой подгруппы, должна состоять из 2 человек. Переговоры между командами Darts Plastoc должны проводится отдельно от переговоров между командами Darts и Metalic.
На каждые переговоры отводится по 15 мин. Каждый пункт (см. табл.) следует обсуждать отдельно, насколько это возможно. Для Darts будет считаться неэтичным использование уступок, полученных в результате переговоров с одной из компаний-поставщиков, как средства для получения больших уступок от другой компании-поставщика. Организация Darts заботится о своем престиже и высокой репутации и заинтересована в обоюдовыгодных долгосрочных взаимосвязях со своими партнерами. Поэтому компания намеренно не будет заключать контракт, который очевидно не выгоден для поставщика и в результате которого поставщик будет нести убытки при выполнении условий договора.
В процессе переговоров стороны должны делать пометки о достигнутых договоренностях.
На этом этапе студенты, не участвующие в переговорном процессе выступают наблюдателями и фиксируют используемые аргументы, психологическое воздействие на партнеров и применяемые переговорные тактики. Необходимо поручить одному из наблюдателей вести видеозапись всего процесса переговоров в целях дальнейшего анализа и обсуждения.
6. Принятие решения о выборе поставщика материальных ресурсов — 5 мин.
На основе проведенных переговоров подгруппа, представляющая интересы Darts, должна принять окончательное решение о выборе фирмы-поставщика материальных ресурсов. Решение объявляется перед всей учебной группой.
7. Анализ состоявшегося переговорного процесса — 10 мин.
Если после проведения переговоров наблюдается повышенная эмоциональность участников, то можно задать вопрос об их самочувствии и впечатлениях. Сразу после игры необходимо задать вопросы участникам переговоров.
1. Успешно ли прошли переговоры?
2. Каковы были позиции и интересы сторон перед началом переговоров?
Далее следует задать вопросы наблюдателям.
1. Какая команда использовала более сильные аргументы?
2. Какие переговорные тактики использовались?
3. Наблюдалось ли манипулирование партнерами?
Как правило, участники переговоров не применяют стратегию сотрудничества, позволяющую совместно найти решение проблемы, а используют наиболее распространенную форму ведения переговоров — позиционный торг, в процессе которого стороны формулируют свои позиции, и в дальнейшем идет их корректировка, причем обычно используется метод компромисса. В результате применения такой тактики переговорного процесса обе стороны чаще всего получают вовсе не то, что они хотели бы получить.
Выяснение интересов сторон гораздо более эффективно, чем позиционный торг, но для того, чтобы переговорный процесс был проведен с использованием тактики сотрудничества, стороны должны захотеть этого, и ни одна из сторон не должна подталкивать партнера к тому, чтобы тот быстро определил свою позицию.
8. Видеопросмотр переговоров с остановками для обсуждения по ходу действия — 50 мин.
Обсуждение деловой игры должно показать преимущество сотрудничества в переговорном процессе перед позиционным торгом.
Преподаватель периодически останавливает просмотр видеозаписи, чтобы акцентировать внимание на тех фрагментах, которые являются яркими иллюстрациями замечаниям, высказанным наблюдателями, а также на тех фрагментах, которые не были ими замечены, но важны для общего анализа сложившейся ситуации.
9. Обсуждение возможных вариантов взаимных уступок — 15 мин.
После видеопросмотра еще раз проводится обсуждение возможных вариантов взаимных уступок и составляется окончательный вариант договора поставки.
10. Подведение итогов деловой игры — 15 мин.
Обсуждение конкурентных сил поставщиков и потребителей, их взаимного влияния в процессе формирования стратегии снабжения.