Создание и разработка продукта в наукоемких областях
Для дальнейших рассуждений необходимо определить, что такое инновационный проект.
· Инновационный проект- это проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности.
Итогом разработки инновационного проекта служит документ, включающий в себя подробное описание инновационного продукта, обоснование его жизнеспособности, необходимость, возможность и формы привлечения инвестиций, сведения о сроках исполнения, исполнителях и учитывающий организационно-правовые моменты его продвижения.
Реализация инновационного проекта - это процесс по созданию и выведению на рынок инновационного продукта.
Цель инновационного проекта - это создание новой или изменение существующей системы: технической, технологической, информационной, социальной, экономической, организационной - и достижение в результате снижения затрат ресурсов (производственных, финансовых, человеческих), коренного улучшения качества продукции, услуги и высокого коммерческого эффекта.
Управлением инновационными проектами занимается инновационный менеджмент.
Разработка инновационного проекта включает в себя две основные стадии:
· Предынвестиционная. Он предполагает поиск и обоснование жизнеспособности инновационной идеи, научные и маркетинговые исследования и разработка технико-экономического обоснования.
· Инвестиционная. На данной стадии происходит вложение денег и материальное воплощение проекта.
Поскольку выведение на рынок инновационных продуктов, как правило, требует инвестирования, необходимо обосновать целесообразность вложения денег и возможность получения прибыли от инновации. Важная задача исследовательской части проекта - доказать, что идея не только является инновационной, но и будет принята рынком.
Разработка инновационного проекта всегда начинается с поиска идеи. Поиск идеи для инновационного проекта может производиться: на основе последних научных разработок и исследований, анализа потребительского спроса (маркетинговых исследований, опросов потребителей). Поиск идеи для инновационного проекта - творческая задача, часто для этих целей используется ТРИЗ.
· Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ — область знаний о механизмах развития технических систем и методах решения изобретательских задач. ТРИЗ не является строгой научной теорией, а представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники.
ТРИЗ помогает в организации мышления изобретателя при поиске идеи изобретения, и делает этот поиск более целенаправленным, продуктивным, способствует нахождению идеи более высокого изобретательского уровня.
Жизнеспособность идеи зависит от множества факторов: уникальность проекта, наличие конкурентов и похожих проектов; наличие научных разработок и исследований по данному проекту; наличие очевидной пользы (выгоды) для потребителя, заложенной в инновационном продукте; наличие потребности в продукте, портрет потребителя, объем рынка; соотношение затрат на реализацию проекта и коммерческого эффекта; наличие исходного капитала или возможности приобретения займа, кредита; масштабность проекта, сроки исполнения и окупаемости, необходимость дополнительных вложений; маркетинговая стратегия, варианты позиционирования продукта; уровень профессионализма и личной заинтересованности исполнителей проекта; юридическая защищенность проекта, соответствие законодательству, необходимость получения сертификатов, лицензий, наличие патентов, авторских прав, возможность получения поддержки со стороны государства, через субсидии, льготы.
В результате анализа всех указанных факторов делается предварительное решение об инвестировании. После этого начинается разработка документации, научные изыскания и технико-экономическое обоснование, их согласование и утверждение.
Логическим завершением первой фазы является принятие решения о целесообразности исполнения инновационного проекта и инвестирования.
Вторая фаза - это реализация, материальное воплощение инновационного проекта. Мониторинг показателей, разрешение конфликтов и корректировка проекта.
Структура инновационного проекта. Каждый инновационный проект должен содержать следующие основные разделы:
· Сущность инновационного проекта, обоснование его деловой привлекательности в резюмирующей форме;
· Предприятие, реализующее инновационный проект. Полные сведения о деятельности, юридическом статусе, возможностях;
· Продукт, его характеристика;
· Анализ рынков сбыта продукции, конкуренция;
· Стратегия маркетинга инновационного продукта;
· Организация производственного процесса;
· Организация управления;
· Риски и их страхование;
· Стратегия финансирования.
· Классификация инновационных проектов
Разработка и внедрение инновационного проекта - творческая и уникальная задача. Поэтому многое зависит от энтузиазма и личной заинтересованности исполнителей. Анализ причин неудач инновационных проектов на западе показал, что частой причиной этих неудач является управление проектом обычными наемными менеджерами, имевших единственную мотивацию в виде денег.
Организация работы участников проекта. Наличие свободной воли и высокой мотивации участников проекта делает привычную организацию труда и создание трудовой дисциплины нецелесообразной. Поэтому необходим адекватный подход к выбору руководителями стиля управления.
Отсутствие привычных стандартов для инновационного проекта. Даже самая четкая концепция проекта может претерпеть серьёзные изменения в процессе разработки.