Обеспечение безопасности при строительстве и эксплуатации ТГВС

Общие организационные вопросы

Одним из наиболее важных вопросов для обеспечения безопасности при строительстве ТГВС является правильная организационно-техническая подготовка.

Эта подготовка включает два этапа: организационный и технический.

На стадии организационной подготовки разрабатывается проект организации строительства (ПОС), а на технической – проект производства работ (ППР).

Проекты организации строительства выполняются специализированной проектной организацией по заданию заказчика, а ППР – подрядчиком или генподрядчиком.

В ППР подробно разрабатываются вопросы техники безопасности, где все мероприятия по обеспечению безопасности обосновываются инженерными расчетами на основе норм и правил.

Вопросы безопасности должны быть включены в технологические карты на монтажные и иные работы при устройстве ТГВС. Технологические карты обязательно должны быть составлены на сложные и опасные работы, а также на работы, выполняемые новыми методами.

Особое внимание в ППР должно быть обращено на определение и ограничение постоянных опасных зон. К этим зонам относятся опасные зоны при работе башенных и стреловых кранов, при монтаже систем вентиляции и газоснабжения, расположенных на высоте. Это связано с возможностью обрыва монтажных строп и отлета груза в сторону при его падении.

Радиус опасной зоны при работе стрелового крана с учетом отлета груза при обрыве строп равна:

Обеспечение безопасности при строительстве и эксплуатации ТГВС - student2.ru ,

где r – максимальный вылет стрелы, м;

s – возможный отлет груза, м;

h –высота возможного падения, м;

l – длина ветви стропа, м;

α – угол между вертикальною и ветвью;

a – расстояние от наружного края груза до его центра тяжести, м.

При работах, выполняемых на высоте, опасным считается открытый участок, расположенный под зоной производства работ, границы которого определяют по горизонтальной проекции площади производства работ, увеличенной на безопасное расстояние p=0,3 H, где P – расстояние оси границы горизонтальной проекции, в метрах, а H – высота, на которой производятся работы по монтажу ТГВС.

Особое внимание, наряду с работами на высоте, при разработке ППР следует обращать на безопасность производства земляных работ. Это связано с тем, что земляные работы при строительстве теплофикационных систем и газопроводов являются одними из основных.

К земляным работам можно приступать только при наличие ППР с согласованием трасс прокладки трубопроводов с соответствующими организациями.

Особое внимание при производстве земляных работ следует обращать на устойчивость к обрушению незакрепленных откосов. Так, угол естественного откоса (φ) для сухого песка 25…30º, песка влажного 20º, глины сухой-45º и глины влажной-15º. От правильного выбора угла откоса зависит безопасность разработки котлована и работа внутри его.

Исходя из устойчивости грунтов, критическая высота вертикальной стенки без откосов, определяется по формуле:

Hкр = 2C cos Обеспечение безопасности при строительстве и эксплуатации ТГВС - student2.ru / Обеспечение безопасности при строительстве и эксплуатации ТГВС - student2.ru ,

где Hкр – критическая высота вертикальной стенки;

C – сцепление грунта, т/м2;

Обеспечение безопасности при строительстве и эксплуатации ТГВС - student2.ru – плотность грунта (φ – угол внутреннего трения, который определяют по правилам механики грунтов).

При определении предельной глубины котлована или траншеи с вертикальными стенками вводят коэффициент безопасности, принимаемый равным 1,25:

Hпр = Hкр/1,25

Откос котлована или траншеи, устраиваемый в сыпучих грунтах, будет устойчивым, если угол, образований его поверхностью с горизонтом, не превышает угла внутреннего трения грунта.

При устройстве вертикальных стенок котлованов и траншей в слабых грунтах необходимо предусматривать их крепление.

Систему крепления рассчитывают на активное давление грунта. В креплениях распорного типа расчету подлежат доски крепления, стойки и распорки. Распорки рассчитывают на прочность и на устойчивость по правилам строительной механики.

При устройстве вентиляционных систем и при прокладке наружных трубопроводов и при ведении других монтажных работ применяют леса и подмости. Чаще всего для монтажных работ применяют леса на безболтовых соединениях, где к стойкам привариваются трубки, а к ригелям – крюки из круглой стали, загнутые под прямым углом. При таком способе крепления монтаж каждого горизонтального элемента лесов сводится к введению крюков в соответствующие трубки на стоеках до упора.

Устойчивость секции лесов зависит как от приложенной вертикальной нагрузки, так и от системы крепления лесов в пространстве.

Чаще всего при строительстве ТГВС применяются подмости передвижные сборно-разборные (ГОСТ 28012 – 89). Это подмости в силу некоторых особенностей использующихся только внутри помещений при наличии твердого покрытия пола. Во многих случаях при прокладке коммуникаций по стенам используются навесные подмости.

Навесные подмости предназначаются для работы на высоте. К ним относятся навесные люльки, ГОСТ 27372 – 87.

Подмости на телескопических вышках применяют как для внутренних работ на высоте, так и для ведения наружных монтажных работ, ГОСТ 28347 – 89.

При работе на телескопических вышках, монтажники снабжаются предохранительными поясами, которые крепятся к стальному страховочному канату, с использованием ловителей.

Общая организация и выполнение работ при создании и эксплуатации ТГВС должны осуществляться при соблюдении законодательства Российской Федерации об охране труда, а также иных нормативных актов утвержденных постановлением Правительства РФ:

· Строительные нормы и правила, своды правил по проектированию и строительству;

· межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда, утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти;

· государственные стандарты, утвержденные Госстандартом России;

· правила безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, инструкции по безопасности;

· государственные санитарно-эпидемилогические правила и нормативы, санитарные правила и нормы.

При ведении нового строительства, расширения, реконструкции и капитального ремонта ТГВС независимо от форм собственности должны соблюдаться строительные нормы и правила:

· СНиП 12 – 03 – 2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»;

· СНиП 12 – 04 – 2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство».

При строительстве и ремонте ТГВС во многих случаях применяются средства малой механизации. К ним относятся: механизированный инструмент – сверлильная машина, электропилы, электроножницы, пневмомолотки, шлифовальные и заточные машины, передвижные компрессоры, клепальные устройства.

Основными требованиями безопасности при эксплуатации ручного электрифицированного инструмента являются:

· исключение возможности нанесения механических травм;

· электробезопасность;

· шумобезопасность;

· вибробезопасность.

Мероприятия, которые обеспечивают безопасность при работе с ручным электрифицированным инструментом изложены в паспортах инструмента и инструкциях по безопасности, составленных на основании СНиП 12 – 03 – 2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство»

Электробезопасность

Статистика травматизма показывает, что число травм, вызванных действием электрического тока невысока 1…2 % от общего числа, однако несчастных случаев со смертельным исходом наибольшее. При этом 80 % их приходится на электроустановки с напряжением до 1000 В.

Причина электротравм (поражение электрическим током организма человека) являются:

· намеренная работа под напряжением;

· ошибочное попадание под напряжение;

· сближение или схлестывание проводов;

· неисправность электрооборудования;

· нарушение охранной зоны высоковольтных линий и транспортировка негабаритных грузов;

· отсутствие или нерегулярность инструктажа;

· отсутствие защитных средств;

· незаконное совмещение профессий.

Внешним проявлением электротравм являются:

· ожоги;

· металлизация поверхности кожи на теле человека.

Опасность воздействия тока на человека зависит от таких факторов:

· величина тока (основной фактор);

· длительность действия тока;

· путь тока в теле человека;

· вид и частота тока;

· индивидуальные качества человека.

Наиболее опасным является переменный ток с частотой 50…500 Гц. Человек может самостоятельно освободиться от действия переменного тока величиной 10…15 мА, а при постоянном токе – 20…25 мА. Относительно безопасным для человека считается ток с напряжением 12…36 В.

Электроустановки подразделяются по напряжению на установки с номинальным напряжением до 1000 В и более 1000 В.

По режиму нейтрали источника питания электрические сети подразделяются на:

· сети с глухозаземленной нейтралью;

· сети с изолированной нейтралью.

Первые – это обычные внутренние сети и электроустановки с номинальным напряжением 380/220., в питающие основную массу электроприемников (электродвгитатели, осветительные и нагревательные приборы и т. д.). Заземление нейтрали вторичных обмоток трехфазных понижающих трансформаторов называется рабочим заземлением. Эти сети имеют нулевой провод, который служит для подсоединения потребителей на фазную нагрузку.

Вторые – сети с изолированной от земли нейтралью устраивают в условиях повышенной опасности поражения электрическим током при условии постоянного контроля изоляции проводов от земли.

Ток через тело человека проходит в случае включение его в сеть с изолированной нейтралью и величина его зависит от сопротивления изоляции чем надежнее изоляция,тем меньше ток протекает через человека.

Для нормальных условий (достаточное сопротивление изоляции) поражение человека при сети с изолированной нейтралью менее опасно, чем при заземленной нейтрали.

Особое внимание при обеспечении электробезопасности на строительной площадке следует обращать при работе с временной электропроводкой, которая должна выполняться изолированным электропроводом и подвешиваться на тросе по прочным опорам на высоте не ниже 2,5 м над рабочим местом, 3,5 м над проходами и 6,0 м над проездами. Переносные светильники на строительной площадке запитываются напряжением не выше 42 В, а на сырых участках, котлах, колодцах, металлических резервуарах и т. п. – не выше 12 В.

Для исключения опасности поражения человека электрическим током при замыкании неисправных и плохо заизолированных токоведущих частей электрооборудования на землю, применяется защитное заземление.

Сущность защитного заземления заключается в том, чтобы уменьшить напряжение на корпусе электрооборудования при замыкание на него тока.

В трехфазных сетях с заземленной нейтралью с напряжением до 1000 В устраивают защитное зануление. Следует отметить, что оно не обеспечивает надежной защиты.

Если невозможно выполнить заземление оборудования (мерзлые, скальные грунты) в дополнение к защитному занулению применяют защитное отключение, сущность которого заключается в быстром автоматическом отключении поврежденного участка электрической сети при однофазном замыкании токоведущих частей на корпус.

Электробезопасность электроустановок может быть обеспечена несколькими путями:

· путем конструирования безопасных и надежных электроустановок;

· обеспечение защиты техническими средствами;

· использованием организационных и технических мероприятий.

Более подробно меры безопасности электроустановок и электротранспортных магистралей приведены на рис 2.17.

В соответствии с правилами устройства электроустановок (ПУЭ) правильное использование электрозащитных средств является одним из важнейших элементов системы обеспечения электробезопасности, которые приведены в таблице (рис. 2.18).

Наши рекомендации