Административная (классическая) школа управления
(1920 – 1950 гг.)
Авторы, разрабатывающие методы научного управления, в основном работали в сфере производства, то есть работали на уровне ниже административного. Поэтому возникла административная школа управления, представители которой – высшие руководители в крупных организациях.
Главная цель школы – обоснование универсальных принципов руководства организации в целом.
Анри Файоль, основоположник этой школы, названный многими исследователями «отцом современного менеджмента», сформулировал набор таких принципов. Эти принципы касались двух основных аспектов:
• Построение структуры организации и управления работниками.
• Разработка рациональной системы управления организацией.
Принципы Анри Файоля (с краткими пояснениями):
1. Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей.
2. Полномочия и ответственность.(см. далее раздел «Полномочия»)
3. Дисциплина. Предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и её работниками, а также справедливо применяемые санкциив случае невыполнения задач.
4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от непосредственного начальника.
5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
6. Подчиненность личных интересов общим.
7. Вознаграждение персонала. Справедливая зарплата за службу.
8. Централизация. Речь идет о необходимой степени централизации, которая должна варьироваться в зависимости конкретных условий, т.е. необходима мера между централизацией и децентрализацией.
9. Скалярная цепь. Это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, от самого высшего до руководителя низшего звена.
10. Порядок.
11. Справедливость.
12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность работы.
13. Инициатива.
14. Корпоративный дух.
Школа человеческих отношений (1930 – 1950 гг.). Поведенческие науки (1950 г – по настоящее время)
Авторы первых двух школ рассматривали влияние человеческого фактора только на уровне принципов справедливой оплаты, экономического стимулирования и установлением формальных функциональных отношений. По мере развития психологии (особенно фрейдистской концепции подсознательного) в менеджменте стало осознаваться значение человеческого фактора. Поэтому в развитии менеджмента особое место занимает школа человеческих отношений, возникновение которой было связано с недостатками классического подхода, не рассматривающим психологические проблемы управления.
Школу человеческих отношений (или новый «патернализм») стали называть неоклассическим направлением. Крупными авторитетами в этом направлении были Мери Паркер Фолетт и Элтон Мэйо. М. Фоллет — первая из ученых определила менеджмент как "обеспечение выполнения работы с помощью других лиц".
Несомненным является и вклад Э. Мэйо в теорию менеджмента. Он показал на практике, что взаимоотношения в группе работников могут превзойти многие усилия руководителей в деле повышения производительности труда без денежных вложений.
Школа человеческих отношений по существу являласьпсихологической школой, в рамках которой рекомендовалось использовать такие психологические средства, как ответственность, общение, хороший психологический климат в малых группах и т. п. Основной акцент, в проводимых Э. Мэйо и его сотрудниками работах, делался на особенностях социального взаимодействия, мотивации, авторитете, власти, коммуникациях, лидерстве и др. явлениях
Позднее исследования Абрахама Маслоу и других психологов показали, что мотивами поступков людей являются, в основном, не только экономические силы, а различные потребности, которые лишь частично могут быть удовлетворены с помощью денег. Поэтому исследователи этой школы стали делать упор на систему налаживания межличностных отношений.
После второй мировой войны изучение поведения людей на рабочем месте стало определяться другим подходом, получившим название поведенческого или бихевиористского[1] (bichavior – англ. – поведение). Поведенческий подход отошел от школы человеческих отношений и стал делать основной упор на раскрытии собственных возможностей работников, основываясь на достижениях поведенческих наук и применяя эти достижения к управлению организациями. Поведенческий подход стал очень популярен и почти полностью охватил всю область управления в 60–е годы. Однако, несмотря на важные положительные результаты, не следует переоценивать основной постулат этого метода, который гласит, что правильное применение поведенческих наук в управлении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и всей организации в целом. Применять такой подход следует в совокупности с другими подходами в менеджменте (см. далее).
Наука управления (исследование операций) или количественный подход (1950 г– по настоящее время)
Суть этого метода – переход от словесных описаний к построению моделей, отражающих реальные взаимосвязи и использующих эти модели для принятия управленческих решений. Возникли и сформировались количественные методы, сгруппированные затем под общим названием исследование операций, во время Второй мировой войны для расчета и обоснования крупных боевых операций (эффективное управление истребителями в ПВО Англии, способ максимизации эффективности военных поставок по обеспечению высадки союзников в Европе, минирование портов Японии американскими подлодками и т.п.).
По своей сути, исследование операций – это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации, которая основывается на определенных математических методах.
В экономике есть два класса математических задач:
• Построение и качественный анализ макромоделей развития хозяйства в целом и его отраслей, схем прогноза поведения сложных экономических систем с учетом социальных факторов.
• Решение задач текущей хозяйственной практики, необходимых для принятия управленческих решений; разработка плана производства, поставок и отгрузки продукции, обоснования кредита и т.п.
Исторически одной из первых моделей макроуровня экономики является таблица Ф.Кенэ (1858 г.). Развитие этих идей привело к появлению в СССР баланса народного хозяйства (1923–24 гг.). В 30–е годы ХХ века В.В.Леонтьев применил метод анализа межотраслевых связей с помощью таблиц шахматного типа и аппарата матричной алгебры для исследования структуры американской экономики. Позднее его ученица А.Картер использовала этот метод (“затраты – выпуск”) для изучения взаимосвязей в национальных экономиках.
А. Курно рассмотрел математическую теорию монопольной цены. Г.Госли положил начало математическому изучению личного потребления (ввел понятие предельной полезности). Развернутая разработка этих теорий была дана Вальрасом. Важный вклад в развитие этого подхода внесли Л. Канторович (линейное программирование), Дж. Дебре, К .Арроу, Дж. фон Нейман.
После создания модели переменным задаются определенные количественные значения, которые позволяют объективно оценить и описать каждую переменную и отношения между ними.
Сначала влияние количественного метода в менеджменте было значительно меньше, нежели поведенческого, так как большинство руководителей сталкиваются чаще в жизни с проблемами человеческих взаимоотношений в своих организациях. Однако с появлением компьютеров (особенно персональных) и развитием офисных информационных компьютерных технологий положение стало быстро меняться. Компьютеры позволили, с одной стороны, исследователям конструировать более сложные программы и решать с их помощью математические задачи с большим количеством переменных и более высоким уровнем адекватности реальности, а с другой, появилось большое количество специальных программ, позволяющих менеджерам любых уровней (от низших до высших) включать количественные методы непосредственно в процессы управления (производством, персоналом, финансами и т.п.).