Международные налоговые соглашения как основной инструмент регулирования налоговых отношений

Средством регулирования налоговых отношений между государствами является заключение международных налоговых соглашений, которые получили широкое развитие в мировой практике. Нормы этих соглашений:

· разграничивают налоговые юрисдикции договаривающихся стран,

· регулируют вопросы избежания двойного налогообложения,

· восполняют пробелы в национальном законодательстве,

· гармонизируют национальные налоговые системы и практические действия, направленные на их реализацию,

· закрепляют основное правило международного налогообложения: приоритетное право налогообложения уступается стране, в которой получен доход, а остаточное право налогообложения – стране гражданства или местопребывания.

Целью международных налоговых соглашений является устранение двойного налогообложения, а не уход от налогов вообще, т.е. предотвращение уклонения от налогообложения.

На предупреждение уклонения от уплаты налогов направлены и специальные нормы соглашений – о коррекции доходов, об ассоциированных предприятиях (взаимозависимые лица), об обмене информацией.

В международной практике получило распространение целенаправленное использование международных налоговых соглашений в целях минимизации налогов (treaty shopping).

Договор по налогообложению позволяет одновременно защитить интересы обоих государств (предусматривает взаимные обязательства), инвесторов, а также налогоплательщиков, если при этом учитываются налоговые платежи, уплаченные в иной стране. Соглашения служат устранению дискриминации плательщиков.

Первые налоговые соглашения, как правило, регулировали налоговый режим ограниченного числа доходов (на наследство, морские перевозки, недвижимость). Они возникли еще в XIX в. Наиболее раннее из известных соглашений относится к 1843 году, оно было заключено между Францией и Бельгией и предусматривало обмен информацией и оказание административной помощи в налоговых вопросах. С развитием капиталистического способа хозяйствования стали появляться новые формы организации бизнеса (корпорации, доход которых рассматривается отдельно от доходов индивидуальных граждан), новые виды имущества, включая нематериальные активы (ценные бумаги и др.), новые источники получения доходов (лизинг, агентские операции, перестраховочные сделки и др.). Однако по существу до 20-х годов XX века проблема устранения двойного налогообложения не была острой. В результате послевоенного изменения государственных границ на месте бывших государств возникли новые суверенные государства, и торговые операции, которые раньше относились к внутренней торговле, автоматически стали внешнеторговыми. Эти события послужили мощным стимулом к поискам механизма устранения налоговых препятствий на пути международного перемещения товаров, услуг и капитала. Этот период стал периодом активного заключения договорных налоговых соглашений, без которых было немыслимо вести международную торговлю. Только в 1921-1925 г.г. было заключено 22 международных налоговых соглашения. Они отличались друг от друга по охвату налогов, методологии, терминологии, структуре, что снижало их эффективность и затрудняло дальнейшее развитие договорной практики. Появилась необходимость разработки единой концепции и единой универсальной схемы налогового соглашения, приемлемой для всех стран.

Значение типовой модели Конвенции для международного налогового сообщества.

Для заключения международных соглашений используются:

Типовая модельная конвенция ООН об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (первая редакция - 1980 года) – на английском языке, принято указывать, как UN Model Double Taxation Convention.

Наши рекомендации