Результаты анализа передовых практик реализации мероприятий по привлечению инвестиций в регионы 6 страница

В Югре регулярно проводятся исследования в соответствии с методическими рекомендациями Министерства экономического развития Российской Федерации «О методике проведения социологического исследования и оценки удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг» в рамках реализации государственной программы «Развитие гражданского общества Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016–2020 годы» (подпрограмма «Информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры»).

По результатам исследования 2015 года выявлено, что:

¾ население все еще недостаточно информировано о возможности получения государственных и муниципальных услуг на Едином портале www.gosuslugi.ru

¾ основное недовольство вызывают очереди на подачу документов и на получение результатов оказания услуги (использование предварительной записи, электронной очереди в силу недостаточной осведомленности заявителей является исключением, а не правилом)

¾ повторные обращения, как правило, связаны с предоставлением неполного пакета документов или неправильным заполнением заявления на оказание услуги.

Учитывая, что подобные проблемы отмечаются повсеместно, в октябре 2015 года Минкомсвязи разработало «Методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по информированию граждан о преимуществах получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме» и в июне 2016 года представило результаты первого мониторинга их внедрения в 40 пилотных регионах[197].

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 года № 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги», Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 года № 487-р «Об утверждении плана мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013–2015 годы», в округе разрабатываются адаптированные к специфике и нормативным правовым актам региона методики оценки качества государственных и муниципальных услуг, оказываемых в неэлектронной форме, привлекаются и обучаются работе с инструментарием (рабочими картами, инструкциями) независимые исследователи. Так, с 2015 года «Методическим центром развития социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» регулярно проводится независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания по методике, разработанной экспертами Центра ГРАНИ. Результаты рейтингования 2015 года утверждены Общественным советом при Департаменте социального развития и публикуются на сайте методического центра, наряду с графиками и результатами текущих ежемесячных и ежеквартальных оценок[198].

Рекомендации

1. Вынести государственную программу «Развитие государственной гражданской службы, муниципальной службы и резерва управленческих кадров в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2016–2020 годах» на широкое общественное обсуждение в части, касающейся совершенствования механизмов контроля деятельности государственных служащих со стороны институтов гражданского общества, контрольных мероприятий, целевых показателей оценки эффективности и результативности государственных гражданских служащих (на площадке Общественной палаты Югры) и подготовить предложения по внесению необходимых изменений и дополнений

2. При формировании планов работы Общественных советов при органах исполнительной власти рассмотреть возможность включения в качестве приоритетного для общественного совета направления проведение оценки эффективности и результативности деятельности государственных гражданских служащих соответствующего органа исполнительной власти, составить график необходимых мероприятий (анализ разработанных методических рекомендаций по оценке, составление календарного плана проведения оценки, проведение оценки, анализ результатов оценки, публикация результатов оценки, предложения к изменению методики, рекомендации по изменениям в кадровом составе и т.п.)

3. На площадке Общественной Палаты Югры провести обсуждение механизмов оценки качества оказания государственных и муниципальных услуг и возможностей их использования в оценке качества услуг, оказываемых органами исполнительной власти, и представить рекомендации в Депгосслужбы Югры

4. Рассмотреть возможность включения в состав мероприятий целевой программы «Развитие государственной гражданской службы, муниципальной службы и резерва управленческих кадров в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2016–2020 годах» переход государственных гражданских и муниципальных служащих на эффективный контракт.

2.4. Антикоррупционная политика и повышение открытости и подотчетности государственного управления

Результаты анализа онлайн-представления информации

о деятельности по противодействию коррупции

Координацию деятельности по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Югре осуществляет Департамент государственной гражданской службы и кадровой политики, в структуре которого создан отдел совершенствования мер по противодействию коррупции[199]. Работа по обеспечению противодействия коррупции ведется в рамках реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460, а также Национальных планов противодействия коррупции, утвержденных Президентом Российской Федерации на соответствующий период. Создается окружная нормативная правовая и методическая база по обеспечению противодействия коррупции. В 2012 году в Югре разработан и одобрен «Стандарт деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в сфере противодействия коррупции».

Проведенный авторами экспресс-анализ показал, что в округе выполняются основные формальные требования, предъявляемые к онлайн-представлению информации о деятельности по противодействию коррупции:

- на сайтах органов исполнительной власти размещены нормативные правовые акты, Национальный план по противодействию коррупции, ключевые документы;

- разработан и вынесен на обсуждение «Проект плана противодействия коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016–2017 годы»;[200]

- «Проект регионального плана противодействия коррупции» содержит конкретные мероприятия с указанием сроков и ответственных за реализацию;

- созданы и содержательно наполняются разделы по противодействию коррупции на официальном сайте госорганов автономного округа, на страницах служб и департаментов, на сайтах органов местного самоуправления;[201]

- созданы комиссии по конфликту интересов;

- в состав комиссий по конфликту интересов включены негосударственные служащие;

- в целом, регулярно проводятся заседания комиссий, публикуются протоколы, проводятся внутренние мероприятия;

- региональные и муниципальные нормативные правовые акты выносятся на антикоррупционную экспертизу;

- на региональном и муниципальном уровнях организована декларационная компания.

Выявленные недостатки

В то же время, наполнение разделов единого сайта госорганов, посвященных противодействию коррупции, свидетельствует о формальном характере антикоррупционной работы органов исполнительной власти. Учитывая, что эта информация по противодействию коррупции предназначена для широкой общественности и должна быть доступна, понятна, проверяема, следует особо отметить, что:

1. Информирование о текущих мероприятиях федерального, регионального, муниципального уровня является редким и недостаточным. Так, последняя публикация для населения о мероприятиях по противодействию коррупции на сайте Департамента государственной гражданской службы и кадровой политики относится к июлю 2015 года. Нерегулярность обсуждения темы противодействия коррупции, в частности, не позволяет гражданам сформировать представление обо всех доступных инструментах борьбы с ней. Так, например, опрос населения, проведенный в Югре окружным Департаментом общественных и внешних связей, показал, что наиболее эффективным методом борьбы с коррупционными проявлениями большинство респондентов считают предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде и по принципу одного окна в МФЦ[202], что свидетельствует о том, что люди не осведомлены о различных проявлениях коррупции и считают, что введения принципа одного окна достаточно для ее предотвращения. По мнению Председателя Национального антикоррупционного комитета К.В. Кабанова, внедрение системы одного окна и усиление персональной ответственности должностных лиц действительно привели (в среднем по стране) к снижению низовой коррупции на 20%. В то же время, эксперты отмечают многообразие коррупционных практик, о которых население не имеет достаточного представления, и, следовательно, необходимость следующих шагов (таких, как повышение качества работы Комиссий по конфликту интересов, привлечение к ответственности тех, в отношении кого установлены факты личной заинтересованности, изъятие имущества, законность приобретения которого не доказана), в том числе, на региональном и муниципальном уровнях[203].

2. Не размещается информация об исполнении протокольных поручений Комиссии по координации деятельности по противодействию коррупции, что в значительной степени обесценивает публикацию самих протоколов и не дает возможности оценить качество работы комиссии.

3. На страницах комиссий по предотвращению коррупции нет справочной информации, разъясняющей содержание понятий «личная заинтересованность» и «конфликт интересов». Не публикуются итоговые отчеты и сводная информация о количестве и результатах рассмотрения заявлений о личной заинтересованности/конфликте интересов, поданных в комиссию государственными служащими в отчетном году.

4. Формально проводится антикоррупционная экпертиза: из отчетов о результатах деятельности независимых экспертов, размещенных в разделе «Антикоррупционная деятельность», следует, что за три года (2013–2015 годы) на 3326 нормативных правовых актов поступило 16 заключений, коррупциогенных факторов не выявлено, замечаний не сделано. Все представленные на сайте заключения даны одним и тем же экспертом. Опубликованы требования и основные шаги, необходимые для аккредитации в качестве независимого эксперта, но не созданы условия для эффективного вовлечения экспертов в анализ документов: устанавливаются нереалистичные сроки предоставления заключений (от 7 до 14 дней), не ведется планомерная работа по формированию пула экспертов и оповещению их о публикации документов. Об отсутствии заинтересованности разработчиков нормативных правовых актов в получении обратной связи свидетельствуют как минимальный отклик на размещенные проекты, так и отсутствие замечаний к ним.

5. Не все органы исполнительной власти и местного самоуправления публикуют декларации о доходах и расходах всех служащих, включенных в список для обязательного предоставления деклараций, ограничиваясь только данными по ведущим руководителям.

6. Не проводится регулярное обновление данных и систематическое информирование о планах работы и мероприятиях, направленных на противодейтвие коррупции. Так, на сайте «Противодействие коррупции» Департамента госслужбы Югры представлены данные об исполнении положений Национального плана противодействия коррупции в 2010–2011 гг., первом полугодии 2012 года, 2014 году; в разделе новостей за 2014–2016 гг. опубликованы только восемь сообщений (1 в 2014, 5 в 2015, 2 в 2016 году).

7. Отчеты о результатах работы с сообщениями граждан, поступившими по «телефону доверия», по фактам коррупционной направленности представлены только за 2011–2013 гг. Раздел «Сообщения граждан по фактам коррупционной направленности» на сайте «Противодействие коррупции» Департамента госслужбы Югры представляет собой электронную форму обратной связи. Статистических данных по поступившим сообщениям, информации о содержании сообщений и принятых мерах не представлено. Все это демотивирует граждан и лишает их стимула сообщать о фактах коррупции.

8. В разделе «Деятельность органов местного самоуправления в области противодействия коррупции» приведены ссылки на официальные сайты 22 городских округов и муниципальных районов. Ссылки не всегда ведут в разделы, посвященные антикоррупционной деятельности, многие из ссылок не работают, поскольку не обновлялись с 2013 года. В числе неработающих: Сургутский район, Нефтеюганский район, Березовский район, г. Ханты-Мансийск, г. Когалым, г. Покачи, г. Пыть-Ях, г. Сургут. В числе ведущих к устаревшей информации: Кодинский район, г. Урай.

Учитывая последнее, был проведен выборочных мониторинг деятельности органов местного самоуправления в области противодейтсивя коррупции (по городским округам), в результате которого было выявлено, что работа по противодействию коррупции на уровне местного самоуправления носит такой же формальный характер: публикуются нормативные правовые акты, планы работы, отчты о доходах, но антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится в 6 из 13 городских округов, результаты рассмотрения обращений граждан не публикуются.

Таблица Д.13 - Результаты анализа разделов по противодействию коррупции на сайтах органов местного самоуправления городских округов Югры

Городской округ Ссылка на информационный ресурс НПА и метод. обеспечение Комиссия по конфликту интересов Отчеты о доходах Антикор- рупционная экспертиза Обратная связь, телефон доверия
г. Когалым http://admkogalym.ru/security/anti-corruption/ нет 3нет нет нет Нет
г. Лангепас http://www.admlangepas.ru/city/safety/the-anticorruption/the-anticorruption/ есть 2011-2015 Есть
г. Мегион http://admmegion.ru/panel/anticorruption/ есть планы работы 2013-2015 гг., информация о деятельности 2012-2016 гг. 2011-2015 создан раздел Есть
г. Нефтеюганск http://admugansk.ru/category/206 есть да, 2015 г. 2010-2015 нет Есть
Нижневартовск Город - http://www.n-vartovsk.ru/authorities/town_adm/stopcorruption/; Дума - http://www.n-vartovsk.ru/authorities/town_duma/anti_corruption/ есть администрация города – нет Дума и Счетная палата - да 2012-2015 есть Есть
г. Нягань http://www.admnyagan.ru/?page=prog_prot/index.php# есть нет нет есть Есть
г. Покачи http://admpokachi.ru/administration/antikorr/ есть 2013-2015 2011-2015 есть Есть
г. Пыть-Ях http://adm.gov86.org/436/439/ есть 2016-2014 – да 2013-2012 – ссылки на документы не работают 2012-2015 – да, 2011 ссылки на документы не открываются раздел создан, ссылка не открывается Есть
г. Радужный http://www.admrad.ru/default.php?category=128 есть 2011-2016 2011-2015 есть Есть
г. Сургут http://admsurgut.ru/rubric/19474/Antikorrupcionnaya-deyatelnost представление неполное 2011-2016 нет нет Есть
г. Урай представлены материалы только до 2014г. http://www.uray.ru/anticorruption   представление неполное нет нет нет информацию найти можно только через поиск по сайту
г.Ханты-Мансийск http://admhmansy.ru/rule/admhmansy/adm/management-personnel-management-and-municipal-service/activities/list.php?SECTION_ID=2767&iblock_id=181 есть планы работы 2013-2015 гг. 2011-2015 гг. только постановление и раздел Нет
г. Югорск http://www.ugorsk.ru/head/korrupt/fighting_corruption.php есть 2012-2016 да 2011-2016 Есть

На сайте Департамента государственной гражданской службы и кадровой политики создан раздел «Информация о мониторинге деятельности органов местного самоуправления по реализации законодательства о муниципальной службе», в котором размещаются результаты выездных проверок, проведенных сотрудниками департамента в муниципальных образованиях. В 2014 году опубликовано 6 справок (города Нефтеюганск и Урай, Березовский, Нефтеюганский, Сургутский, Ханты-Мансийский районы), в 2015 году – опубликованы план выездов (запланировано 8 поездок) и одна справка (г. Покачи), информации о результатах выездов и планах на 2016 год нет. По итогам проверок выявлены коррупционные нарушения и даны рекомендации по их устранению, однако информации о результатах контроля исполнения данных рекомендаций на сайте Департамента нет.

Рекомендации:

1. Возобновить работу Департамента государственной гражданской службы и кадровой политики по проведению мониторингов деятельности органов местного самоуправления по реализации законодательства о муниципальной службе и публикации их результатов, а также ввести практику информирования населения об исполнении органами местного самоуправления рекомендаций, полученных в ходе проверок.

2. Разработать план мероприятий по привлечению представителей гражданского общества к антикоррупционной экспертизе и стимулированию заинтересованности органов исполнительной власти в неформальной внешней экспертизе разрабатываемых ими нормативных правовых актов (в настоящее время единственным мероприятием, в целях которого обозначено привлечение независимых экспертов к антикоррупционной экспертизе НПА, является проведение олимпиад и конкурсов «Будущий управленец», «Лучший муниципальный служащий» в рамках реализации госпрограммы «Развитие государственной гражданской службы, муниципальной службы и резерва управленческих кадров в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2016–2020 годах»).

3. Ввести рейтинговую оценку органов исполнительной власти по количеству и содержательности информационных сообщений о мероприятиях по противодействию коррупции в отчетный период (квартал, полгода, год).

4. В дополнение к образовательной деятельности в области противодействия коррупции для государственных гражданских служащих предусмотреть в планах ОИВ широкую разъяснительную работу для граждан, включая определения ключевых понятий и описания типичных и наиболее часто встречающихся случаев проявления коррупции.

5. Публиковать результаты рассмотрения обращений граждан по фактам коррупции.

Результаты анализа представления информации о реализации мероприятий, направленных на повышение открытости и подотчетности государственного управления. Работа региона по направлению «Открытые данные»

Открытые данные – это информация, которая создана государственными органами в пределах их полномочий, или поступила в указанные органы и организации и подлежит размещению в сети Интернет в форматах, обеспечивающих ее автоматическую обработку (CSV, XML, JSON, ODS и др.) для повторного использования без предварительного изменения человеком (машиночитаемый формат). Основными потребителями открытых данных являются создатели приложений и сервисов, использующие открытые данные как исходный материал для своих разработок, журналисты, эксперты и другие заинтересованные лица, которые могут на основе «сырых» данных делать глубокие социально-экономические, научные исследования.

Югра является одним из лидеров публикации открытых данных: по итогам апрельского мониторинга, проведенного Центром «Инфометр», единый сайт государственных органов http://www.admhmao.ru/ занимает 20 место с оценкой открытости 61% в рейтинге «2016: Открытые данные регионов». В рейтинге оценивались 85 сайтов субъектов Российской Федерации.

Характер замечаний, сделанных разработчикам и службам поддержки и наполнения раздела «Открытые данные», в целом, кореллирует с нашими наблюдениями и результатами других исследований: округ уже выполняет все основные требования методических рекомендаций[204] к размещению открытых данных. По состоянию на апрель 2016 года, из 16 обязательных наборов были неполно опубликованы 3 набора («Наименования органов ЗАГС»; «Наименования органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в области государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности»; «Реестр лицензий на образовательную деятельность, выданных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования»), не опубликован 1 набор («План проведения государственной экологической экспертизы на объектах, подлежащих государственному экологическому контролю, осуществляемому органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации»).

Главный потенциал роста в рейтинге содержится в развитии и совершенствовании инструментов обратной связи и повышении удобства работы пользователя с данными государственных органов. В частности, в настоящее время не реализованы:

¾ средства поиска, разделение на тематические группы, описание сферы применения, статистика скачиваний по открытым данным

¾ средства оценки востребованности и возможности запроса на размещение наборов данных

¾ средства обратной связи с разработчиками (оценка качества данных и предложения по их совершенствованию, ответы на часто задаваемые вопросы, информация о мероприятиях с разработчиками, ссылки на приложения и программы, разработанные с использованием размещенных открытых данных).

Работа региона по повышению открытости общественных финансов и государственного управления

Для раскрытия информации о своей деятельности высшим органом исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры используется единый портал госорганов Югры http://www.admhmao.ru/.

С 2010–2013 гг. в округе регулярно публикуются основные бюджетные документы (проект бюджета, Закон о бюджете, материалы публичных обуждений проекта бюджета и отчета об исполнении бюджета, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета). С 2014 года начата публикация аудиторского отчета Счетной Палаты Югры по итогам исполнения бюджета. С 2013 года формируется региональный «Бюджет для граждан» с использованием инфографики, коротких пояснений, интерактивных инструментов, гиперссылок. На едином сайте госорганов Югры создан раздел «Открытый бюджет».

Регулярно публикуются отчеты высшего органа исполнительной власти (отчеты Правительства за 2010–2014 годы, отчеты Губернатора за 2012–2015 годы) и отчеты об исполнении показателей эффективности деятельности высшего органа исполнительной власти, создана и функционирует открытая электронная база вакансий на должности государственной гражданской и муниципальной службы.

В то же время, по ряду направлений открытости результаты работы еще не представлены, в частности:

  1. Не создан интернет-ресурс «Открытый регион»[205] (в 2016 г. создано автономное учреждение «Центр «Открытый регион», в числе первых проектов которого намечено формирование новой технологической и имиджевой платформы в рамках федеральной концепции открытого правительства);
  2. Не опубликован план мероприятий («дорожной карты») по повышению открытости государственного управления в автономном округе;
  3. Не размещена публичная декларация целей и задач высшего органа исполнительной власти Ханты-Мансийского округа – Югры.

Рекомендации

1. В связи с проведением в округе года экологии, обратить внимание на необходимость размещения обязательного набора открытых данных «План проведения государственной экологической экспертизы на объектах, подлежащих государственному экологическому контролю, осуществляемому органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

2. С учетом проводящегося ребрендинга Югры как событийного, досугового, туристического региона, рассмотреть возможность публикации наборов открытых данных, содержащих сведения о сферах досуга, отдыха, туризма. Приять меры по стимулированию независимых разработчиков к созданию приложений на основе названных наборов открытых данных (организация конкурсов с призовым фондом или нематериальными видами вознаграждения: торжественное вручение дипломов и грамот, размещение имен победителей и ссылок на их программные продукты на сайтах органов исполнительной власти, упоминание программных продуктов в методических рекомендациях для органов местного самоуправления, в докладах, представляемых на федеральный уровень и др.).

3. Через публикацию «дорожных карт», планов, деклараций шире информировать население о целях, задачах, основных этапах, содержании и результатах мероприятий, направленных на повышение открытости.

4. Провести обсуждение по разработке плана выстраивания обратной связи с получателями различных категорий открытых данных, обеспечения удобства работы пользователей с данными государственных органов, использования госорганами продуктов, созданных представителями гражданского общества на основе открытых данных.

3. Анализ структуры органов государственной власти и органов местного самоуправления и их взаимодействия. Анализ возможности совершенствования территориальной организации муниципальных образования

3.1. Анализ соответствия структуры исполнительных органов государственной власти автономного округа целям инновационной модернизации экономики Югры.

Исходная ситуация

В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 12.10.2005 № 73-ОЗ «О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» в состав Правительства входят Губернатор автономного округа, первые заместители Губернатора автономного округа, заместители Губернатора автономного округа.

Принятой 22 марта 2013 года Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года (далее – Стратегия) в качестве главной поставлена цель «достижения для жителей автономного округа лучших среди регионов России стандартов качества жизни и социального благополучия на основе эффективного развития базового сектора региональной экономики и формирования необходимых условий для модернизации и инновационного развития отраслей региональной экономики».

В части инновационного развития экономики предполагается:

- увеличить инфраструктурные и производственные мощности, способные поддерживать инновационные компании и выпускать инновационную продукцию;

- оптимизировать объёмы бюджетного финансирования и увеличить долю внебюджетных инвестиций в инновационную сферу;

- расширить воздействие результатов инновационной деятельности на увеличение доходной части бюджета автономного округа путём максимального вовлечения в хозяйственный оборот результатов инновационной деятельности;

- привлечь инвестиции в развитие инновационной сферы автономного округа;

- воспитать «инновационного человека» как субъекта активной инновационной деятельности;

- развить кадровый потенциал в сфере науки, образования, технологий и инноваций;

- повысить инновационную активности бизнеса и ускорить появление новых инновационных компаний.

В качестве информационно-телекоммуникационного сопровождения процесса инновационного развития планируется:

- создать благоприятных условия для разработки и внедрения в производство наукоемких информационных и телекоммуникационных технологий;

- развивать информационное общество и формировать электронное правительство;

- создать Территориальную информационную систему Югры и обеспечить межведомственное взаимодействие и предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде с ее использованием;

- использовать информационно-коммуникационные технологии в системе здравоохранения и социальной защиты населения, для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, в культуре и системе культурного и гуманитарного просвещения.

Оценка структуры исполнительных органов с точки зрения нацеленности на инновационную модернизацию экономики

Действующая структура исполнительных органов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в целом и Правительства округа, в частности, имеет ряд особенностей, которые могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на инновационное развитие экономики округа. Предметом настоящего анализа является выявление негативных факторов, способных замедлить достижение заявленных Стратегией целей.

Наши рекомендации