Административно- правовое регулирование в отраслях и сферах 5 страница

В структуру министерства входят: управление аналити-
ческой и правовой работы; управление кадровой политики;
управление социально-экономического развития и др.

Согласно Положению о нем главными задачами Мини-
стерства образования Республики Беларусь являются:

разработка и обеспечение реализации государственной
политики в сфере образования, опеки и попечительства над
несовершеннолетними;

проведение государственной молодежной политики;

обеспечение функционирования и развития националь-
ной системы образования Республики Беларусь, создание
системы непрерывного образования;

координация деятельности республиканских органов
государственного управления, управлений образования об-
ластных и Минского городского исполнительных комите-
тов, организаций по вопросам реализации функций систе-
мы образования, государственной молодежной политики,
защиты прав несовершеннолетних, опеки й попечительства
над несовершеннолетними;

осуществление государственного контроля за функцио-
нированием системы образования, а также в области госу-
дарственной молодежной политики;

осуществление анализа реализации государственной по-
литики в области охраны детства;

осуществление деятельности по профилактике безнад-
зорности и правонарушений несовершеннолетних.

Министерство образования Республики Беларусь воз-
главляет Министр, назначаемый на должность и освобож-
даемый от должности Президентом Республики Беларусь.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и
освобождаемых от должности в установленном порядке.

В министерстве создается коллегия в составе Министра
(председатель коллегии), заместителей Министра, руково-
дителя департамента по должности, а также других руко-
водящих работников и ведущих специалистов министер-
ства и отрасли.

При министерстве на общественных началах могут со-
здаваться советы по направлениям деятельности из состава
его работников, а также представителей иных заинтересо-
ванных республиканских органов государственного управле-
ния, местных исполнительных и распорядительных органов,
организаций системы образования, общественных объедине-
ний и иных юридических лиц для разработки и осуществле-
ния государственной политики в соответствующих направ-
лениях деятельности.

Систему органов государственного управления состав-
ляют также управления и отделы образования местных ис-
полнительных и распорядительных органов.

Управление образования областного исполнительного
комитета образуется областным исполнительным комите-
том, подчиняется облисполкому и входит в систему Мини-
стерства образования Республики Беларусь.

В организационном и учебно-методическом подчинении
управления находятся:

дошкольные учреждения;

общеобразовательные школы, лицеи и гимназии;

детские и молодежные специализированные учебно-
спортивные заведения системы образования области;

межшкольные учебно-производственные комбинаты;
внешкольные учреждения;
детские интернатные учреждения всех типов;
санаторно-лесные школы.

Управление осуществляет учебно-методическое руковод-
ство ведомственными детскими дошкольными учреждения-
ми, а также лечебными учебно-воспитательными учрежде-
ниями.

По отношению к высшим и средним специальным учеб-
ным заведениям, находящимся на территорий области, об--
ластные управления выступают в качестве координатора
кадрового обеспечения учреждений образования.

Основными задачами управления являются:

разработка стратегии и обеспечение реализации государ-
ственной политики в области образования, охраны детства
и молодежной политики; организация выполнения законо-
дательных 'актов Республики Беларусь в сфере образова-
ния, охраны детства и молодежной политики;

создание совместно с отделами образования рай(гор)ис-
полкомов и администраций системы образования, охватыва-
ющей дошкольные и внешкольные учреждения, общеобразо-
вательные школы и профессионально-технические училища,
специализированные учебно-воспитательные учреждения об-
ластного подчинения, повышение квалификации, перепод-
готовку педагогов;

осуществление государственного контроля в области обра-
зования, охраны детства, реализации молодежной политики;

обеспечение функционирования и развития системы об-
разования (в том числе дошкольного), охраны детства, реа-
лизации молодежной политики; создание системы непре-
рывного образования;

координация деятельности отделов образования рай(гор)-
исполкомов и администраций, организаций по вопросам ре-
ализации функций системы образования, охраны детства,
молодежной политики;

осуществление контроля за выполнением государствен-
ных требований к воспитанию и обучению учебными заве-
дениями негосударственных форм собственности;

организация взаимодействия школ, профессионально-
технических, педагогических училищ с высшими и средни-
ми специальными учебными заведениями;

проведение в области скоординированной кадровой по-
литики в сфере образования, обеспечение учреждений обра-
зования области квалифицированными специалистами с
учетом перспектив развития общеобразовательных школ и
профессионально-технических училищ, дошкольных, вне-
школьных учреждений на основе внедрения и распростра-
нения принципов областного и районного самообеспечения;

выявление, обобщение, обеспечение ротации передового
педагогического опыта, новых технологий обучения и вос-
питания, научное обеспечение экспериментальной работы,
которая проводится в области;

проведение среди учащихся школ, профессионально-тех-
нических, педагогических училищ и колледжей области
олимпиад, конкурсов, спартакиад, слетов, других меро-
приятий областного масштаба, подготовка и обеспечение
участия сборных команд области в республиканских, меж-
дународных мероприятиях;

осуществление программы усовершенствования и даль-
нейшего развития материально-технической базы учрежде-
ний образования;

оценка результатов деятельности учебно-воспитатель-
ных учреждений областного подчинения;

осуществление деятельности, связанной с оздоровлени-
ем детей за рубежом.

В структуру местных органов государственного управле-
ния образованием входят также отделы образования. Отде-
лы образования действуют на уровне городских исполни-
тельных комитетов (в городах областного подчинения)
районных исполнительных комитетов, местной админист-
рации района в городах (кроме г. Минска) и местной адми-
нистрации района г. Минска.

Отдел руководит деятельностью учреждений образова-
ния и иных организаций, входящих в систему образования
района подведомственных ему территорий.

Возложенные на отделы образования задачи в основном
аналогичны задачам управлений образованием областных
исполнительных комитетов. В частности, к ним относятся:

разработка стратегии и обеспечение реализации в райо-
не, городе, районе города единой государственной полити-
ки в области образования, охраны детства, молодежной по-
литики;

контроль за исполнением законодательства Республики
Беларусь в сфере образования, охраны детства и молодеж-
ной политики;

создание и обеспечение на подведомственной территории
функционирования и развития системы образования охва-
тывающей организации образовательного процесса и др.

Отдел возглавляет заведующий, который назначается и
освобождается от должности распоряжением председателя
рай(гор)исполкома по согласованию с управлением образо-
вания облисполкома. Заведующий отделом имеет замести-
телей, которые назначаются и освобождаются от должности
в установленном законодательством Республики Беларусь
порядке.

Для рассмотрения вопросов состояния и развития обра-
зования, государственной молодежной политики, деятель-
ности отдела образования и других вопросов в отделе созда-
ется совет в составе заведующего отделом его заместителей,
других работников отдела, подчиненных ему учреждений и
организаций.

Заседания совета отдела проводятся по мере необходи-
мости, но не реже одного раза в два месяца. При необходи-
мости решения совета оформляются приказом заведующего
отдела.

2. Управление в области науки и научной деятельности

В Республике Беларусь большое внимание уделяется
развитию научных исследований, совершенствованию орга-
низации управления научными учреждениями. Об этом сви-
детельствуют и многочисленные правовые акты, принимае-
мые в нашей республике, посвященные науке и научной
деятельности. В их числе законы Республики Беларусь
«Об основах государственной научно-технической полити-
ки, «О научной деятельности», Декрет Президента Респуб-
лики Беларусь от 5 марта 2002 г. «О совершенствовании
государственного управления в сфере науки», постановление
Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 1997 г.
№914 «Об утверждении Положения об оценке результатов
научной деятельности», постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 1873 «Об ут-
верждении Положения о научных объектах, которые состав-
ляют национальное достояние», Инструкция по подготовке
научных кадров высшей квалификации в Республике Бела-
русь, утвержденная постановлением Высшей аттестацион-
ной комиссии Республики Беларусь Министерства образова-
ния Республики? Беларусь и Национальной академий
Республики Беларусь от 26 июля 2004 г. № 109/46/2, по-
становление Совета Министров Республики Беларусь от
4 декабря 2006 г. № 5 «Об утверждении перечня государ-
ственных научно-технических программ на 2006—2010 годы»,
постановление Совета Министров Республики Беларусь от
28 ноября 2005 г. № 1399 «Об утверждении перечня госу-
дарственных программ фундаментальных и прикладных ис-
следований в области естественных, технических, гумани-
тарных и социальных наук на 2006-2010 годы» и др.

Основными видами научной деятельности в Республике
Беларусь являются: проведение фундаментальных и при-
кладных научных исследований; подготовка и аттестация
научных работников высшей квалификации; апробация ре-
зультатов научных исследований.

Важным условием в повышении эффективности науки и
научной деятельности, обеспечения необходимых предпо-
сылок ее развития являются принципы регулирования этой
отраслью.

Государственное регулирование научной деятельности в
Республике Беларусь базируется на следующих основных
принципах:

сочетания государственного регулирования с творческой
инициативой субъектов научной деятельности и свободой
научного поиска;

равенства всех субъектов научной деятельности перед
законом;

свободы выбора направлений научной деятельности и
методов проведения научных исследований для всех субъек-
тов научной деятельности;

взаимодействия научных организаций и учреждений,
обеспечивающих получение высшего и послевузовского об-
разования, повышение квалификации и переподготовку кад-
ров, в том числе путем участия преподавателей, аспирантов,
студентов и слушателей в научной деятельности, осуществ-
ляемой научными организациями, а также участия научных
работников в образовательном процессе, осуществляемом
учреждениями, обеспечивающими получение высшего и пос-
левузовского образования, повышение квалификации и пе-
реподготовку кадров;

предоставления гражданам Республики Беларусь рав-
ных возможностей приобретения и повышения научной
квалификации;

стимулирования научной деятельности посредством со-
здания благоприятных условий для инвестирования сферы
научной деятельности;

контроля в соответствии с законодательством за эффек-
тивным использованием государственных средств, выделен-
ных на проведение фундаментальных и прикладных науч-
ных исследований, апробацию результатов научных
исследований, подготовку и аттестацию научных работни-
ков высшей квалификации

обязательности, объективности и компетентности госу-
дарственной экспертизы научных программ и проектов, фи-
нансируемых за счет средств республиканского бюджета;

обеспечения правовой защиты результатов научной де-
ятельности;

концентрации научных ресурсов и финансовых средств
на научных исследованиях, направленных на реализацию
приоритетных направлений социально-экономического раз-
вития Республики Беларусь;

учета интересов личности, общества, государства.

Основные задачи и система органов государственно-
го управления в области науки

Государственное управление в сфере научной деятельно*
сти осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет
Министров Республики Беларусь, Государственный коми-
тет по науке и технологиям Республики Беларусь, Высшая
аттестационная комиссия Республики Беларусь, Нацио-
нальная академия наук Беларуси, иные государственные
органы в соответствии с их компетенцией.

Систему органов государственного управления в сфере
науки составляют: Государственный комитет по науке и
технологиям Республики Беларусь, Высшая аттестацион-
ная комиссия, Национальная академия наук Беларуси.

Государственный комитет по науке и технологиям Рес-
публики Беларусь является республиканским органом го-
сударственного управления, проводящим государственную
политику, осуществляющим регулирование и управление в
сфере научной и инновационной деятельности, охраны прав
на объекты интеллектуальной собственности и координи-
рующим деятельность в этой сфере других республикан-
ских органов государственного управления.

Комитет осуществляет планирование подготовки науч-
ных работников высшей квалификации в целом по респуб-
лике и по отраслям науки, распределение средств республи-
канского бюджета, выделяемых на их подготовку, контроль
за рациональным расходованием выделяемых средств и орга-
низацию реализации результатов научных исследований.
Комитету подчиняется Белорусский инновационный фонд.

Согласно Положению о Государственном комитете по
науке и технологиям Республики Беларусь, утвержденному
постановлением Совета Министров Республики Беларусь от
15 марта 2004 г. № 282, Государственный комитет по на-
уке и технологиям Республики Беларусь (ГКНТ) является
республиканским органом государственного управления,
проводящим государственную политику и реализующим
функцию государственного регулирования и управления в
сфере научной, научно-технической й инновационной дея-
тельности, а также охраны прав на объекты интеллекту-
альной собственности, и подчиняется Совету Министров
Республики Беларусь.

Основными задачами ГКНТ являются:

реализация государственной политики в сфере научной,
научно-технической и инновационной деятельности, а так-
же в области охраны прав на объекты интеллектуальной
собственности;

организационно-экономическое регулирование вопросов
развития научной, научно-технической и инновационной
деятельности и охраны прав на объекты интеллектуальной
собственности;

планирование подготовки научных работников высшей
квалификации в целом по республике и по отраслям науки и
организация реализации результатов научных исследований;

анализ уровня проводимых исследований и разработок,
выработка предложений по повышению их экономической
эффективности;

координация деятельности республиканских органов го-
сударственного управления, организаций в сферах научной,
научно-технической и инновационной деятельности, а так-
же в области охраны прав на объекты интеллектуальной
собственности;

совершенствование структуры научно-технического по-
тенциала республики и повышение эффективности его ис-
пользования;

проведение единой государственной политики в области
международного научно-технического сотрудничества;

развитие инновационной инфраструктуры, создание меха-
низмов поддержки субъектов инновационной деятельности:

обеспечение контроля за исполнением законодательства
Республики Беларусь по вопросам развития научной, науч-
но-технической, инновационной деятельности и охраны прав
на объекты интеллектуальной собственности, а также целе-
вым использованием средств республиканского бюджета,
выделяемых на финансирование научной, научно-техничес-
кой и инновационной деятельности в Республике Беларусь и
международного научно-технического сотрудничества;

осуществление контроля за ходом выполнения научно-тех-
нических программ (государственных, отраслевых, региональ-
ных), разделов научно-технического обеспечения государствен-
ных целевых, государственных народнохозяйственных и
социальных программ, инновационных проектов, международ-
ных научно-технических проектов, а также освоения в произ-
водстве результатов завершенных научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и опытно-технологических работ;

информирование общественности по вопросам развития
науки, ее достижений, деятельности ГКНТ, республикан-
ских органов государственного управления в научной сфе-
ре, научных организаций;

проведение государственной научно-технической экспер-
тизы и ведение реестра высокотехнологичных производств
и предприятий.

ГКНТ возглавляет председатель, назначаемый на долж-
ность и освобождаемый от должности Президентом Респуб-
лики Беларусь. Председатель ГКНТ имеет заместителей*
назначаемых на должность и освобождаемых от должности
Советом Министров Республики Беларусь по согласованию
с Президентом Республики Беларусь.

Для коллективного рассмотрения основных вопросов,
относящихся к компетенции ГКНТ, обсуждения важнейших
направлений его деятельности в ГКНТ создается коллегия в
составе председателя ГКНТ (председатель коллегии), его за-
местителей по должности. В ее состав по решению Совета
Министров Республики Беларусь могут входить другие руко-
водящие работники ГКНТ, а также ученые и ведущие спе-
циалисты в области научной, научно-технической и инновацион-
ной деятельности, охраны прав на объекты интеллектуальной
собственности. Численность коллегии утверждается Сове-
том Министров Республики Беларусь.

Решения коллегии реализуются постановлениями ГКНТ
и приказами его председателя. В случае возникновения при
принятии решений разногласий между председателем и чле-
нами коллегии председатель проводит в жизнь свои решения
и сообщает о них Совету Министров Республики Беларусь.
Члены коллегии также имеют право информировать Совет
Министров Республики Беларусь о своей позиции.

Высшая аттестационная комиссия (ВАК) согласно Поло-
жению о ней, утвержденному Указом Президента Республики
Беларусь от 22 января 2003 г. № 29, является республикан-
ским органом государственного управления, проводящим го-
сударственную политику и реализующим функцию государ-
ственного регулирования в области аттестации научных и
научно-педагогических работников высшей квалификации.
ВАК подчиняется Президенту Республики Беларусь.

Основными задачами ВАК являются:

обеспечение функционирования национальной системы
аттестации научных и научно-педагогических работников
высшей квалификации (далее - научные работники);

координация деятельности республиканских органов
государственного управления, а также высших учебных за-
ведений и научных организаций независимо от форм соб-
ственности в области аттестации научных работников;

обеспечение единых требований к уровню научной и на-
учно-педагогической квалификации соискателей ученых
степеней и ученых званий;

содействие повышению эффективности подготовки на-
учных работников с учетом потребностей в них научно-про-
изводственной и социальной сфер;

участие в пропаганде результатов диссертационных ис-
следований в целях их широкого использования для реше-
ния актуальных экономических и социальных проблем;

развитие международного сотрудничества в области ат-
тестации научных работников.

ВАК возглавляет председатель, назначаемый на долж-
ность и освобождаемый от должности Президентом Респуб-
лики Беларусь. Заместители председателя ВАК и главный
ученый секретарь назначаются на должности и освобожда-
ются от должностей Президентом Республики Беларусь.

Главным научно-аттестационным органом ВАК являет-
ся президиум, который принимает решения по вопросам
присуждения ученых степеней и присвоения ученых зва-
ний. Деятельность президиума осуществляется в соответ-
ствии с регламентом. Численность и персональный состав
президиума ВАК утверждаются Президентом Республики
Беларусь. В состав президиума входят председатель ВАК
(председатель президиума), заместители председателя и
главный ученый секретарь. По представлению председате-
ля ВАК в установленном порядке в его состав включаются
также известные ученые и научно-педагогические работни-
ки, имеющие ученую степень доктора наук или ученое зва-
ние профессора.

Персональный состав президиума ВАК подлежит обнов-
лению не ]^енее чем на одну треть каждые три года.

Для коллективного рассмотрения вопросов функциони-
рования национальной системы аттестации научных работ-
ников в ВАК создается коллегия в составе председателя
ВАК (председатель коллегии), его заместителей, главного
ученого секретаря, других работников ВАК и представите-
лей иных республиканских органов государственного уп-
равления. Численность и персональный состав коллегии
утверждаются Президентом Республики Беларусь.

Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило,
приказами председателя ВАК. В случае разногласий между
председателем и членами коллегии председатель проводит в
жизнь свое решение, о чем уведомляет Президента Респуб-
лики Беларусь. Члены коллегии также имеют право инфор-
мировать о своей позиции Президента Республики Беларусь.

Отдельные функции республиканского органа государ-
ственного управления в пределах своих полномочий вы-
полняет Академия наук. Деятельность Национальной ака-
демии наук Республики Беларусь осуществляется на основе
устава, утверждаемого Президентом Республики Беларусь.

Академия наук подчиняется Президенту Республики
Беларусь и подотчетна Совету Министров Республики
Беларусь.

Органами управления Академии наук являются общее
собрание Академии наук, президиум Академии наук и бюро
президиума Академии наук.

Академию наук возглавляет председатель президиума
Академии наук, назначаемый на должность и освобождае-
мый от должности Президентом Республики Беларусь. За-
местители председателя президиума и главный ученый сек-
ретарь Академии наук назначаются на должности и
освобождаются от должностей Президентом Республики
Беларусь.

Общее собрание Академии наук - высший коллегиаль-
ный орган управления Академии наук. Членами общего со-
брания являются:

председатель президиума Академии наук;

члены президиума Академии наук;

академики и члены-корреспонденты Академии наук;

руководители» научных организаций Академии наук;

представители научных организаций Академии наук,
министерств, других республиканских органов государ-
ственного управления, высших учебных заведений, выдви-
гаемые в порядке, определенном Уставом Академии наук, в
качестве членов общего собрания соответствующими науч-
ными организациями и высшими учебными заведениями.

Решения общего собрания, принятые в пределах его
компетенции, обязательны для выполнения президиумом
Академии наук, бюро президиума Академии наук, научны-
ми и иными организациями Академии наук, а по вопросам
организации и координации научных исследований и раз-
работок — всеми субъектами научной деятельности.

Президиум Академии наук — коллегиальный орган уп-
равления Академии наук, возглавляемый председателем
Президиума Академии наук.

Состав президиума Академии наук формируется из на-
учных работников Академии наук, высших учебных заве-
дений и научных организаций, а также руководителей го-
сударственных органов и ведущих специалистов отраслей
экономики. В состав президиума Академии наук входит по
должности главный ученый секретарь.

Численный и персональный состав президиума Акаде-
мии наук утверждается Президентом Республики Беларусь
по представлению председателя президиума Академии наук,
согласованному с Советом Министров Республики Беларусь.
Отделениями Академии наук руководят члены президиума
Академии наук.

Бюро президиума Академии наук — исполнительный
орган Президиума Академии наук. В состав бюро президиу-
ма Академии наук входят председатель президиума Акаде-
мии наук, его заместители и главный ученый секретарь.

3. Управление здравоохранением

Здравоохранение, его состояние и перспективы разви-
тия являются основными задачами государства. В рамках
выполнения этих задач в Республике Беларусь проводится
большая работа.

В качестве основных принципов проводимой сегодня в
Республике Беларусь политики в области здравоохранения
являются:

создание условий для сохранения и укрепления здоро-
вья населения;

ответственность граждан за сохранение и укрепление
своего здоровья и здоровья других людей;

профилактическая направленность здравоохранения;
доступность медицинской помощи и лекарственного
обеспечения населения;

приоритетное медицинское обслуживание и лекарствен-
ное обеспечение детей и матерей;

координация и контроль Министерством здравоохране-
ния Республики Беларусь деятельности в области здраво-
охранения других органов государственного управления,
ведающих вопросами здравоохранения, и субъектов, осу-
ществляющих деятельность в области здравоохранения;

экономическая заинтересованность юридических и фи-
зических лиц в охране здоровья населения;

ответственность государственных органов, юридических
лиц, индивидуальных предпринимателей за состояние здо-
ровья населения; участие общественности и граждан в охране здоровья населения.

Необходимым условием эффективного регулирования
здравоохранением является проведение социально-гигиени-
чекого мониторинга, суть которого заключается в создании
действенной государственной системы наблюдения, анали-
за и прогноза состояния здоровья населения и среды обита-
ния человека, а также определения причинно-следственных
связей между состоянием здоровья человека и воздействием
факторов среды обитания. Главной задачей мониторинга
является обеспечение санитарно-эпидемиологического бла-
гополучия населения.

В целях реализации этих принципов и повышения уров-
ня регулирования здравоохранения в республике принят
ряд документов. Среди них особое место занимает приня-
тая в республике Концепция развития здравоохранения
Республики Беларусь. Согласно концепции основными на-
правлениями совершенствования управления системой здра-
воохранения и повышения эффективности ее деятельности
сегодня являются:

планирование финансовых средств по нормативам бюд-
жетной обеспеченности расходов на здравоохранение в рас-
чете на одного жителя, а также нормативам объема и себе-
стоимости медицинской помощи;

разработка и реализация территориальных программ
государственных гарантий оказания гражданам бесплатной
медицинской помощи;

реструктуризация медицинской помощи, внедрение ре-
сурсосберегающих технологий;

концентрация ресурсов на приоритетных (наиболее эф-
фективных по соотношению затрат и результатов) направ-
лениях деятельности;

стандартизация медицинских технологий и создание
эффективной унифицированной системы управления каче-
ством медицинской помощи;

развитие внебюджетной деятельности;

создание унифицированной системы стратегического и
оперативного планирования, нормирования, лицензирова-
ния, сертификации (с определением возможностей унифи-
кации этой системы с принятой в Российской Федерации);

использование методов программно-целевого управле-
ния, экономического управления, экономического анализа,
принципов экономической самостоятельности и ответствен-
ности организаций здравоохранения; введение унифициро-
ванной структуры органов управления здравоохранением;
совершенствование управления по отклонениям от моделей
конечных результатов деятельности;

совершенствование форм и систем оплаты труда (с про-
работкой вопросов внедрения бригадного подряда; обеспе-
чения приоритета в оплате труда участковых терапевтов,
педиатров, врачей общей практики и установления зависи-
мости оплаты их труда от численности обслуживаемого на-
селения);

приоритетное развитие первичной медико-санитарной
помощи, службы охраны материнства и детства, медико-
генетической помощи, а также специализированных меди-
цинских служб и медицинских технологий, которые оказы-
вают наибольшее влияние на трудовой потенциал страны и
обеспечивают снижение преждевременной смертности и ин-
валидности (от заболеваний сердечно-сосудистой, опорно-
двигательной системы, инсульта, травматизма и пр.);

Наши рекомендации