Продукция ПХП(в стоимостном выражении),ее виды и порядок расчета объема каждого вида
При производстве и реализации продукции на ПХП и в целом по отрасли различают три вида продукции с экономической точки зрения, определяемых в стоимостном выражении:
1)Товарная продукция. -это полностью произведенная продукция в стоимостном выражении, принятая ОТК(отдел технического контроля),переданная на склад или отправленная потребителю и предназначенная для реализации. Ее величина определяется произведением объема каждого вида продукции в натуральных еденицах на цену единицы рассматриваемой продукции:
;
2)Реализуемая продукция:
Vреал –продукты которые планируются к реализации или к продажи
-разница в остатках готовой продукции на складах предприятияна начало и конец планируемого года
-разница в остатках готовой продукции отгруженная но недоплачиваема потребителем.
Реализуемая продукция может быть >,<,= товарной продукции.
3) Валовая продукция-характеризует весь объем работы, выполненной предприятием за определенный период времени (месяц, квартал, год):
, руб.
-произведенная продукция
-незавершенное производство на конец года
-незавершенное производство на начало года.
Суммарная величина по всем предприятиям характеризует объемы этих видов продукции в целом по отрасли.
В условиях рыночной экономики стали также определять чистую продукцию(Vч), которая включает расходы на оплату труда с различными на нее начислениями и прибыль предприятия от производства реализованной продукции:
, руб.
ЗПн -ЗП с начислениями
Пплан –плановая прибыль
Условно-чистая продукция отличается от чистой тем, что включает в себя еще амортизированные отчисления на ОПФ:
, руб.
Методика планирования производственной программы по выпуску продукции на ПХП
Методика разработки производственной программы выпуска продукции на ПХП включает следующие этапы:
1)Определение доли предприятия на рынках сбыта рассматриваемой продукции —суммарная величина для всех рынков, нат. ед.
,
-общий рыночный спрос; -государственный запас; -отраслевое задание; -контракты, договоры; -рыночный спрос.
2)Определяем производственную мощность предприятия (годовой выпуск рассматриваемой продукции ), нат. ед.
;
Пi- промзводительность установки, натуральн. еденицы/час
Ni-кол-во установок, штук
Тэфф - эффективное время,час
3)Определение возможного объема выпуска рассматриваемой продукции с учетом рыночного спроса на нее и имеющихся на предприятии мощностей
Предварительный расчет: при этом возможны 3 варианта соотношения и ; а) > увеличение м за счет реализации организационных мероприятий (сокращение времени не производственных простоев оборудования, модернизация, обновления) ;
б) < , = Необходимо организовать мероприятия по расширению рынков сбыта;
в) , =
4)Рассчитывают безубыточный объем выпуска продукции:
U-издержки, затраты на содержание подразделений предприятий ,проведение выставок, общехозяйственные расходы, цена единицы рассматриваемой продукции , издержки связанные с переменными затратами(стоимость сырья, энергии и т.д)Безубыточный объем- это объем при котором доходы = расходам(прибыль=0) > ;
5)Определяют рентабельный объем выпускаемой продукции :
,R% - показатель рентабельности- прибыль
Определение ППП в виде объема выпуска продукции каждого вида в натуральных единицах, заключается в расчете 4-х основных показателей:
1)Объем рыночного спроса на продукцию конкретного i-го вида 2)производственная мощность предприятия по выпуску i-ой продукции(среднегодовая для планового выпуска , нат.ед: = + − ; -мощность на начало планируемого года, -мощность новая планируемая, вводимая в плановую продукцию; -количество месяцев работы или использования планом в году мощности; -выводная мощность; -количество месяцев в течении которых мощность неиспользуется;
3)Безубыточный объем (П=0),П-прибыль
4)Объем рентабельности (при заданной норме рентабельности) Окончательный выбор объема ППП определяется с учетом всех 4-х показателей ,в частности и Необходимо предусмотреть мероприятия по увеличению объема реализации рассматриваемой продукции или по увеличению производимой мощности. При невозможности необходимо снизить уровень рентабельности до приемлемой для предприятия величины.
27. Себестоимость продукции ПХП и состав входящих в неё затрат.
Издержки производства (или себестоимость продукции) – все затраты предприятия на производство и реализацию продукции выражается в денежной форме (затраты сырья и материалов, топлива и энергии, заработная плата, АО и т. д.).
Себестоимость является обобщающим показателем всесторонне характеризующим производительно-хозяйственную деятельность предприятия.
Себестоимость является важнейшим экономическим показателем работы предприятия. В себестоимости находит отражение уровень применения техники, уровень организации производства и труда, степень использования ОПФ и оборотных средств и условия работы предприятия.
Себестоимость является определяющим показателем при выборе эффективного варианта новой техники, эффективного варианта строительства, при внедрении новых технологий и при выпуске новых видов продукции.
Снижение себестоимости обусловливает рост прибыли предприятия и соответственно, чем ниже себестоимость продукции, тем выше суммарная прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.