Управление использованием и охраной водных ресурсов
Задачей государственного управления водными ресурсами является обеспечение рационального использования водных ресурсов, их охрана от загрязнения и истощения, предупреждение и ликвидация вредного воздействия вод, улучшение состояния водных объектов, а также охрана прав водопользователей. В Российской Федерации государственное управление водохозяйственной деятельностью, использованием, воспроизводством и охраной водных ресурсов и восстановлением водных объектов осуществляется по территориально-бассейновому принципу. Реализация государственной политики в области управления использованием, воспроизводством и охраной водных ресурсов, восстановлением водных объектов основывается на схемах комплексного использования и охраны водных ресурсов (СКИОВР) и водохозяйственных балансах, которые являются обосновывающими материалами для разработки федеральных и территориальных программ восстановления, использования и охраны водных объектов, установления порядка водопользования, распоряжения и владения водными объектами, а также установления лимитов водопользования субъектам Российской Федерации, выдачи лицензий на водопользование, нормирования в области использования и охраны водных объектов, подготовки бассейновых соглашений.
Как объект управления водохозяйственная система имеет следующие особенности: многоотраслевой характер водопотребления; противоречивость требований участников водохозяйственного комплекса к использованию водных ресурсов и ограниченная возможность их удовлетворения; тесная взаимосвязь проводимых водохозяйственных мероприятий с окружающей средой; пространственная рассредоточенность водохозяйственных сооружений; неравномерность территориального распределения стока и стохастический характер изменчивости притока и потребления во времени; вероятностный характер гидрологической информации; сложность математического описания объектов и алгоритмов управления.
Государственное управление основано на принципе разграничения функций управления в области использования и охраны водных объектов и функций их хозяйственного использования. С развитием водохозяйственных систем их влияние на состояние внешней среды (социально-экономическая, природная среда) усиливается. Необходимо совершенствование системы управления, обеспечивающее надежность и эффективность функционирования, в основе которого заложены принципы оптимальности структуры и параметров системы, планирования и управления использованием водных ресурсов с учетом охраны окружающей среды. Для этого необходима система управления, созданная на основе современных информационных технологий, обеспечивающая решение широкого круга задач управления, организацию системы сбора, передачи, хранения и обработки информации.
По территориально-отраслевому принципу водохозяйственная система может быть представлена в виде иерархической структуры, самый верхний уровень которой - водохозяйственная система Российской Федерации. На следующем уровне находятся региональные и бассейновые водохозяйственные системы, в составе которых, в свою очередь, выделяются водохозяйственные районы и водохозяйственные участки, тяготеющие к замыкающим створам и водопотребителям. Водохозяйственная система верхнего уровня призвана решать вопросы управления межгосударственными, межрегиональными и межбассейновыми связями. Региональные водохозяйственные системы решают основные вопросы прогнозирования, перспективного, текущего, оперативного планирования и управления использованием и охраной водных ресурсов. На уровне локальных водохозяйственных систем решается довольно узкий круг задач, связанных с использованием независимых источников воды, определением потребности в водных ресурсах в границах рассматриваемой системы, частные вопросы использования воды отдельными водопользователями.
В настоящее время в соответствии с водным законодательством сформирована система государственного управления использованием и охраной водных объектов представленная на федеральном уровне -отраслевыми подразделениями центрального аппарата Минприроды России; на территориальном уровне -бассейновыми водными управлениями (БВУ), водными службами подведомственных Минприроде России комитетов природных ресурсов в субъектах РФ и департаментов природных ресурсов в федеральных округах, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В производственно-отраслевом разрезе в составе водохозяйственной системы, как указывалось ранее, укрупненно выделяют следующие системы: промышленное и коммунальное хозяйство; сельское хозяйство; энергетика, транспорт, рыбное хозяйство, торговля и бытовое обслуживание, рекреация, которые в отраслевом плане формируются в специализированные межотраслевые комплексы (промышленно-энергетические, мелиоративно-энергетические, транспортно-энергетические и т.д.) на уровне региональных и локальных водохозяйственных систем, характерных для данной зоны или региона.
Отраслевые водохозяйственные подразделения центрального аппарата министерства, бассейновые водные управления, водохозяйственные подразделения комитетов природных ресурсов в субъектах РФ и департаментов природных ресурсов в федеральных округах составляют Федеральное агентство водных ресурсов Минприроды России (Росводресурсы), на которое возложены функции специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда: обеспечение потребностей населения и экономики России в водных ресурсах на основе эффективного интегрированного управления водным фондом; обеспечение безопасности водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений; предупреждение и ликвидация вредного воздействия вод.
Росводресурсы являются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции пo оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, находятся в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации. В своей деятельности Росводресурсы руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Росводресурсы осуществляют свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые), подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
К числу основных полномочий Росводресурсов в установленной сфере деятельности относят: организацию перераспределения водных ресурсов водных объектов, находящихся в федеральной собственности; подготовку, заключение и реализацию бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов; подготовку и осуществление в установленном порядке противопаводковых мероприятий, мероприятий пo проектированию и установлению водоохранных зон водных объектов и их прибрежных защитных полос, а также мероприятий пo предотвращению и ликвидации вредного воздействия вод; проведение в установленном порядке государственной экспертизы схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, а также предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов и т. д.
Так как для решения указанных задач необходимо выполнение значительного объема работ по техническому, научному, информационному, методическому и предпроектному обеспечению, в водном хозяйстве образованы и функционируют ряд хозяйствующих организаций, имеющих статус федеральных государственных учреждений или государственных унитарных предприятий. В зависимости от выполняемых функций они объединяются в следующие группы:
- учреждения и предприятия по эксплуатации и строительству водохозяйственных объектов (управления эксплуатации водохранилищ, инженерных защит и других гидротехнических объектов, дирекции строя-щихся гидроузлов и т.п.);
- учреждения и предприятия по информационному, аналитическому и нормативно-методическому обеспечению;
- научно-исследовательские организации и организации по научному и проектному обслуживанию.
Сложность организационной структуры современных водохозяйственных систем, многообразие выполняемых ими функций и информации предполагают разработку соответствующих, адекватных условиям, организационных форм систем управления, основанных на применении современных информационных технологий, обеспечивающих подготовку и принятие управляющих решений. Наиболее совершенной организационной формой системы управления водохозяйственными системами являются автоматизированные системы управления бассейна реки. Основная цель создания таких систем - повышение эффективности управления водными ресурсами и охрана их от загрязнения за счет совершенствования организационной и функциональной структур управления, автоматизации функций сбора, учета, анализа и передачи исходной информации, прогнозирования, планирования и оперативного управления использованием водных ресурсов. Автоматизированные системы управления бассейна реки рассматриваются как отдельные части единой отраслевой автоматизированной системы управления, которая в свою очередь, должна входить в Общегосударственную автоматизированную систему управления (ОГСУ) и взаимодействовать с аналогичными системами смежных отраслей - ОАСУ-сельхоз, ОАСУ-энергия, ОАСУ-рыбхоз, ОАСУ-транспорт, ОАСУ-погода.
Принятие управляющих решений в области использования и охраны водных объектов напрямую зависит от качества информации о состоянии водного фонда и его использовании. Информационное и аналитическое обеспечение управления водным фондом должно отвечать современным требованиям используемых информационных технологий, задачам управления, оснащенности подразделений водной службы вычислительной техникой и средствами коммуникаций, сетевой инфраструктуры, оперативности обмена данными между Центром (Минприроды России) и территориальными подразделениями.
Основными направлениями деятельности Росводресурсов должны стать: подготовка директив Правительства РФ по реализации государственной политики в области изучения, использования, восстановления и охраны водных ресурсов; подготовка бассейновых программ, планов и схем комплексного использования и охраны водных ресурсов; изучение водных ресурсов, ведение государственного учета вод и водного кадастра; лимитирование, квотирование и лицензирование водопользования; регулирование режимов работы водохозяйственных систем; финансовое обеспечение мероприятий по восстановлению и охране водных объектов; экономическое регулирование водопользования; государственная экспертиза проектов водохозяйственных объектов, правил использования водных ресурсов водохранилищ, деклараций безопасности гидротехнических сооружений; государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений; государственный водный контроль; подготовка кадров в области комплексного использования водных ресурсов; участие в международном сотрудничестве.