Интеграция как фактор модернизации стран СНГ
Формирование национальных инновационных систем (НИС) в странах СНГ все еще остается сферой соперничества двух подходов к интеграции в мировую экономику:
- непосредственное подключение к мировому разделению труда (отдельных предприятий, регионов, стран);
- участие в мировом хозяйстве при активном использовании потенциала интеграции НИС в рамках СНГ.
Это соперничество накладывает отпечаток на интеграционные процессы в рамках СНГ, на нормативную базу таких процессов. Как показывает практика, выбор первого подхода зачастую оборачивается специализацией на тех видах деятельности, которые утратили привлекательность для лидеров мировой экономики. Одним из свидетельств этого является то, что подавляющая часть инвестиций из стран дальнего зарубежья направляется не в наукоемкие производства, а в топливно-энергетический и минерально-сырьевой комплекс государств СНГ, поскольку развитые западные государства не заинтересованы в появлении на мировом рынке конкурентов с новой продукцией высокой степени переработки.
Что касается непосредственно сферы исследований и разработок стран СНГ, то ее поддержка в период реформ со стороны различных фондов и программ ЕС и США способствовала явному усилению «западного вектора» развития этой сферы. Наблюдаемая на постсоветском пространстве активизация научно-технической политики происходит в условиях утраты значительной части связей со странами СНГ. По мнению представителей науки Украины, ученые СНГ больше надеются на гранты ЕС или США, чем на собственные правительства или тем более на общие научные программы СНГ. Вместе с тем констатируется, что страны ЕС и США в последнее время начинают терять интерес к результатам исследований и разработок, которые выполняются в странах СНГ, так как, в основном, большинство инновационных технологий двойного назначения (которые очень интересовали военные ведомства этих стран) уже переданы официально или в связи с перемещением интеллектуального капитала. Остается только одна ниша в научно-технологической сфере стран ЕС и США, которая сейчас предлагается для реализации в странах СНГ, - это небезопасные эксперименты, рутинные исследования и стимулирование молодых талантов с последующей организацией «утечки мозгов». Такой сценарий развития науки и образования находит приверженцев в странах СНГ как у простых исполнителей, так и на самых высоких уровнях властных структур. По оценке тех же ученых, «восточный вектор» научно-технологического и образовательного сотрудничества определяется Соглашением о создании общего научно-технологического пространства государств-участников СНГ (1996 г.) практически не работает.[[69]]
Однако реальной альтернативой признания существующей взаимозависимости стран СНГ в инновационной сфере, возможности усиления ими через сотрудничество своих позиций на мировой экономической арене выступает утрата каждой из стран существенной части своего инновационного потенциала.
Реальным факторами такой взаимозависимости являются:
- связи в сфере генерации знаний (общность и взаимодополняемость научных школ, исследовательских и конструкторских организаций);
- связи в сфере коммерциализации знаний (сохранившиеся кооперационные связи в производстве, важные и для кооперации в инновационных проектах, емкость общего рынка СНГ, повышающая отдачу от инноваций);
- связи в сфере инновационной инфраструктуры, включая финансовое обеспечение;
- связи в образовательной сфере.
От реализации потенциала интеграции НИС в рамках СНГ во многом зависят его перспективы. Или СНГ станет катализатором перехода стран-участниц на инновационный путь развития, или в повестке дня окажется поиск других партнеров в ускорении экономического развития. Интеграция в рамках таможенного союза обретает стратегический смысл, когда помогает новым и модернизированным производствам повысить свою конкурентоспособность через реализацию эффекта масштаба производства за счет сбыта на расширенном до границ этого союза рынке. Тем самым усиливаются позиции и на внешних относительно таможенного союза рынках.
В условиях разворачивающейся очередной технологической революции, связанной с использованием нано- и биотехнологий, информационно-коммуникативных технологий, все страны сталкиваются с вызовами, требующими концентрации ресурсов на приоритетных направлениях. Уже сегодня ЕС проводит активную политику по выработке общей стратегии инновационного развития стран-членов и механизмов ее реализации. При соединении ресурсных потенциалов стран СНГ более реальным становится успешный ответ на существующие вызовы в инновационной сфере. Формирование общего научно-технологического пространства государств-участников СНГ должно в первую очередь идти по тем составляющим инновационной деятельности, где, не подменяя НИС стран-участниц, можно на уровне объединенных структур в той или иной мере компенсировать слабости национальных систем, добиться экономии ресурсов в решении инновационных задач.