Закон народонаселения Мальтуса
Мальтус создал теорию народонаселения и ее экономическую интерпретацию. Ему принадлежит формулировка «закона убывающей доходности». В своих исследованиях Мальтус опирался на положения и выводы системы Смита в весьма вольной трактовке. Понимая тезис Смита о том, что рост богатства может происходить неограниченно, Мальтус видел проблему в другом: т.к. темп роста населения при отсутствии препятствий изменяется в геометрической, а про-во средств существования - в арифметической прогрессии, то возникает опасность нарушения экономического равновесия. Мальтус противопоставил гипотетическую способность населения к росту в определенном темпе фактической невозможности увеличения продовольственных ресурсов таким же темпом. В основу его теории был положен тезис об ограниченности ресурсов, прежде всего земли и принцип убывающей отдачи, распространенный на капитал. Для поддержания равновесия между ростом населения и увеличением про-ва средств существования, необходимо действие сдерживающих факторов: болезни, голод и войны – в примитивн. общ-вах, а колебание уровня реальной заработной платы – в развитых. Этим было положено начало «железному закону» заработной платы, или теории минимума средств существования, необходимого для воспроизводства рабочей силы. Чрезмерн. рост населения давит на зараб. плату и ограничивает ее рост. И наоборот, рост зараб. Платы ведет к росту населения и к возрастанию бедности. В теории доходов Мальтус выступает против уравнительного распределения, т.к. именно оно будет способствовать росту иждивенчества и нищеты. Он выступал против закона о помощи бедным, т.к. это способствует более быстрому росту населения, не увеличивая кол-во средств существования. Т.к. соц. Равенство невозможно, а резкое разделение общ-ва на богатых и бедных нежелательно ввиду роста соц. нестабильности, то основу населения должно составлять увеличение среднего класса.
18. Представители вульгарной классической политэкономии.
19. К.Маркс: двойственный характер труда: труд абстрактный и труд конкретный.
Товар есть вещь, которая, во-первых, удовлетворяет какую-нибудь потребность человека и, во-вторых, производится не для собственного потребления, а для продажи. Удовлетворение потребностей человека есть социальное предназначение товара, создание товара для продажи принять называть его экономической сущностью.
К.Маркс дополнил трудовую теорию ценности А.Смита и Д.Рикардо своим учением о двойственном характере труда: труд конкретный (особая последовательность производственных операций, составляющая суть профессии) и труд абстрактный (общечеловеческое свойство труда как затрат энергии)
СТОИМОСТЬ товара раскрывается только через абстрактный труд.
Однако общественная природа абстрактного труда проявляется только лишь косвенно, а именно, через товарообмен. При отсутствии товарного производства отсутствует абстрактный труд (и, следовательно, двойственный характер труда), и продукты труда не имеют ценности, поскольку не производятся с целью обмена.
Товар имеет двойственный характер: с одной стороны, он является потребительной стоимостью, а с другой - стоимостью. Двойственный характер товара обусловлен двойственным характером труда, воплощенного в товаре. Виды труда столь же разнообразны, как и производимые ими потребительные стоимости. Труд столяра качественно отличен от труда слесаря, портного, сапожника и др. Различные виды труда отличаются друг от друга своей целью, приёмами, орудиями и результатами. Столяр работает при помощи топора, пилы, рубанка и производит изделия из дерева: столы, стулья, шкафы; портной производит одежду при помощи швейной машины, иглы, ножниц. Таким образом, в каждой потребительной стоимости воплощён определённый вид труда: в столе - труд столяра, в костюме - труд портного, в обуви - труд сапожника и т.д. Труд, затрачиваемый в определённой форме, есть конкретный труд. Конкретный труд создаёт потребительную стоимость товара.
При обмене самые разнообразные товары, созданные различными видами конкретного труда, сравниваются между собой и приравниваются друг к другу. Следовательно, за различными конкретными видами труда скрывается нечто общее, присущее всякому труду. Как труд столяра, так и труд портного, несмотря на качественное различие между этими видами труда, представляет собой производительную затрату человеческого мозга, нервов, мускулов и т.д. и в этом смысле является одинаковым человеческим трудом, трудом вообще. Труд товаропроизводителей, выступающий как затрата человеческой рабочей силы вообще, независимо от её конкретной формы, есть абстрактный труд. Абстрактный труд образует стоимость товара
Можно сказать, что абстрактный и конкретный труд - это две стороны труда, воплощенного в товаре. Всякий труд есть, с одной стороны, расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле слова, - и в этом своём качестве одинакового, или абстрактно человеческого, труд образует стоимость товаров. Всякий труд есть, с другой стороны, расходование человеческой рабочей силы в особой целесообразной форме, и в этом своём качестве конкретного полезного труда он создаёт потребительные стоимости.
20. Теория прибавочной стоимости К. Маркса: абсолютная и относительная прибавочная стоимость.
Теория прибавочной стоимости Маркса – пример решения одной из проблем теории Рикардо.
При объяснении “естественной” цены труда принципы трудовой стоимости и эквивалентности обмена оказываются во взаимном противоречии:
Если богатство создается трудом, а труд обменивается по эквивалентной цене, то откуда взяться доходу капиталиста?
Маркс решает проблему, вводя новое понятие: “товар рабочая сила”.
Маркс утверждает, что рабочий продает не труд, а рабочую силу, то есть свою способность к труду.
Как и всякий товар, рабочая сила, по Марксу, имеет потребительную стоимость и стоимость.
Стоимость – это стоимость жизненных средств, необходимых для воспроизводства рабочей силы.
Потребительная стоимость – способность рабочей силы производить большую стоимость, чем составляет стоимость самой рабочей силы.
Разница между прибавочной стоимостью и стоимостью рабочей силы образует прибавочную стоимость – источник дохода капиталиста.
Также Карл Маркс разделяет труд рабочего на необходимый и прибавочный (в пользу нанимателя).
Если рабочий работает 10 часов в день, чистый продукт, соответствующий его зарплате, он создает за 6 часов. Это необходимый труд.
Оставшиеся 4 часа он создает продукты прибавочного труда, создающие прибавочную стоимость.