Система российского права, регулирующего привлечение иностранных инвестиций
Среди основных законов, регулирующих деятельность иностранных инвесторов в России, можно выделить следующие:
· N 160-ФЗ ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· N 115-ФЗ О КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЯХ
· N 116-ФЗ ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· N 164-ФЗ О ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЕ (ЛИЗИНГЕ)
· N 225-ФЗ О СОГЛАШЕНИЯХ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ
· N 57-ФЗ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЩЕСТВА, ИМЕЮЩИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБОРОНЫ СТРАНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
N 160-ФЗ ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.
N 115-ФЗ О КОНЦЕССИОННЫХ СОГЛАШЕНИЯХ,целями которого являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям. Регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения
N 164-ФЗ О ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЕ (ЛИЗИНГЕ), целями которого являются развитие форм инвестиций в средства производства на основе финансовой аренды (лизинга), защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования.
В настоящем Федеральном законе определены правовые и организационно-экономические особенности лизинга.
N 225-ФЗ О СОГЛАШЕНИЯХ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИустанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции.
N 57-ФЗ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЩЕСТВА, ИМЕЮЩИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБОРОНЫ СТРАНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА Законом устанавливаются изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов и для группы лиц, в которую входит иностранный инвестор (далее - группа лиц), при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершении ими сделок, влекущих за собой установление контроля над указанными хозяйственными обществами.
3. Государственная политика импортозамещения и стимулирования экспортно-ориентированного производства – теоретические аспекты и практические примеры — баллов
4. Соглашения о разделе продукции, их правовая база и отличия от других договорных форм осуществления иностранных инвестиций на территории РФ — баллов
Соглашение о разделе продукции – договор, в соответствии с которым государство предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении. При этом инвестор обязуется осуществить эти работы за свой счет и на свой риск.
Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе, условия и порядок раздела произведенной продукции (добытого сырья) между сторонами (рис.4.3.).
Рис. 4.3. Распределение продукции по договору соглашения о разделе продукции
Общая доля инвестора в разделе продукции включает:
Ø компенсационную продукцию;
Ø чистую долю в прибыли.
Общая доля государства в разделе продукции состоит из:
Ø выплат инвестором за использование недр;
Ø доли государства в прибыли;
Ø налоговых поступлений.
В настоящее время раздел продукции при пользовании недрами используется более чем в 40 странах мира, причем в зависимости от местных условий в них приняты различные схемы такого раздела. Раздел продукции выгоден инвестору, так как освобождает его от необходимости платить многочисленные налоги, многие из которых отличаются высокими ставками и крайней неустойчивостью.
Выгоды государства при использовании договоров о разделе продукции заключаются в получении справедливой платы за использование инвестором национальных природных ресурсов, причем той их части, к эксплуатации которой собственными силами государство не могло бы приступить в обозримом будущем.
В отличие от других инвестиционных договоров, субъектами которых могут быть любые юридические или физические лица, в соглашениях о разделе продукции российская сторона может быть представлена только государством, от имени которого выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, или другие уполномоченные ими органы.
Партнерами государства по рассматриваемым соглашениям могут быть:
Ø российские и иностранные граждане;
Ø российские и иностранные юридические лица;
Ø объединения юридических лиц (товарищества), не имеющие статуса юридического лица и создаваемые на основе договоров о совместной деятельности.
Государство заключает соглашения о разделе продукции с инвесторами только на конкурсной основе. Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995г. №225-ФЗ устанавливает следующие принципиальные условия такого соглашения:
1. Временный и возмездный характер уступки государством прав пользования недрами.
2. Исключительный характер предоставляемых прав, означающий, что без согласия инвестора никто, включая само государство, не вправе осуществлять на территории действия соглашения деятельность, право на которую предоставлено инвестору.
3. Право пользования недрами не дает инвестору права собственности на недра, которое, безусловно, сохраняется за государством.
Компенсационная продукция и часть прибыльной продукции, являющейся собственностью иностранного инвестора, могут быть вывезены за пределы таможенной территории РФ без количественных ограничений.
В Российской Федерации соглашения о разделе продукции стали заключаться после того, как 24 декабря 1993 г. был подписан Указ Президента РФ № 2285 «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами». На его основе было заключено три соглашения: по проектам «Сахалин-2», подписанного в 1994 г., «Сахалин-1» и «Харьягинское СРП», подписанные в 1995 г.
Суммарные инвестиции по всем трем проектам СРП составили за 1996-2007 годы, по данным Минпромэнерго, более 20 млрд. долл., в том числе по проекту «Сахалин-2» – 12,5 млрд. долл., «Сахалин-1» – 7,8 млрд. долл., Харьягинскому проекту – 1,1 млрд. долл.
Планируемые доходы России от реализации проектов СРП должны составить: «Сахалин-1» до 2054 года – 52,2 млрд. долл., «Сахалин-2» до 2045 года – 50,1 млрд. долл., «Харьягинское СРП» до 2031 года – 2,58 млрд. долл. Уже на современном этапе реализация данных проектов обеспечивает значительные поступления во все уровни бюджетов.
Важным шагом в улучшении условий деятельности иностранных инвесторов явилось принятие Закона «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г.. Хотя он касается всех потенциальных инвесторов, отдельные его положения рассчитаны только на иностранных инвесторов. Принятие этого закона объяснялось объективными условиями, сложившимися в российской экономике и характеризовавшимися нехваткой финансовых ресурсов, необходимых для финансирования добывающих отраслей промышленности и для расчетов с инвесторами. Рассматриваемый закон позволял использовать для таких расчетов, т.е. для возмещения затрат инвестора, часть производимой продукции, которая получила название «затратной», или «компенсационной продукции».
Соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.
Еще одной особенностью данного закона является то, что он строит экономику инвестиционного проекта на существенно новой основе. Так, по соглашению о разделе продукции собственностью инвестора становится только часть произведенной продукции. Другая часть поступает в собственность государства. Таким образом, соглашения о разделе продукции — это соглашения, по которым все расчеты между государством и инвесторами ведутся путем раздела произведенной продукции.
Выгоден раздел продукции и государству, которое получает справедливую плату за использование инвестором национальных природных ресурсов, причем той их части, к эксплуатации которой собственными силами государство не могло бы приступить в обозримом будущем. Так, в нефтегазовой отрасли России большинство месторождений либо в значительной степени выработаны и требуют для своей эксплуатации новейшей и очень дорогостоящей технологии, либо расположены в труднодоступных для освоения регионах, характеризующихся экстремальными климатическими условиями. Во всех этих случаях освоение и разработка таких месторождений при существующей налоговой системе связано со значительными сложностями.
Закон «О соглашениях о разделе продукции» такую возможность предоставляет благодаря сохранению рентных платежей (роялти), размер которых зависит от конкретных условий. Рента - регулярно получаемый доход с капитала, имущества или земли (в данном случае от использования недр), не требующий от получателя осуществления предпринимательской деятельности. Так, при богатом месторождении государство устанавливает повышенную ставку рентных платежей, изымая у инвестора сверхприбыль. И напротив, понижение ставок ренты до минимального уровня делает рентабельной эксплуатацию бедных или частично исчерпанных месторождений.
5. Понятие инвестиционного климата и его структура. Инвестиционный потенциал и инвестиционный риск — баллов
Инвестиционный климат – это среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Он формируется под воздействием взаимосвязанного комплекса факторов.
Понятие инвестиционного климата включает совокупность экономических, социальных, политических, государственно-правовых и культурных условий, обеспечивающих привлекательность вложения капитала в ту или иную страну.
Одним из наиболее общих критериев для привлечения и размещения иностранных ресурсов является оценка инвестиционного климата (ИК). Оценка инвестиционного климата служит инструментом оптимизации потока капиталовложений и поэтому широко распространена в мире. На ИК оказывает множество факторов. Как правило, их классифицирую по возможности воздействия на них со стороны общества:
1. Объективные (обеспеченность сырьевыми ресурсами, биоклиматический потенциал)
2. Субъективные (связанные с деятельностью человека).
Методики оценки ИК весьма разнообразны. В ряде стран, например в Японии, используются описательные методы без какой-либо количественной оценки, но наибольшее распространение получили методы, в которых экономические показатели выражаются числовыми значениями.
1) Экспертами Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) рассчитывается индекс привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Он представляет собой соотношение между долей страны в глобальном притоке прямых иностранных инвестиций и ее долей в глобальном ВВП. Если значение индекса превышает единицу, то страна привлекает больше инвестиций, чем можно ожидать с учетом относительной доли в ВВП, и наоборот.
2) рейтинг инвестиционного климата, рассчитываемый экспертами журнала Евромани. Этот рейтинг составляется на основе опроса специалистов крупнейших банков развитых стран. Респонденты предоставляют статистические данные, которые характеризуют тот или иной фактор ИК. Оценка делается по 9 экономическим, политическим и финансовым показателям 2 раза в год, и учитывает: эффективность экономики; уровень политического риска; состояние задолженности; неспособность к обслуживанию долга; кредитоспособность; доступность банковского кредитования; доступность краткосрочного финансирования; доступность долгосрочного ссудного капитала; вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств.
3) Институт Фрейзера в Канаде оценивает Индекс экономической свободы различных стран по десятибалльной шкале. Он сформирован на базе оценки следующих факторов: торговая политика; фискальное бремя государства; вмешательство государства в экономику; кредитно-денежная политика; движение капитала и иностранные инвестиции; банковская политика; контроль над заработной платой и ценами; защита прав собственности; государственное регулирование; «черный рынок».
4) Для стран с переходной экономикой, развивающихся стран (в т.ч. Россия) часто используется метод «Бери-индекса». Это синтетический показатель, представляющий собой сумму баллов экспертных оценок отдельных составляющих инвестиционной привлекательности инвестиционного климата. Этот метод в значительной степени подвержен субъективным мнениям экспертов, особенно когда речь идет об оценки рисков, и прежде всего политических.
5) Индекс восприятия коррупции (ИВК) определяется Трансперенси Интернэшнл (Transparency International), которая является единственным международным негосударственным и некоммерческим общественным движением, направленным на противодействие коррупции. Внимание сосредоточено на коррупции в государственном секторе и определяет коррупцию как злоупотребление служебным положением в целях личной выгоды. Источники информации не разделяют административный и политический типы коррупции.
6) Суверенный рейтинг охватывает все долговые обязательства правительства конкретной страны, выраженные в иностранной валюте. Суверенный рейтинг считается своего рода ориентиром, с учетом которого определяются рейтинги всех других эмитентов, действующих в пределах юрисдикции национального правительства. Рейтинги широко используются инвесторами в качестве простого и удобного инструмента определения кредитного риска и премии за риск.
7) Есть общепринятые рейтинги инвестиционной привлекательности – именно на них ориентируются международные инвесторы. Это рейтинги таких агентств, как Standard & Poors, Moody's, FITCH IBCA.
Кредитные рейтинги агентства Standard & Poor’s.
Инвестиционные рейтинги:
ААА - возможности эмитента по выплате долга и процентов чрезвычайно велики;
АА - возможности эмитента по выплате долга и процентов достаточно велики;
А - возможности эмитента по выплате долга и процентов достаточно велики, но зависят от внутриэкономической ситуации;
ВВВ - возможности эмитента по выплате долга и процентов зависит от внутриэкономической ситуации на момент погашения.
Спекулятивные рейтинги:
ВВ - нестабильность и внутриэкономической ситуации может повлиять на платежеспособность эмитента;
В - ограниченная платежеспособность эмитента.
Аутсайдерские рейтинги:
ССС - некоторая зашита интересов присутствует, однако риски и нестабильность высоки;
СС - платежеспособность эмитента сильно зависит от внутриэкономической ситуации;
С - платежеспособность эмитента полностью зависит от внутриэкономической ситуации;
Д - долги просрочены.
Согласно исследованию Всемирного банка «Doing Business», по комфортности ведения бизнеса Россия занимает только 143 место из 183.
На сегодня, по данным Росстата, лишь несколько регионов России имеют высокий уровень ПИИ. Москва и Санкт-Петербург выглядят привлекательными для иностранных инвесторов за счет высокой доли предпринимательской активности, а большинство других регионов лишь за счет нефтегазового сектора
Многочисленные опросы и международные рейтинги позволяют выделить конкретные причины неблагоприятного инвестиционного климата:
§ низкое развитие правовой базы рыночной экономики;
§ высокий уровень административного регулирования хозяйственной деятельности;
§ неразвитость инфраструктуры;
§ высокие тарифы на услуги естественных монополий;
§ непрозрачность бизнеса ввиду отличающейся системы бухгалтерского учета и статистики;
§ неразвитость всего спектра рыночных финансовых институтов;
§ неэффективная бюджетная система и бюджетный процесс;
§ недостаточно стабилизирующая кредитно-денежная политика, направленная на предотвращение инфляции;
§ закрытость национальной экономики и препятствие её эффективной интеграции в международную экономическую систему.
Традиционно принято считать, что главные конкурентные преимущества России - это богатые природные ресурсы, высокий уровень образования и сильный интеллектуальный потенциал.
Что касается инфраструктуры, то она обычно оценивается как явная слабость. Необъятные просторы оборачиваются значительными транспортными издержками, что снижает привлекательность регионов, удаленных от рынков сырья и сбыта. Отсутствие современной инфраструктуры значительно увеличивает величину необходимых первоначальных затрат.