Пример 9.1 КОНТРОЛЬ НАД ЦЕНАМИ И НЕХВАТКА ПРИРОДНОГО ГАЗА
Из примера 2.7 гл. 2 видно, что контроль над ценами в 70-е годы создал большой избыточный спрос на природный газ. Но насколько выигрывают от такого контроля потребители, и что теряют производители, и каковы полные убытки в целом по стране? Мы можем ответить на эти вопросы, подсчитав итоговые изменения в излишках потребителя и производителя.
Мы вновь используем в нашем анализе данные 1975 г и рассчитаем выигрыш и убытки применительно к этому году. Сошлемся на пример 2.7, где мы показали, что кривые спроса и предложения могут быть приблизительно выражены следующим образом:
Предложение: Qs = н -f 2P0 + 0,25 Pn Спрос: qd = _5р0 + 3,75 P0.
Здесь Q и QD — объемы предложения и спроса, измеряемые в триллионах кубических футов; P0 — цена природного газа в долларах за тысячу кубических футов, a P0 — цена нефти в долларах за баррель. Читатель может сам это проверить, приравняв Qs к qd При цене нефти 8 долл. за баррель, равновесной цене свободного рынка и равновесном объеме продаж 2 долл. за 1 тыс куо. футов и 20 трлн. куб. футов соответственно. При ре-
W
15 W 20 25
JO Количество
Рис. 9.5. Графики предложения и спроса при государственном контроле над- ценами на природный газ
гулировании цен, однако, максимальная допустимая цена была установлена в размере 1 долл. за 1 тыс. куб. футов. На рис. 9.5 изображены эти кривые предложения и спроса в условиях свободного доступа на рынок и регулируемых цен. Прямоугольник А и треугольники В и С показывают изменения в излишках потребителя и производителя в результате контроля над ценами. Подсчитав площади прямоугольника и треугольников, мы можем определить размер выигрыша или убытков от регулирования цен.
Чтобы выполнить расчеты, отметим вначале, что 1 трлн. куб. футов равен 1 млрд долл./млн. куб. футов (мы должны привести цену и количество к единым единицам измерения). Подставив количество 18 трлн. куб. футов в уравнение для кривой спроса, мы можем определить, что вертикальная линия при 18 трлн. куб. футов пересекает кривую спроса при цене в 2,40 долл. за 1 млн. куб. футов. Теперь мы можем подсчитать интересующие нас площади фигур следующим образом:
A=(IS млрд. • 1 млн. куб. футов) • (1 долл./тыс. куб. футов) = 18 млрд. долл.
В = ('/2) • (2 млрд.- 1 млн. куб. футов) • (0,40 долл./ млн. куб. футов) = 0,4 млрд. долл.
^ ~ ( /2^ • (2 млрд. • 1 млн. куб. футов) • (1 долл./ млн. куб. футов) = 1 млрд. долл.
(Площадь треугольника составляет половину произведения его высоты на основание.)
Таким образом, в 1975 г. в результате мер по контролю над ценами изменения в потребительском излишке составили A-B = 18-0,4 = П,б млрд. долл. Изменения в^излишке призводителя составили — А—С = —18—1 = "ав™-9—В—СД-Л' И Наконец> полные Убытки за год были Величина 1,4 млрд. ДОлл. за год -эт™' существенные убытки для общества, но фактически данная цифра преуменьшает истинные убытки от контроля над ценами на природный газ. Наш анализ был анализом частичного равновесия, что означает, что он не учел косвенное воздействие, которое оказывает нехватка природного газа на другие рынки. Например, в 70-е годы большая часть избыточного спроса на природный газ (25-18 = 7 трлн. куб футов) привела к росту спроса на нефть и нефтепродукты. Это увеличило как зависимость Америки от импортируемой нефти, так и убытки в результате введения контроля над ценами на нефть внутри страны. Подсчет этих дополнительных убытков выходит за рамки данного примера, но мы должны помнить, что такие убытки имеют место.