Труд как сфера жизнедеятельности и его аспекты
ТЕМА 1. ТРУД КАК СФЕРА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И КАК ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА
1. Труд как предмет и как объект дисциплины «Экономика труда и социально-трудовые отношения » (Особенности труда как объекта изучения, понятие предмета дисциплины, составляющие элементы процесса труда)
2. Труд как сфера жизнедеятельности и его аспекты (Характеристика понятий «труд», «деятельность», «работа», понятие трудовой и нетрудовой деятельности, аспекты трудовой деятельности)
3. Содержание и характер труда (признаки содержания труда, производственные функции труда, простой и сложный труд, классификация содержания труда; понятие характера труда и факторы, его определяющие; классификация видов труда)
4. Труд как фактор производства и его функции (ведущая роль труда в процессе производства, роль труда в развитии человека и общества)
5. Удовлетворенность трудом и ее структура (понятие удовлетворенности трудом, ее мотиваторы и факторы; гуманизация труда и ее методы)
1. Труд как предмет и объект дисциплины “Экономика труда и социально-трудовые отношения”
В названии дисциплины следует выделить такие понятия: экономика, труд, социально - трудовые отношения.
Рассмотрим содержание этих понятий.
Экономика – это динамическая общественно - организованная система хозяйствования, которая обеспечивает процессы производства, распределения, обмена и потребления общественно полезных материальных благ и услуг.
Заниматься экономикой – это значит анализировать все процессы, которые в ней происходят (то есть процессы производства, распределения, обмена, потребления), и предлагать соответствующие механизмы их совершенствования и развития.
Понятие “труд” - это процесс преобразования ресурсов природы в материальные, интеллектуальные, духовные блага, которые осуществляется и (или) управляется человеком или по принуждению (административному или экономическому) или по внутреннему побуждению, или по тому и другому одновременно.
Труд изучается многими дисциплинами: Физиология и психология труда, Гигиена труда, Организация труда, Нормирование труда, Социология труда, Праксеология, Трудовое право и др. Но эти дисциплины отличаются теми гранями объекта «труд», какие они исследуют.
В труде, как в объекте изучения ЭТ и СТО, рассматриваются такие его особенности:
- труд - это целесообразная деятельность по созданию материальных и духовных ценностей, которая должна быть эффективно, рационально и экономично организована;
- труд является одним из главных условий жизнедеятельности не только отдельного индивида, но и общества в целом, действенного функционирования любой организации;
- труд не является товаром в обычном экономическом понимании этого слова, товаром являются услуги рабочей силы, которые предоставляются наемными работниками в процессе труда;
- в процессе труда формируется система социально – трудовых отношений, которые возникают в процессе трудовой деятельности, и являются стержнем общественных отношений на уровне страны, региона, фирмы и отдельных индивидов, и направлены на регулирование качества трудовой жизни.
Интегрируя содержание составных понятий “экономика”, “труд” «социально-трудовые отношения», сформулируем сущность “ЭТ и СТО” как сферы научных знаний и практической деятельности - это динамическая, общественно организованная система, в которой происходит процесс воспроизводства рабочей силы: ее производство (подготовка, обучение, повышение квалификации и т.п.), распределение, обмен (обмен израсходованных усилий рабочего в процессе трудовой деятельности на материальные и духовные блага), потребление, а также обеспечиваются условия и процесс взаимодействия работника, средств труда и предметов труда, формируются и развиваются взаимоотношения между субъектами производства в сфере труда.
Исходя из этого, сформулируем предмет дисциплины. Предмет ЭТ и СТО – это труд, как целесообразная деятельность людей, которая всегда и одновременно есть взаимодействием между человеком и природой, а также взаимоотношениями между людьми в процессе и по поводу производства.
В любом процессе труда можно выделить такие его составляющие элементы:
- предмет труда – это то, на что направлен труд: вещество природы или предмет, который уже был получен в предшествующем процессе труда, или объект предоставления услуг, с целью предания им новых свойств, полезных человеку;
- средства труда – машины, механизмы, инструменты, приборы, то есть орудия труда, а также здания, где происходит трудовой процесс, сооружения, которые его обеспечивают;
- способ влияния на предметы труда или технология деятельности, предусматривает наличие определенных профессиональных знаний и умений для выполнения работы;
- организация труда, то есть упорядочение процесса труда в пространстве и во времени;
- сам труд, как целесообразная деятельность человека, которая с помощью средств труда, технологии и определенной организации влияет на предмет труда с целью приспособления его для своих потребностей.
Каждый из этих элементов является необходимым в процессе общественного труда и в зависимости от степени их совершенства, полноты использования конечный результат руда будет разным.
На эффективность труда будут влиять предметы труда, которые используются, в технологическом процессе. Так на изготовление изделий из пластмасс расходуется в 3-8 раз меньше труда, чем на аналогичные изделия из металла. Химизация также дает значительную экономию затрат овеществленного труда. Каждая тонна пластмассы заменяет в среднем 4-5 тонн пиломатериалов и древесины, что позволяет сэкономить как живой, так и овеществленный труд. На трудоспособность работника влияет совокупность параметров средств труда, которые должны быть эргономичными, то есть приспособленными к человеку. Если имеет место несоответствие психофизиологических характеристик человека и параметров оборудования, то нарушается безопасный режим работы, повышается утомляемость работника, падает его производительность.
В случае если технологический процесс не будет обеспечен работниками соответствующего профессионально - квалификационного состава, не владеющих практическими навыками, необходимыми приемами и методами труда, то это может привести к производству бракованной продукции, поломкам оборудования, травматизму и другим отрицательным явлениям.
Поэтому исследование этих элементов процесса труда с точки зрения влияния их на трудоспособность работника является очень важными для обеспечения высокой производительности и эффективности труда.
Труд как сфера жизнедеятельности и его аспекты
Труд – это основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Влияя на окружающую среду, изменяя ее и приспосабливая к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.
Характеризуя участие человека в создании любых благ, которые удовлетворяют его потребности, используют такие понятия: деятельность, функционирование, занятие, работа, труд и др.
Деятельность – форма существования человека, это процесс, в котором реализуются физические и умственные способности для удовлетворения определенных потребностей. Это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, которая регулируется осознанной целью. Преобладающая часть деятельности людей осуществляется осознанно, на основе внутренне аргументированных побуждений.
Деятельность может быть физиологически обусловленной и физиологически не обусловленной, инстинктивной и осознанной, легитимной и не легитимной, целенаправленной и бесцельной, созидающей и разрушительной, востребованной и невостребованной. Осознанную деятельность разделяют на трудовую и нетрудовую.
Основными критериями, которые отличают трудовую деятельность от нетрудовой, являются такие:
- связь с созданием потребительских благ. Деятельность, которая не связанная с созданием полезных продуктов, не является трудом. Например, странствия, прогулки, игры как форма отдыха связаны с восстановлением трудоспособности, с развитием человека, воспроизведением жизнедеятельности;
- целеустремленность деятельности. Бесцельная деятельность отношения к труду не имеет, так как это напрасное расходование человеческой энергии, которое не имеет положительных результатов;
- легитимность деятельности. К труду относится лишь не запрещенная деятельность;
- востребованная деятельность. Если человек израсходовал время и силы на создание продукта, который никому не нужен, то такую деятельность нельзя считать трудом.
Виды деятельности представлены на рис.1
Не запрещенная (легитимная) | ||||||
Целенаправленная | ||||||
Созидающая | ||||||
Востребованная | ||||||
ТРУД | ||||||
Рис. 1. Взаимосвязь понятий “труд - деятельность”(где 1,2,3,4 – это следующие виды деятельности : запрещенная, бесцельная, не созидательная, не востребованная).
Таким образом, с экономической точки зрения, труд - это процесс осознанной, целесообразной, легитимной, созидательной, востребованной деятельности людей, с помощью которой создаются общественно-полезные блага.
Для характеристики деятельности человека очень часто применяют понятие «работа». Существует мнение, что это понятие можно применять лишь к механическим действиям животных, машин и механизмов, а также сил природы, а целесообразная деятельность человека – это именно «труд», а не «работа». Этим подчеркивается принципиальное отличие осознанной создающей роли человека в отличие от неосознанной роли животных, действия которых основаны на сформированных у них человеком условных рефлексах.
Между тем, в отношении человека, понятия работа и труд оправданно используются как синонимы: пошел на работу, рабочее место, рабочее время, работоспособность человека и др.
В трудовой деятельности человека можно выделить такие аспекты:
- общественный, потому, что цели деятельности человека обусловлены потребностями общества, которые формируют, определяют, направляют, регулируют деятельность человека;
- экономический,проявляется в занятости, функционировании рынка труда, оплате и материальном стимулировании труда, производительности труда, планировании, анализе и учете труда и др.;
- социальный,так какв процессе труда реализуются потребности, мотивы, ценностные ориентации, цели и ожидания, межличностные отношения разных социальных групп работников; формируется и развивается система социально – трудовых отношений, которая является стержнем трудовых отношений на всех уровнях экономики; рассматриваются содержательность, престижность, привлекательность труда;
- психофизиологический, как процесс расходования нервной (психической) и мускульной (физического) энергии человека, характеризуемый тяжестью, напряженностью труда; гигиена труда и др.;
- технико-технологический: техническое и технологическое оснащение, электро- та энерговооруженность труда, техника безопасности, экология и прочее;
- правовой –законодательное регулирование трудовых отношений: занятости, безработицы, социальной защиты и прочее.
Практически, в любой форме проявления труда, социально – трудовые проблемы охватывают почти все, или большинство аспектов трудовой деятельности. Это свидетельствует о сложности решения проблем в сфере труда.
Содержание и характер труда
В процессе трудовой деятельности следует выделять содержание и социально – экономический характер труда.
Содержание труда – это функциональные особенности конкретного вида трудовой деятельности, обусловленные предметом труда, средствами производства и формой организации производственного процесса, которые отражают профессиональную направленность труда.
Содержание труда характеризуется такими признаками:
- сложность труда;
- профессиональная пригодность работника;
- степень самостоятельности работника.
Рассматривая первый признак, следует учитывать, что в процессе труда осуществляются такие функции:
- логическая, которая связана с определением цели и подготовкой системы необходимых трудовых операций;
- исполнительская, то есть приведение средств труда в действие разными способами, чтобы влиять на предмет труда;
- регистрации и контроля, наблюдение за технологическим процессом, ходом выполнения намеченной программы;
- регулирование, корректировка, уточнение заданной программы.
Любая из этих функций может в разной степени присутствовать в труде отдельного работника, но непременно присуща совокупному труду. В зависимости от преобладания в трудовой деятельности тех или других функций, определяется сложность труда, складывается определенное соотношение функций умственного и физического труда.
Определение этого соотношения имеет важное значение для обоснования меры оплаты труда. Для этого необходимо проведение редукции труда, то есть приведение сложного труда к простому труду.
Сложный труд в отличие от простого имеет такие особенности:
- выполнение работником таких функций умственного труда, как планирование, анализ, контроль, координирование;
- концентрация активного мышления и целенаправленное сосредоточение;
- последовательность в принятии решений и действий;
- точная и адекватная реакция организма человека на внешние раздражители;
- быстрые, ловкие и разнообразные трудовые действия;
- ответственность за результаты труда.
Рассматривая такой признак как “профессиональная пригодность работника” следует отметить, что ее влияние на результаты труда обусловлено способностями человека, формированием и развитием его генетических склонностей, удачным выбором профессии, условиями развития и отбора кадров. Необходимо учитывать, что у человека не может быть полностью готовой профпригодности до того, как она включилась в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность. Лишь в процессе трудовой деятельности возможно определить степень сопряжения человека и профессии. В ходе профориентации, профессиональной консультации и профотбора создаются предпосылки такого сопряжения.
Следующий признак содержания труда – степень самостоятельности работника, которая зависит как от внешних ограничений, так и внутренних. Внешние определяются формой собственности: государственное, коллективное, частное предприятие, где работает человек. Внутренние ограничения обусловлены масштабом и уровнем сложности работы.
Сущность рассмотренных признаков содержания труда служит основой горизонтальной и вертикальной дифференциации в оплате труда. Сложность труда отражается в справочниках квалификационных характеристик профессий работников, в должностных инструкциях, трудовых обязанностях и др. документах, которые регламентируют функции работников.
Содержание труда, которое отражено в справочниках квалификационных характеристик профессий работников является основой формирования учебных планов профессиональной подготовки рабочих и специалистов.
Классификация содержания труда:
- по смыслу различают содержание труда в сфере материального и не материального производства;
- по видам деятельности выделяют содержание труда: предпринимателя, руководителя, ученого; служащего, рабочего, фермера др.;
- по профессии: экономист, юрист, врач, инженер, технолог, слесарь, водитель и т.п.;
- по специальности:
экономист: финансист; маркетолог; бухгалтер;
слесарь: слесарь – сантехник; слесарь – водопроводчик и т.п.
Социально – экономический характер труда отражает сущность развитости производственных отношений и раскрывает процесс взаимодействия человека с обществом. При этом тип общественной организации труда проявляется в способе соединения работников со средствами производства, в специфических формах разделения труда и его социальной структуре, во взаимосвязи отдельных видов труда.
Характер труда – это качественные характеристики труда, которые отражают особенности его функционирования не зависимо от содержания труда. Это его социально – экономические признаки, которые отображают тип общественной организации труда и отношение к нему работников.
Характер труда предопределяют такие факторы:
1) формы собственности: свободный и принудительный труд; индивидуальный и общественный; наемный труд и частный труд др.;
2) отношение к труду: престижный и не престижный;
3) отношения распределения: в соответствии с трудовым вкладом, только по конечным результатам, по собственности;
4) сущность социальных различий в процессе труда.
В зависимости от характера труда различают такие его виды:
- принудительный и свободный;
- частный и наемный;
- индивидуальный и коллективный;
- личный и общественный;
- содержательный и не содержательный;
- творческий – рутинный;
- умственный (интеллектуальный) и физический;
- разной степени тяжести, вредности и опасности, напряженности др.
Содержание и характер труда тесно связаны между собой и зависят от развития продуктивных сил и состояния производственных отношений. Изучение этих категорий позволяет на научной основе подойти к осуществлению распределения и кооперации труда; разработке рациональных режимов труда и отдыха; формированию действенных форм мотивации и стимулирования труда.
Разнообразие видов труда требует определенной их классификации. Выделяют следующие критерии классификации:
1) по характеру и содержанию труда;
2) по предмету и продукту труда;
3) по средствам и способам труда;
4) по условиям труда.
Классификация видов труда в зависимости от характера и содержания рассматривается в двух аспектах: социальном и структурном. Первый обусловлен формой собственности на средства производства: труд частный (собственника, арендатора) и наемный труд; труд индивидуальный и общественный. Социальный характер труда обнаруживается в формировании способов мотивации работы (желание, осознанная необходимость, принуждение).
Структурный характер труда формируется под влиянием особенностей содержания труда по степени интеллектуализации труда (умственный и физический; творческий и репродуктивный) и квалификационной сложности трудовых функций (определяется количеством составляющих элементов, их многообразием, новизной и условиями выполнения).
Классификация видов труда по предмету и продукту базируется на профессиональном, функциональном и отраслевом разделении труда. Профессиональное разделение предопределяет выделение труда научного работника (исследователя), инженера, управленца, производителя, педагога, врача др. По функциональному разделению выделяют труд предпринимательский, инновационный, воспроизводственный, коммерческий (последняя отображает и профессиональный признак).
При отраслевом делении видов труда рассматривают процессы лишь по основной деятельности, в связи, с чем выделяют труд промышленный и сельскохозяйственный (труд в растениеводстве и труд в животноводстве), в строительстве, транспорте, в коммуникационной сфере др.
Классификация видов труда по применяемым средствам и способам труда позволяет выделить труд ручной, механизированный и автоматизированный, а также низко -, средне- и высокотехнологичный.
Классификация видов труда в зависимости от условий труда предусматривает выделение труда в стационарных и подвижных условиях, наземного и подземного труда, труда нерегламентированного (свободного), регламентированного и жестко регламентированного с принудительным режимом.
Всесторонняя характеристика труда каждого работника и коллектива должна служить необходимой базой для оценки его соответствия требованиям, которые вытекают из целей труда в решении экономических и социальных задач предприятия или индивида.